Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Виктор ВАЙЦ: "Евросервис" хотел вырезать стадо. Но я им этого не дал"

23 мая 2005 12:10
0
2935

19 декабря 2004 года Виктор ВАЙЦ был избран главой администрации муниципального образования «Кормиловский район», набрав 32,44% голосов. С 1996 по 2000 годы он уже рукоовдил этим районом, но когда четыре года назад проиграл выборы сопернику. Однако, на этот раз кормиловцы решили вернуть Виктора Викторовича, отказав в доверии действующему главе Геннадию МИРОШНИЧЕНКО. С Виктором ВАЙЦЕМ встретился редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН и задал ему ряд вопросов:

— В 2002 году в «Коммерческих вестях» была опубликована статья «Смычка города и деревни» о том, что в кормиловское село пришли городские инвесторы. Прошло время, каковы результаты этой интеграции?

— В свое время селянам было много обещано, но в реальности городские инвесторы сделали в районе крайне мало. Они покадумают лишь о сиюминутных выгодах: посеять зерно, убрать его — и заработать на этом. Людей, хороших специалистов, сократили — соответственно и результаты. В агрофирме «Кормиловская», например, куда вошли сильные некогда хозяйства — племсовхоз «Михайловский», колхоз им. Ленина, СПК «Сибирь» — падают надои. Племсовхоз вообще остался почти без кормов, до самого последнего времени племенных коров там держали на голой соломе.

— Кстати, в той же статье «КВ» писали о том, что колхозы им. Карбышева, «Родина» и им. Куйбышева (Некрасовка) совместно с омской компанией «Астра-хлеб» объединяются в «Кормиловский южный альянс». Однако вчера, готовясь к поездке в Кормиловский район, я не обнаружил следов этой организации.

— Это были всего лишь намерения. Южного альянса не получилось. Тогдашние районные власти воспрепятствовали такому объединению. Может быть потому, что это была тогда моя идея. А все четыре последних года моя фамилия на руководство района действовала, как красная тряпка на быка. «Некрасовский» работает сегодня самостоятельно, колхоз им. Карбышева канул в Лету, сейчас там частное предприятие — ООО «Сосновское», а «Родину» под себя забрал Кормиловский молзавод («Сибирская белочка»).

— То есть вы хотите сказать, что два-три года хозяйствования на кормиловской земле городских инвесторов результатов не дали?

— Пока не дали. Во всех их сельхоз предприятиях — у «Евросервиса» и в «Полете и К», и в «Титане», и в «Сибирской белочке» идет тотальное сокращение людей. Может быть, к этому и надо идти, чтобы не держать балласт, сократить издержки, но необходимо это делать осторожно, учитывая социальную напряженность. К тому же я не согласен с тем, что, село, дескать, разваливается, а вот пришли сюда городские и научат нас работать. Здесь тоже есть сильные руководители. Живет же самостоятельно СПК «Нива», живет Некрасовка. И развиваются, и работают, и зарплату платят. Ну какой, скажем, «Титан» инвестор? Взяли одну деревушку — 189 коров и две тысячи гектаров пашни. Но они еще ничего не вложили в социальное развитие села, правда, вот неделю назад убедил их пятьдесят тысяч перечислить на проектно-сметную документацию газификации села. В 22 сельских районах провели природный газ, при этом Кормиловский район — единственный из них, где этот газ не зашел ни в одно из сел. Как в 1998-м в райцентр его завели и на этом все остановилось.

— Почему?

— Когда я пришел к министру нефтяной и газовой промышленности Омской области и говорю, помогите, пожалуйста, району с газом, он сказал, что прежде всего необходимо заказать проектно-сметную документацию по газификации. Я в обед отправил своего заместителя в проектный институт. А он вечером уже привозит документацию. Я удивился такой невероятной скорости. А он открывает бумаги и говорит: посмотрите год. Двухтысячный! Четыре года в Омске пролежала документация, и не нашлось никого, чтобы ее привезти в район.

— Кстати, о «Титане». Вы говорите: одна деревня, не вкладывают. Но, возможно, не будь инвестора, деревня вообще бы развалилась к сегодняшнему дню.

— Возможно, там и было бы хуже, но и лучше не стало. Там единственно — 46 человек трудоустроены. Вот и все.

— Но зачем тогда городским предприятиям, которые раньше селом не занимались, — брать землю.

— Это вопрос не ко мне, а к этим предприятиям.

— Ну а «Полет и К»? Ему что удалось здесь сделать?

— Там тоже были проблемы. Начиная с того, что они маленько, так сказать, обвели людей вокруг пальца. Забрали у 346 человек земельные доли и внесли в уставный капитал. Часть владельцев земли ведут с этой фирмой судебные тяжбы уже в течение полутора лет.

— Но это общая проблема на селе. В том же «Омском беконе», например, в свое время земельные паи тоже вошли в уставный капитал ОАО.

— В Алексеевке, где обосновалась фирма «Полет и К» правил (именно правил, а не управлял) бывший военный. Подполковник. Как он мог здесь руководить? Тем более, живя в Омске. Наезжая. Приедет так в десять утра, а в пять — опять домой. Сельская психология складывалась десятилетиями: видит работяга, что начальник рядом, беспокоится, следит за делом, то нормально работает. Нет начальства рядом, то — бывает — и работу побоку. Сейчас в Алексеевке руководитель другой, человек, в сельском хозяйстве разбирающийся. И результат налицо: в истории района, наверное, такого не было, чтобы там раньше 13 литров молока от коровы получали. Взяли курс на увеличение количества коров. Ведь, для того чтобы молоко прибыль приносило, необходимо не менее 400 дойных голов КРС, и надой не менее трех с половиной тысяч литров. Сегодня они уже планируют строить жилье, для привлечения молодых специалистов. Так что, несмотря на то, что три последних года у них были убытки по хозяйству, они не намерены оставлять хозяйство. Я дважды по этому поводу встречался с Александром ТАРАСОВЫМ. И вообще всем инвесторам я сказал: готов поддерживать вас в районе, но при соблюдении некоторых условий. Первое: увеличение рабочих мест, чтобы население было занято, второе — принимаете финансовое участие в социальном обустройстве села, так как ваши работники в ФАПы входят, в клубы, а их дети ходят в школы.

— Чтобы выжить сегодня, какой должна быть самостоятельная сельская единица — фермер, СПК или агроферма?

— Крупной! В районе числится, например, около двухсот фермеров. Настоящих из них — семь — восемь человек. У каждого из которых более тысячи гектаров земли. Все остальное невыгодно.

— И животноводство-то на селе, наверное, убыточно?

— Нет, молоко рентабельно. При условии, конечно, что получать от коровы надо не менее трех тысяч литров.

— Но вы говорили о проблемах в ОП «Михайловское», где, наверное, всегда было лучшее в районе молочное стадо.

— Там 476 голов. Но агрофирма «Кормиловская», куда входит ОП «Михайловское», болела той же болезнью: руководитель Андрей КЛИНГ жил в городе. У него кроме агрофирмы был еще свой частный колхоз в Калачинском районе, свое кафе и еще хозяйство в Черлаке. Да к тому же он активно занимался коммерцией. Сахар там, еще что-то. У него просто не оставалось времени на агрофирму, объединяющую три крупных районных хозяйства. Во главе агрофирмы должен был стоять специалист. А у КЛИНГА опыта маловато. Хотя он и побыл немножко в Куликовском управляющим, где-то в Называевске работал председателем колхоза, но недолго. Что бы мы ни говорили, а лозунг «Кадры решают все!» так же актуален, как всегда.

— С петербургским руководством «Евросервиса» пообщаться пришлось?

— Конечно.

— Что нужно питерцам?

— «Евросервису» нужно много-много зерна и не нужно животноводство. Они готовы вырезать стадо.

— Так прямо и сказали?

— Да. Так и сказали: нам нет смысла сегодня этим вопросом заниматься.

— Как удалось переубедить?

— Поставили им условия. Они же сегодня арендуют земли. Из семидесяти тысяч га районной пашни двадцать тысяч арендует агрофирма. Я им поставил условия: уважаемые, на селе занятость — это животноводство, и чтобы не получить социальный взрыв, будьте добры, людей занимайте. Мы вместе проехали по всем предприятиям, я их убедил. КЛИНГ, наверное, не во всех своих хозяйствах даже и бывал. Ни одного собрания с коллективами не провел. Я сказал инвесторам: «Если вы считаете, что этот человек вам нужен, то я вам из районного фонда землю в аренду не дам». Агрофирму «Кормиловское» теперь возглавляет опытный специалист, работавший до 2000 года начальником районного управления сельского хозяйства, Владимир МИРОШНИЧЕНКО.

— Родственник бывшего главы района?

— Нет. Однофамилец. Так что с «Евросервисом» мы достигли консенсуса, как выражался наш последний генсек. Решили все вопросы. В том числе и по задолженности агрофирмы в районный бюджет.

— Сколько они должны?

— Восемьсот две тысячи за пользование землей. До 31 мая они клятвенно пообещали этот долг погасить. Сегодня все три хозяйства, которые входят в агрофирму, ведут сев зерновых. Там все налаживается.

— А как дела на Кормиловском водочном заводе, который некогда был одним из самых крупных плательщиков бюджета?

— Он умер девять лет назад. Его просто утопили в долгах. Возможно, это было кому-то надо. Там сегодня ценного-то — административное здание, гараж и территория.

— Кому он принадлежит?

— Его один купил, потом продал, и сегодня его контролирует Александр ТРЕТЬЯКОВ. Сейчас я предлагаю ему здание бывшего гаража отдать под крытый рынок. Думает.

— Хоть какая-то промышленность, кроме комбината хлебопродуктов, есть в райцентре?

— Сегодня в райцентре идут на работу утром одни бюджетники. Работают лишь молзавод, КХП, продовольственный комбинат и райтопсбыт.

— Насколько дотационен районный бюджет?

— За 2004 год из 36 млн рублей расходов собственных средств у нас набралось лишь 19 миллионов.

— Можете отметить главное, что удалось за четыре с лишним месяца управления районом?

— Во-первых, провести зиму без чрезвычайных происшествий. Во-вторых, провести организационную работу по подготовке документации на текущий год по строительству, по газификации, для того чтобы «попасть» в областной бюджет и областные программы. Естественно, сегодня мы уже работаем на 2006 год. Чтобы район в областных программах фигурировал. А то когда я просмотрел бюджет области на 2005 год, увидел: Кормиловка — 6,5 миллиона рублей, Крутинка — 28. Все мои заместители, все службы нацелены на то, чтобы в 2006 году объем финансирования района в рамках областных программ был больше.

— Есть ли у вас хобби?

— Есть давняя страсть — лошади. В последнее время, правда, для себя ими не занимаюсь. Но в районе прорабатываем вопрос с одним предпринимателем по открытию конно-спортивной школы.

Виктор ВАЙЦ

Родился 11 ноября 1948 года в селе Красная Тула Кормиловского района Омской области. В 1963-м году окончил в Кормиловке восьмилетку и поступил в Омский сельскохозяйственный техникум на зооветеринарное отделение. В 1968 году, окончив техникум, приехал в колхоз им. Ленина ветеринарным фельдшером. Через два месяца назначили и.о. главного ветеринарного врача колхоза. В ноябре 1998 года призван в Вооруженные силы. Служил в Новосибирске в роте почетного караула. 19 ноября 1970-го вернулся в колхоз главным ветеринарным врачом хозяйства. В 1975 году переведен там же главным зоотехником. В 1977 году избран председателем колхоза им. XXI съезда КПСС. В 1989 году стал председателем Кормиловского РАПО, вскоре переименованного в районное управление сельского хозяйства. В должности начальника райсельхозуправления и одновременно первого заместителя председателя райисполкома проработал до 1994-го, когда был назначен начальником отделения Федерального казначейства по Кормиловскому району. В 1996 году был избран главой администрации Кормиловского района. В декабре 2000 года, проиграв выборы в главы района, был назначен генеральным директором Омской областной сельхозтехники до ее расформирования. С 4 октября 2003 года по 4 октября 2004 года — глава администрации Ростовкинского сельского муниципального образования. В декабре 2004 года вновь избран главой администрации муниципального образования «Кормиловский район».

Жена — заведующая кормиловским ЗАГСом, дочь (1976 года рождения) работает в этом же райцентре в Сбербанке, сын (1972 года рождения)- предприниматель в Омске. Есть внучка.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.