СибАДИ со скрипом прошла аттестацию, если говорить прямо, сумела «обмануть» аттестационную комиссию, выдав желаемое за действительное.
— Меня как специалиста, отдавшего СибАДИ 34 года жизни, прошедшего нелегкий путь от аспиранта до доктора наук, весьма волнует создавшаяся на кафедре «Архитектура ПГЗ» факультета «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) негативная ситуация. На кафедре и факультете в целом совершенно не уделяется внимание развитию учебного процесса, разрушаются творческие условия коллектива и ранее созданный потенциал — это не может не вызывать чувства недоумения ии возмущения.
Прежде чем вынести наболевшую проблему на страницы газеты, я неоднократно обращался со служебными записками к ректору СибАДИ Виктору САЛЬНИКОВУ. Но, к сожалению, никакой реакции на них не последовало, а между тем негативные последствия сложившейся ситуации проявились в выпуске 2004 года. Несколько дипломников были сняты с проектирования, десять не были допущены к защите, а один получил «неуд».
Подготовка специалистов является результатом качества коллективной организации учебного процесса в течение всего срока обучения студентов. На факультете ПГС в последние годы сложившийся процесс воспитания и обучения молодых специалистов грубо разрушается. Так, с 2003 года волевым решением ректора теоретический курс лекций для студентов ПГС по основной специальной дисциплине «Архитектура гражданских, промышленных зданий и сооружений» был сокращен с 54 до 36 часов.
В том же учебном году из учебного плана были исключены лабораторные работы по строительной физике, с тех пор студенты лишились практического закрепления теоретического курса функциональных и физико-технических основ проектирования любых архитектурных пространств и объемов. В ноябре 2004-го поспешно была ликвидирована лаборатория строительной физики кафедры «Архитектура ПГЗ», которая с 1972 года являлась апробированной базой для подготовки инженеров-строителей.
Решение о закрытии лаборатории было принято без обсуждения с коллективом кафедры и оппонирования специалистами. Вместо нее начали создавать новую лабораторию, предназначенную для специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Непонятно, зачем разрушать действующую лабораторию прежде, чем создавать старую, которая к тому же не сможет обеспечить решение многофакторных задач организации архитектурной среды.
После ликвидации лаборатории строительной физики в ее помещение была переведена мастерская архитектурно-конструктивного проектирования, а мастерскую рисунка и живописи перевели в аудиторию, которая никак не соответствует по площади нормативным требованиям для чертежных и творческих помещений. В то же время для студентов и преподавателей инженерно-архитектурной специальности нет не только персонального компьютера с цветными принтерами, но и мастерских, оборудованных хотя бы традиционными чертежными досками с рейсшинами для выполнения графических работ.
В последние четыре года на факультете ПГС практически не работает учебно-методическая комиссия. С момента открытия новой специальности ПЗ по подготовке инженеров-архитекторов не ставились и не обсуждались задачи и проблемы организации учебного процесса, не проводились методические семинары по становлению и развитию специальности ПЗ.
Подготовка инженера-архитектора должна быть процессом штучного производства с более высокой планкой требований к абитуриенту, студенту, выпускнику и особенно к преподавателям. Кафедра «Архитектура ПГЗ» после всех реорганизаций оказалась обескровлена специалистами, остались четыре опытных «одуванчика» и лаборанты, которые еще мало что знают. Приглашенные с производства опытные и перспективные архитекторы Анатолий АЛЕКСАНДРОВИЧ, Олег ГОЛУБЕВ и Светлана ПОНОМАРЕВА из-за разрушения сложившейся комфортной среды преподавания ушли с кафедры. Возникает вопрос: кто и как будет вести учебный процесс по специальности ПГС и особенно ПЗ?
Практически два года кафедра «Архитектура ПГЗ» существовала без заведующего. А и.о. заведующего кафедрой Геннадий КОЗАЧУН весьма вольно трактует процесс подготовки инженера-строителя и инженера-архитектора, утверждая, что им не нужны знания физико-технических основ проектирования. В заключение можно сказать, что лучшая школа подготовки специалиста определяется не только материальным оснащением учебных классов, мастерских, богатством библиотечного фонда и другого оборудования, но самым главным — лучшими профессорами, преподавателями и лучшими учащимися. Будущим архитекторам нужно не столько знать формулы, сколько уметь прогнозировать и интерполировать строительные и архитектурные процессы. Но как раз этому мы их почти не учим, поэтому не отвечаем за них в этой области.
Если срочно не изменить ситуацию, факультет ПГС утратит фундаментальную основу подготовки специалистов, возникнет провал в обучении. Наши студенты выполняют проекты для омских строительных организаций, которые заказывают их через академию. Но чтобы студенты могли качественно делать проекты, их кто-то должен научить этому. А у нас варварская кадровая политика, СибАДИ ОмГТУ, переманивает специалистов из ОмГТУ. Но это тупиковый путь, нужно готовить преподавателей из своих студентов, натаскивать, вести их по жизни. Чтобы воспитать преподавателя, нужно увлечь, заинтересовать студента, тем более что наша зарплата оставляет желать много лучшего. Идущая много лет реформа образования пока не только не дала положительных результатов, но и во многом разрушила то позитивное, что было накоплено за многие годы.
Сейчас идет много разговоров о реформировании высшей школы, сокращении количества вузов. В случае какого-либо объединения СибАДИ и ОмГТУ (об этом ходят упорные слухи), как в свое время ветеринарный институт влился в аграрный университет, это, на мой взгляд, пойдет на пользу. Среди преподавателей зерна отсеются от плевел, профильные дисциплины обогатятся взаимными наработками. СибАДИ со скрипом прошла аттестацию, если говорить прямо, сумела «обмануть» аттестационную комиссию, выдав желаемое за действительное.
Многие омские фирмы, и не только строительные, возглавляют выпускники СибАДИ, которым не должно быть безразлично, что творится в их alma mater. От того, каких специалистов мы сейчас выпускаем, напрямую зависит будущее омской стройиндустрии. Возможно, это происходит потому, что профессор КОЗАЧУН не имеет соответствующего образования: по специальности он инженер-землеустроитель, выпускник Омского сельхозинститута. Его базовое образование имеет весьма далекое отношение к подготовке инженера-строителя, а тем более инженера-архитектора. Кстати, именно КОЗАЧУН возглавляет учебно-методическую комиссию, которая последние четыре года не работает. Воспитание талантливого инженера-архитектора возможно только в условиях высокоинтеллектуальной среды, которая в СибАДИ, к сожалению, разрушается.
Василий ВАЛОВ, профессор Сибирской автомобильно-дорожной академии: