Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Ирина ПРОЗОРОВА: "Тем, у кого одна коммерциализация на уме, мы напомним, каким должен быть город"

13 июня 2005 11:13
0
1917

29 апреля вице-мэром Омска, директором департамента социальной политики назначена Ирина ПРОЗОРОВА. О социальных проблемах Омска и первоочередных задачах нового департамента с заместителем главы администрации города беседовала корреспондент «КВ» Елена МИХАЙЛОВА.

— Ирина Анатольевна, в мэрии образован департамент социальной политики. Чем это вызвано?

— К сожалению, управления образования, здравоохранения, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки населения действовали разобщенно. Для того чтобы добиться единства городской социальной политики, весь этот блок объединили в одно направление с немногочисленным координирующим органом — департаментом социальной политики.

— А штатная сетка уже сформирована?

— Еще не окончательно. Она формируется в основном за счет сокращения ненужных подразделений в структуре самой администрации, а не за счет увеличения численности. И она очень ограничена: буквально несколько человек — аналитики, финансисты, программисты.

— Вы пришли к управлению департаментом в не самые лучшие для города времена. Ваши первоочередные задачи?

— Есть ряд проблем, которые следует решать немедленно. Так, социальная среда в Омске должна стать менее агрессивной по отношению к людям с ограниченными возможностями. К примеру, в нарушение законодательства объекты социальной значимости сдавались без специально оборудованных приспособлений. Если говорить об учреждениях культуры, только ТЮЗ на сегодняшний день готов принять инвалидов. Мы не имеем в городе ни одного комплексного реабилитационного центра, где бы велась не только медицинская, но также социальная и трудовая реабилитация. Мы забыли о том, что инвалид, тем более если это молодой человек, хочет жить полноценной жизнью, а для этого мы должны обучить его посильному труду.

Выявлено немало фактов взимания руководителями дошкольных учреждений вступительных взносов от 3 до 5 тысяч рублей. Отсюда еще одна задача — в ближайшее время навести там порядок, ликвидировать очереди. За четыре года 27 дошкольных учреждений переданы, проданы или использовались отнюдь не в целях воспитания детей. Принято решение отдать учреждения дошкольного образования только под эти цели, то есть там никого из арендаторов не будет. Кроме этого, все детсады, которые были перепрофилированы в результате сомнительных сделок, мы вернем. На Левом берегу предусмотрено строительство двух больших детских дошкольных учреждения на 12 групп каждое.

— Власти занимались городскими детьми спустя рукава. Достаточно взглянуть на улицы — полно неприсмотренных, замурзанных ребятишек. Так мы готовим будущую смену. Ваше мнение?

— В последние годы зафиксирован рост детской преступности: в 2004 году количество правонарушений возросло по сравнению с 2003 годом на 37%. Основное количество приходилось на летнее время, когда резко упало число детей, оздоравливаемых в пришкольных лагерях дневного пребывания. Если в 2001 году там отдохнули 20 тысяч детей, то в прошлом году — всего 13 тысяч, хотя отчеты, конечно, хорошие были.

Сейчас мы ищем возможность увеличить число мест отдыха до 17 тысяч: будем оздоравливать детей при школах, в том числе искусств и спортивных, при подростковых клубах. Это максимально возможный результат, учитывая имеющиеся мощности. К сожалению, наше учительство забыло, что педагоги ответственны за детей и за порогом школы. Не говорю, что у всех, но у многих учителей один ответ: «Я отвел уроки и больше ничего не знаю». Они забывают о том, что необходима воспитательная работа и есть большая ответственность за пределами уроков.

В этом году мы очень серьезно подошли к трудовой занятости детей и подростков: определили объекты и условия оплаты. Сейчас работаем над трудоустройством ребятишек там, где работают их родители. Мы забыли, что такое трудовые династии. Их вновь нужно начинать формировать на тех предприятиях, которые выжили. Источники финансирования — собственные средства предприятия плюс средства федеральной службы занятости. Дети будут зарабатывать до 1500 рублей в месяц. По решению мэра к уже запланированным 10 млн рублей для организации трудовой занятости дополнительно выделено еще 10 миллионов. Это позволит решить проблему занятости на треть большего количества детей и молодежи, чем ранее.

В городе на сегодняшний день функционируют 68 клубов, которые удалось сохранить за счет муниципальных средств, но этого недостаточно. Если говорить о Левобережье, там у нас практически ничего нет, кроме ДК «Молодежный». КДЦ «Иртыш» мне сложно назвать местом, где можно чему-то хорошему научить детей. Есть проблема кинотеатра «Первомайский», ряда других объектов, которые либо ушли безвозвратно, либо неизвестно, когда они будут работать на нужды населения. Поставлена задача: произвести полную инвентаризацию бывших клубов и найти варианты возврата системе клубов по месту жительства. Это была одна из предвыборных позиций Виктора Филипповича ШРЕЙДЕРА. Он очень хорошо понимает, каковы будут результаты этой планомерной работы.

— Есть немалая категория безнадзорных ребятишек, побирающихся на вокзалах, в магазинах. Что делать с этими ребятами?

— Ситуация осложнена в связи со вступлением в силу 122-го федерального закона. Комиссии по делам несовершеннолетних на сегодняшний день ни в округах, ни в городе не предусмотрены. Теперь это функция субъекта Федерации. Областная комиссия сформирована. Шесть единиц этой комиссии будут работать в округах. С 1 июня в областной комиссии начал работать специальный отдел по работе с подростками и детьми, проживающими в городе. Я думаю, что с учетом этих всех обстоятельств нам удастся преодолеть негативные тенденции. Но, к сожалению, в течение полугода работы не проводилось никакой. Такой вот правовой коллапс. Но даже если не работала комиссия, никто не лишал возможности тех же инспекторов по делам несовершеннолетних, педколлективы, заместителей окружных глав по социальным вопросам организовывать бригады и проводить рейды. У нас есть областной приют. Да, не хватает его мощности, но там можно было детей размещать. Если мест недостаточно, нужно думать о городском приюте или о городском центре призрения малолетних. Такие планы есть.

— Рост детских и подростковых правонарушений на 37% власть фактически замолчала. Как вы можете это оценить: как служебное преступление тех, кто руководил городом, или как безответственность?

— Считаю, что это полная безответственность. Я коренная омичка и могу сравнить, что было прежде, с тем, что происходило в самые последние годы. В городской политике не был виден человек, его нужды и проблемы, и, наверное, власть не очень хорошо осознавала свою социальную ответственность перед омичами. В городе не было серьезных, значимых социальных программ, за исключением разве что комплексной программы «Молодежь Омска» и еще двух узкоотраслевых — «Спортивный город» и «Омский футбол». Но надо было смотреть шире. По сути, в городе нет системы социальной поддержки. Нет даже базы данных. Сколько семей нуждаются в поддержке? Мы знаем, сколько у нас учеников, а вот какое количество из этих учащихся проживает в семьях неполных, неблагополучных? Мы не понимаем, кому мы оказываем помощь. Может быть, совсем не тому, кто нуждается. Проблем очень много, но их надо решать. У власти должен быть инструмент, и этот инструмент — целевые программы. Нужно ставить задачи, формулировать конкретные пути решения, изыскивать финансовые ресурсы, потому что без денег мы тоже ничего не сделаем, и оценивать результаты.

— Это — долгосрочные перспективы, а что будет сделано в самое ближайшее время?

— Сейчас разрабатывается региональная программа «Дети Омской области» и необходимо срочно, немедленно вклиниться в нее, формируя и наши местные условия, разбираясь, а что здесь у нас происходит. В ближайшее время будут сформированы контуры основных городских программ, определены первоочередные финансовые и организационные потребности по всей социальной проблематике. И мы будем знать, что нужно сделать для того, чтобы наши дети раздетые и голодные не бегали на улице. Чтобы старики при разветвленной системе социальной защиты не умирали одинокими в своих домах. Чтобы у нас все участники и инвалиды войны, уж они-то заработали это, получили заботу, внимание, в том числе и от детей. Вы, наверно, помните, как было когда-то организовано шефство. Это воспитывало прежде всего детей. Сейчас мы не знаем, сколько на микроучастке, где учится ребенок, проживает участников-инвалидов войны, тружеников тыла, блокадников, где они, кто они. Сейчас многие забыли о том, как жил, чем был славен город Омск. Надо понять, куда мы дальше идем, какие традиции возродим.

— Человек может забыть, что было раньше, зато он хорошо помнит, что у него маленькая зарплата и он с трудом сводит концы с концами. Взять, к примеру, бюджетную медицину.

— Да, есть проблемы в городском здравоохранении, и основная сейчас — это недостаточная укомплектованность врачами бригад скорой помощи. До поры были проблемы с участковой службой: тогда вакансии были заполнены процентов на шестьдесят. С 1 января по постановлению мэра был сделан перерасчет, теперь участковый терапевт получает надбавку в размере 180%. В поликлиники вернулись участковые терапевты, но начался отток из службы скорой помощи. Сейчас мы думаем о том, каким образом усилить скорую помощь в кадровом отношении, предусмотреть со второго полугодия муниципальные надбавки к зарплате, формировать дополнительные бригады, в том числе и участием фельдшеров, которые могли бы выезжать на несложные случаи. Выходим на медицинскую академию, чтобы ребята или девушки могли бы получить образование в медакадемии за счет муниципального заказа с условием, что на определенный срок они задержатся на работе в системе скорой помощи.

— У вас есть ностальгия по тому городу, который вы видели в детстве?

— Цветочная ностальгия у меня есть как у коренной омички. Помню, каким цветущим был Омск. Очень хорошая была, помните, традиция в Омске в 60-70 годах высаживать гладиолусы на разделительной полосе на проспекте Маркса. Вспоминаю, как пять лет назад у драмтеатра в течение всего лета цвела великолепная петуния. Я думаю, что нам нужно формировать не просто экологическое, а бережное отношение у омичей и прежде всего у наших детей. А тем, у кого одна коммерциализация на уме, мы напомним, каким должен быть город.

БИОГРАФИЯ

Ирина Анатольевна родилась 28 апреля 1959 года в Омске. После школы поступила в Омский государственный университет, который окончила в 1981 году по специальности «Русский язык и литература». В этом же году уехала с мужем по его распределению в город Макушино Курганской области, где в течение года работала учителем английского языка, а затем еще два года учителем русского языка и литературы. В 1984 году вместе с семьей вернулась в Омск. С 1984-го по 1986 год — учитель русского языка и литературы в средней школе № 29 Амурского поселка. В 1986 году перешла работать в школу № 30, где занимала должность организатора внеклассной и внешкольной работы, завуча, а затем преподавателя русского языка и литературы.

В 1991 году назначена специалистом по работе с обращениями граждан исполкома Центрального района города Омска. В 1993 году — начальник отдела социального обеспечения ЦАО. Затем до 2000 года занимала должность начальника управления социальной защиты населения ЦАО. С октября 2000-го по 2001 год — заместитель начальника Главного управления социальной защиты населения администрации Омской области. В октябре 2001 года назначена начальником управления жилищных субсидий и льгот администрации Омской области. В 2003 году получила второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». В марте 2004 года утверждена заместителем министра труда и социального развития Омской области.

29 апреля 2005 года назначена заместителем главы администрации города Омска, директором департамента социальной политики.

Елена МИХАЙЛОВА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.