Значение бухгалтерского учета в бизнесе многие руководители и собственники предприятий сегодня явно недооценивают. На самом деле грамотный бухгалтер может сэкономить для компании очень значительные средства. Об этом и о многом другом рассказал корреспонденту „КВ“ Николаю ВИКТОРОВУ генеральный директор ООО „Компания “ЮСОН» и учредитель ООО «Главбух» Василий ЦОЙ.
— Василий Григорьевич, чем занимается ваша компания «ЮСОН»?
— Если использовать терминологию советских времен — материально-техническим снабжением. Тем, что сегодня принято называть логистикой. То есть мы являемся связующим звеном между производителями и конечными потребителями и занимаемся, по сути, всем — транспортировкой, складированием, таможенными процедурами и так далее. В общем классическая схема, когда производитель думает только о производстве, а мы уже заботимся о том, чтобы его товар в оговоренные сроки попал к потребителям. Такая схема сегодня оптимальна, как показывает западный опыт.
— Ваши потребители и поставщики — они кто?
— Потребители наших услуг — это, как правило, очень крупные предприятия и организации, у которых бюджет на материально-техническое снабжение исчисляется десятками миллионов долларов в месяц. Работаем мы с горно-добывающими и горно-обогатительными предприятиями, шахтами, угольными разрезами, металлургическими комбинатами, энергосистемами, железными дорогами Казахстана и России. Похожая ситуация и с поставщиками. Они тоже все очень крупные. Тот же Волгодизель, например, который производит дизельные двигатели для большегрузных грузовиков БелАЗ. Таких предприятий всего два в России. А мы продавали, кстати говоря, больше половины продукции этого завода.
— А почему такой специфический сегмент рынка?
— Так получилось. Но, по большому счету, нашей компании нет большой разницы, с каким именно товаром работать. Мы видим свою задачу лишь в том, чтобы потребитель получил то, что ему нужно. И, естественно, в максимально короткие сроки, по оптимальной цене. Сегодня мы уже научились это делать в рамках СНГ. Теперь выходим на дальнее зарубежье — Иран, Южная Корея, Северная Африка. Задача даже не в том, чтобы поставлять туда товары из стран СНГ. Мы хотим наладить такую схему, чтобы поставлять, например, товары из Южной Кореи в Иран, вообще минуя Россию.
— Собираетесь активно выходить на международный рынок логистики? Не опасаетесь высокой конкуренции на этом рынке?
— Нет, не опасаемся. Сложности, конечно, есть. И самая большая сложность, пожалуй, это законодательство. Ведь у каждой страны оно свое. И тут необходимо работать очень осторожно.
— А почему вы решили заняться еще и финансовым консалтингом?
— Когда накопился опыт, то мы поняли, что его тоже можно продавать. Причем наш «Главбух» предлагает сегодня не просто услуги по ведению бухучета. Эта фирма, по сути, впитала в себя весь богатый опыт компании «ЮСОН». В том числе по внешнеэкономической деятельности.
— Консультации по ведению внешнеэкономической деятельности наверняка пользуются наибольшим спросом?
— Внешнеэкономическая деятельность сегодня очень сложна. Можно выполнить контракт, отгрузить товар, получить деньги, а проблема может появиться потом — год спустя, например. Придет комиссия в таможню или налоговые органы, поднимет документацию и обнаружит, что точка стоит в документах не в том месте, или, например, нарушен какой-нибудь таможенный режим. А штрафы за нарушения очень серьезные. Может оказаться потом, что целый год отработал в ноль. Или даже в минус. А если контракты не долгосрочные или разовые, с зарубежными партнерами, то многие предпочитают не ломать голову, а просто обращаются к нам — в «Главбух».
— Вы сопровождаете зарубежные контракты своих клиентов?
— Это даже не сопровождение. Мы сами становимся контрактодержателями. И все шишки, которые могут появиться, будут падать не на клиентов, а на нас.
— А на бухгалтерские услуги спрос в Омске есть?
— Скажем так, хороших бухгалтеров в Омске не так много, а предприятий — тысячи. Естественно, спрос на бухгалтерские услуги есть. К тому же бухгалтерский учет стал сегодня для всех предприятий серьезной проблемой. Налоговое законодательство несовершенно, да еще и изменения в нем постоянно происходят. В общем, чтобы нормально вести бухучет даже на маленьком предприятии, требуется серьезный опыт работы. Если бухгалтер совершил ошибку, то исправить ее будет очень сложно. Да последствия этой ошибки могут проявиться не сразу. Бывает, что год проходит, а то и два. Бухгалтер ходит на работу, сдает отчеты, а потом приходит комплексная проверка, и тут обнаруживается, что первичные документы не так оформлены.
— Это гипотетическая ситуация?
— Нет, очень жизненная. Обратилась к нам, например, одна фирма, которая отработала уже пять лет. Никаких проблем у них вроде бы не возникало. А потом пришла серьезная проверка, и проблемы возникли. Не нужно забывать, что проверка может быть, как показывает практика, инициирована вашими недоброжелателями. К сожалению, это случается довольно часто. И можно остаться на нуле. К бухучету нужно относиться серьезно. Знаете, чем отличается умный человек от мудрого? Умный найдет выход из любой сложной ситуации, а мудрый в сложную ситуацию просто не попадет.
— Видимо, это не только чужой, но еще и ваш личный опыт?
— Несомненно. Я сам проходил через многие неприятные ситуации и знаю, о чем говорю. И фирму «Главбух» мы создали, чтобы другие, используя наш опыт, не повторяли ошибок. Мы можем не только поставить бухучет, но и протестировать вашего бухгалтера. Ведь редкий директор на самом деле может оценить профессионализм своего главного бухгалтера самостоятельно. А большинство директоров вообще недооценивают влияние бухучета на бизнес. На самом деле бухгалтер — это даже не второе, а первое лицо фирмы. К его выбору нужно подходить очень тщательно. И зарплату он должен получать адекватную своим способностям. Может ли небольшое предприятие платить своему бухгалтеру достойную зарплату? Вряд ли. А квалификация бухгалтера должна быть высокой в любом случае — вне зависимости от размеров предприятия.
— Выход в аутсорсинге?
— Конечно. На западе это давно считается нормой. Мы являемся, например, дилером одной словацкой фирмы. Их продукция распространяется сегодня во всей Восточной Европе, на Украине, в Белоруссии, в России. При всем при этом в штате фирмы всего 17 человек. Все производство обслуживают 5 человек. Все остальное — на аутсорсинге. Уже и в России многие стали это понимать. Многие маленькие предприятия нанимали своих бухгалтеров, понабивали шишек, а теперь пришли к нам. Мы ведь и с контрактами поможем, и схему разработаем, и банкам эти предприятия можем порекомендовать. У нас со многими банками в Омске очень хорошие отношения. К нашему мнению прислушиваются. И некоторые банки зачастую своих клиентов посылают к нам, чтобы мы их проконсультировали.
— «Главбух» существует уже много лет, а широкая общественность узнала о нем не так давно. Почему?
— На омском рынке «Главбух» работает уже пять лет. Действительно, сначала мы широко не рекламировали свои услуги. Сначала среди наших клиентов были в основном друзья, знакомые и знакомые знакомых. Мы нарабатывали опыт. Теперь вот считаем, что можем предлагать свои услуги более широко.
— Вы осторожный человек...
— Естественно. Плохая весть расходится гораздо быстрей, чем хорошая.
— Но сейчас и конкуренция на этом рынке обостряется. Начинается демпинг...
— Мы, естественно, следим за ситуаций на рынке. Действительно есть фирмы, которые предлагают очень низкие расценки за свои услуги. Что я могу сказать по этому поводу? Есть очень простая аналогия. Можно ездить на «Запорожце». У него есть четыре колеса, и он может перемещаться по дороге с приемлемой скоростью. Но многие почему-то предпочитают более дорогие автомобили. Так и здесь. Есть законы экономики. Если товар или услуга стоит столько, то она и будет стоить столько. Если кто предлагает услугу за меньшую стоимость, значит, в этой услуге чего-то недостает. И с первого взгляда это можно и не заметить. Обнаружится изъян лишь потом. Теоретически можно найти «Мерседес» по цене «Запорожца», но он будет битым и без колес. Если кто-то любит рисковать, это его право — пусть выбирает услугу дешевле.
— Вы всегда идете навстречу пожеланиям клиентов и делаете то, что они просят?
— Насколько я знаю, многие аудиторские компании действительно этим грешат — делают так, как просит клиент. Но зачастую клиент и сам не знает, как будет лучше для него же. У него ведь нет бухгалтерского образования. Откуда он может знать? В общем, мы подходим к этой проблеме иначе. Мы пытаемся вникнуть в конкретную ситуацию, в которой находится предприятие, и выдаем свои рекомендации. Иногда даже советуем обратиться в другую фирму, поскольку он попал не по адресу. В другом месте ему помогут лучше. Или убеждаем, что лучше сделать не так, как он хочет, а иначе. И предлагаем ту услугу, которая ему необходима на самом деле.
— Тяжело убеждать?
— Порой очень тяжело...
— Но вас же никто об этом не просит. Можно ведь идти и по легкому пути...
— Можно, конечно. И говорить потом: ты сам этого хотел, а мы все сделали в соответствии с пожеланиями клиента. Но мы ведь хотим честно зарабатывать свои деньги. Чтобы все знали: «Главбух» — фирма надежная и никогда не подведет. И подстрахует, даже если клиент сам промахнулся. У нас были разные клиенты. На некоторых даже уголовные дела были заведены, связанные с их хозяйственной деятельностью. С возмещением НДС многим помогаем. При исполнении внешнеэкономического контракта необходимо до мелочей соблюдать все процедуры, учитывать множество нюансов и особенностей нашего законодательства. Довольно часто приходится отстаивать свои интересы и интересы своих клиентов через суд. В самый урожайный месяц у нас было 22 судебных процесса. И ни одного процесса, кстати говоря, мы еще не проиграли. В Татарстане выиграли два суда. В Самаре судились, в Челябинске. Там вообще налоговая инспекция была в шоке. Это был первый случай, когда кто-то подал на них иск в суд. Мы не пользуемся никаким лобби во властных или иных структурах. Всегда работали честно и чисто. И клиенты к нам идут. Даже иностранные компании есть, которые работали раньше через московские фирмы. Поработав с нами, они отказались от их услуг.
— А свободное время, когда оно появляется, как предпочитаете проводить?
— Фотографирую. Времени, конечно, не хватает, но пытаюсь даже сотрудничать с омскими СМИ. В журнале «Ферзь» мои снимки печатались. «Подрабатываю», в общем, там фотографом. В «Спортивной газете» являюсь фотокорреспондентом. У меня даже удостоверение есть.
— Спорт любите?
— Конечно. Долгое время я занимался таэквондо. У меня черный пояс. Теперь предпочитаю командные виды спорта. В волейбол, например, люблю поиграть. Вообще, занятия спортом полезны вдвойне. По спортивным пристрастиям можно быстро понять человека: Как он ведет себя на площадке, таков и в бизнесе.
Василий Григорьевич родился 10 февраля 1959 года на юге Казахстана — в селе Октябрь Талды-Курганской области. Там же окончил среднюю школу. В 1976 году приехал в Омск и поступил в Омский политехнический институт, на радиотехнический факультет. По окончании института в 1981 году по распределению пришел работать на телевизионный завод — мастером производственного участка в цехе по производству телевизионных приемников. Затем работал инженером ОТК, инженером госприемки, заместителем начальника цеха.
В 1991 году ушел с завода и стал заниматься бизнесом. Первый опыт самостоятельного предпринимательства оказался не слишком удачным, поэтому в 1992 году устроился на работу менеджером в коммерческую фирму. За короткий срок стал ее соучредителем. Но через некоторое время вновь решил работать самостоятельно. До 1996 года занимался торгово-посреднической деятельностью.
В 1996 году создал и возглавил компанию «ЮСОН», основным направлением деятельности которой стало материально-техническое снабжение энергетических предприятий, добывающей и перерабатывающей промышленности. До 2002 года компания «ЮСОН» представляла интересы в России казахстанской компании «Хак-групп».
Имеет черный пояс по таэквон-до, второй дан.
Женат. Трое детей. Все дети экономисты. Старшая дочь и средний сын работают в омских банках. Младший сын завершает учебу в Санкт-Петербургском госуниверситете.