На примере работы с Казахстаном мы демонстрируем возможности логистики
Рафаиль ИБАТУЛИН, руководитель ассоциации «Автомир» ответил на вопросы кореспондента "Коммерческих вестей".
— Рафаиль Абдуллахатович, ваша ассоциация — это коммерческое партнерство?
— Нет, не коммерческое. Каждое предприятие ассоциации «Автомир» является сегодня финансово-независимым. Мы объединились, чтобы совместно заниматься продвижением продукции тех российских производителей, представителями которых мы являемся. То есть, ассоциация занимается не торговлей, а оказанием услуг по снабжению предприятий. Не так давно мы начали оказывать услуги и во внешнеэкономической деятельности.
— Я слышал, что у вас есть собственное представительство в Казахстане.
— Да, торговый дом в городе Петропавловске носит название «Автосоюз», там же нами была приобретена и производственно -складская база. В Омске много предприятий, которые хотят поставлять свою продукцию в Казахстан. Но сами внешнеэкономической деятельностью не занимаются. Тогда они пользуются нашими услугами, а покупатели из Казахстана получают товар уже растаможенным на складе у нашего представителя. Причем оплачивают его в тенге и получают уже казахстанский сертификат на этот товар.
— С какими омскими предприятиями вы сейчас работаете по такой схеме?
— Это компания «АСФА-ТРЕЙД» — пластиковые трубы и фитинги, компания «Сивик»- шиповальное и шиномонтажное оборудование, из крупных заводов — это ПО «Иртыш», которое поставляет в Казахстан газовые котлы и прочие товары народного потребления. В этом году мы начали работать с таким омским производителем, как производственное объединение «Эталон». Ведутся переговоры с рядом других предприятий. Но это лишь один из видов нашей деятельности. Сегодня мы подошли к реализации следующего этапа.
— И какова цель следующего этапа?
— Создание международного логистического центра. Уже зарегистрировано ООО «МЛЦ» — международный логистический центр, директором которого стал один из инициаторов создания нашей ассоциации — ДУРНОВ Игорь Геннадьевич. И последние полгода мы плотно занимаемся разработкой стратегии его развития. Именно на нашем опыте отрабатываются сегодня практические вопросы логистики снабжения, сбыта, производства.
— То есть вы начали выстраивать логистику с себя?
— Да. Мы начали с оптимизации собственной системы поставок, а теперь расширили ее до уровня услуги. Дальше создается целый комплекс услуг — по транспортировке, диспетчеризации ну и так далее. Вот всеми этими вопросами занимаются участники проекта «Международный логистический центр». Логистика — это сегодня самое слабое место в экономике. Отставание в этом вопросе не только нашего региона, но и России вообще от западных стран чрезвычайно велико. Если производители в развитых странах на доставку товаров до потребителя тратят не более 10-12% от себестоимости этих товаров, то затраты на логистику у наших производителей достигают 15-25%. Так что есть куда приложить силы.
— Созданием международного логистического центра ваша ассоциация занимается самостоятельно?
— Нет конечно. Участвуют и наши партнеры. В том числе и в научных кругах. Есть у нас партнеры и в Казахстане, и в Тюменской области. Ведутся переговоры с крупной западной компанией, специализирующейся на международной логистике, о том, чтобы она стала участником проекта.
— Какое участие этой компаний предполагается в проекте? Финансовое?
— Пока не могу сказать. Переговоры не завершены. Но участие может быть различным. Как финансовым, так и консультационным. Мы не рассчитываем, что кто-то придет со стороны и все за нас сделает. Как раз наоборот. Именно наша работа по централизации и оптимизации уже существующих грузопотоков, как мы считаем, позволит привлечь в Омск и другие грузопотоки.
— Вы уже продвинулись вперед в централизации существующих грузопотоков?
— Думаю, что да. Сегодня идет достаточно успешная работа по централизации поставок из Омска в Казахстан. Внешнеэкономическая деятельность — это довольно большой блок проблем. И если каждой компании не придется решать все самостоятельно, а можно будет доверить их решение оператору, то получится существенная экономия и сил, и средств, и времени. Самое интересное, что для омских поставщиков и казахстанских потребителей получается выгоднее работать через оператора, чем напрямую друг с другом.
— Это касается только работы с Казахстаном?
— Нет, вопрос можно рассматривать шире. На примере Казахстана мы отрабатываем саму модель логистики и демонстрируем ее возможности. В перспективе подобных транспортных коридоров можно сделать много.
— Каких, например?
— Например, сегодня плохо выстроена логистика поставок из Омска на север Тюменской области, на север Омской области, в Восточную Сибирь, на Дальний Восток, и из Юго-Восточной Азии в Омск. Не решены вопросы логистики даже внутри самого Омска. Сегодня в городе остро ощущается потребность в централизованном складском терминале класса «А».
— А с властями города и региона у вас уже есть контакты на эту тему?
— Пока нет. Мы считаем, что, перед тем как выходить на власть, нужно сначала что-то сделать самим. По этому пути мы и пошли. Начали делать и параллельно разрабатывать проект. Когда реально возникнет необходимость выхода на власть, мы это сделаем. А прийти и просто рассказать о наших планах и попросить каких-то, допустим, преференций — это не конструктивно, как мне кажется.
— В таких долгосрочных проектах всегда трудно понять: какую именно выгоду получит тот или иной его участник. В частности регион...
— Если говорить о выгодах, которые получит территория, они очевидны. Работа в Омске международного логистического центра, без сомнения, отразится на регионе положительным образом. Сюда в итоге пойдут деньги, пойдет информация. Естественно, со временем возникнет необходимость в большой обслуживающей инфраструктуре — терминалах, гостиницах, транспортных, страховых, консалтинговых, юридических, инвестиционных компаниях и так далее. А это и дополнительные рабочие места, и дополнительные налоги.
— Но без масштабных инвестиций такую задачу не осилить. Где взять деньги?
— Инвесторы всегда появляются, когда есть объект для инвестиций. К тому же, чтобы управлять этими инвестициями, нужна адекватная этим инвестициям структура. Простой пример. Дайте сегодня миллион долларов любому человеку, который к этому не готов, у которого, говоря экономическим языком, нет инвестиционной идеи. Нетрудно представить, что он сделает с этими деньгами. Купит дом, дорогую машину, что-нибудь еще из предметов роскоши. Даже если он и захочет создать свой бизнес, то управлять им будет неэффективно. В общем, деньги придут, когда будет выработано эффективное предложение.
— И все-таки какие суммы требуются для того, чтобы начать реализацию этого проекта?
— Нулей в этой сумме много. Но нужно идти последовательно, поэтапно. Мы не собираемся говорить сегодня о Нью-Васюках. Во многих регионах, кстати говоря, уже были попытки создания подобных структур административными усилиями. Даже деньги выделялись бюджетные, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Созданные структуры работают только на бумаге.
— Почему?
— Потому что власть не должна подменять бизнес. Она должна создавать условия для развития бизнеса. Что касается серьезных международных инвесторов, то им важна и политическая поддержка проекта региональной властью.
— Ваша ассоциация является членом двух предпринимательских объединений. Как к вашему проекту отнеслись в омском бизнес-сообществе?
— Отнеслись положительно. Другой вопрос, что мы пока широко не оглашали свои планы. Но сейчас мы уже понимаем, что время наступило. Идет подготовка презентации проекта «Международный логистический центр» для членов Омской ТПП.
— А какая перспектива ожидает ассоциацию «Автомир». Она интегрируется с международным логистическим центром?
— Нет,ассоциация «Автомир» — это самостоятельный проект. «Автомир» будет участвовать в работе международного логистического центра как один из его операторов, но развиваться и совершенствоваться будет в своей нише — в автомобильной тематике.
— Мне почему-то кажется, что вы в свободное время занимаетесь спортом. Это так?
— Два раза в неделю я обязательно играю в волейбол. А последние пять лет увлекся еще и горными лыжами. Сначала ездил в Белокуриху, а теперь езжу в Горную Шорию — на Шеригеш. Там хороший снег. Думаю вот в Алма-Ату съездить — на Чимбулак. Говорят, что там тоже очень хорошо можно покататься.
Рафаиль Абдуллахатович родился 27 мая 1959 года в городе Актюбинске (Казахстан). Там же окончил среднюю школу. После школы сразу поступил в Томский политехнический институт на химико-технологический факультет по специальности «Технология электрохимических производств». По окончании института в 1981 году приехал по распределению в Омск — на завод им. Октябрьской Революции (ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения»).
На заводе отработал в общей сложности 11 лет. Сначала был мастером в сборочном цехе, потом заместителем начальника этого же цеха, а в последние годы — заместителем главного металлурга завода.
В 1992 году ушел с предприятия, чтобы заниматься собственным бизнесом. В 1993 году стал одним из трех учредителей ООО «Ринг», которое специализировалось на торговле автомобильными шинами.
В 2002 году совместно с Омским региональным центром автомобильного снабжения и сервисным центром «Автомир» учредил ассоциацию «Автомир». В настоящее время — руководитель этой ассоциации.
Женат. Двое детей. Дочери 22 года, сыну — 21 год.