1 сентября начнется очередной учебный год, и тысячи маленьких омичей отправятся в классы за новыми знаниями. Готовы ли омские школы распахнуть свои двери для учеников, какие проблемы и перспективы у городского образования — об этом и многом другом в преддверии Дня знаний корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с начальником городского управления образования Владимиром КУПРИЯНОВЫМ.
— Во всех омских школах 1 сентября прозвенит первый школьный звонок?
— Все городские общеобразовательные учреждения начнут работать 1 сентября, откроется и новая школа № 127 в 14-м военном городке. На ремонт омских школ этим летом было выделено 17,8 млн рублей из городского бюджета и 5,6 млн — из областного. Кроме того, средней школе №16 из резервного фонда выделено 1,2 млн рублей на восстановление разрушенного в результате пожара спортзала. Готовность школ к началу нового учебного года проверяли по округам приемочные комиссии, в которые входили представители управления образования и всех заинтересованных служб.
— В августе в который раз прокатилась волна слухов о том, что часть школ не разрешили открыть из-за их несоответствия нормам противопожарной безопасности. Дали ли пожарные добро на открытие всех омских школ?
— Оснащение автоматической противопожарной сигнализацией — общая беда всех российских учебных заведений. Цена этого вопроса очень высока — установка противопожарной сигнализации в одной школе обходится от 400 до 900 тысяч рублей, в зависимости от общей площади и количества кабинетов. В этом году монтаж сигнализации выполнен в 19 школах, из бюджета на это было выделено 6,9 млн рублей.
В принципе, все остальные предписания Госпожарнадзора, не связанные с большими затратами. выполнены. Все школы оснащены первичными средствами пожаротушения, проведена замена оконных решеток со сплошных на распашные, везде утверждены планы эвакуации и порядок действий при чрезвычайных ситуациях, освобождены запасные выходы. В начале учебного года в школах будут проведены уроки по пожарной безопасности с привлечением работников Госпожарнадзора. Ну а установка противопожарной сигнализации будет продолжаться по мере выделения бюджетных средств.
— Мэр Виктор ШРЕЙДЕР публично заявил, что поборы с родителей в омских школах прекратятся. Неужели на самом деле с родителей перестанут требовать деньги на ремонт и прочие школьные нужды?
— Поборы при приеме детей в любое учреждение независимо от типа образования жестко пресекаются, с руководителями, допустившими это, прощаемся. В этом году не продлен договор уже более чем с 50 руководителей образовательных учреждений. На все, что касается требований принудительной платы с родителей, мы готовы реагировать, пусть сообщают в управление образования о подобных фактах. Другое дело — добровольные пожертвования школам как от физических, так и от юридических лиц. Если кто-то хочет финансово помочь учебному учреждению, законом это не запрещено.
— Как решается вопрос с городскими дошкольными учреждениями, куда стало очень сложно попасть?
— Мы провели работу по обследованию очередности в дошкольные учреждения. Более 4 000 детей от нуля до 6 лет стоят на очереди — это очень много. Планируем до нового года разрешить эту ситуацию и сократить очередь до минимума. В сентябре в действующих дошкольных учреждениях откроются 20 дополнительных групп. Для этого в неиспользовавшихся помещениях проведен косметический ремонт. Закрыли ряд классов и освободили помещения в начальных школах, там появятся еще 20 групп для дошколят.
Из резервного фонда выделено 10,8 млн рублей на проведение ремонта и реконструкции дошкольных учреждений, которые использовались под другие виды деятельности. Работает резервная комиссия по вопросам использования объектов детской инфраструктуры. С коммерческими структурами, арендующими площади в детских садах, договоры аренды продлеваться не будут, вернем все, что сейчас используется не по назначению.
Часть помещений детсадов была передана школам под филиалы, передача их обратно дошкольным учреждениям — один из последних этапов решения этой проблемы. Комплекс вышеперечисленных мер позволит снять все вопросы по доступности мест в дошкольных учреждениях в ближайшее время.
— А школы из-за сложной демографической ситуации закрываться не будут, как когда-то детские сады?
— Из омских школ сейчас только единицы работают в одну смену, многие нужно разгружать. Был период, когда первых классов в школах формировали очень мало, но в последние годы количество первоклашек растет. В 2004 году в Омске родилось около 12 тысяч детей, а за первое полугодие 2005-го — уже более 8 тысяч, так что школы пустовать однозначно не будут.
— Хорошо, учить будет кого, а вот кому? Престиж профессии учителя упал ниже нижнего, кто придет на смену старым кадрам на мизерные зарплаты?
— Самая серьезная кадровая проблема у нас не в школах, а в дошкольных учреждениях, где у помощников воспитателей очень низкая зарплата. В школах самая дефицитная профессия — учителя информатики. С остальными предметниками вопросы решаются, потому что у директоров есть возможность доплачивать за счет надтарифного фонда. Работникам образования в Омске зарплату повысили на 33% по решению губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА с 1 апреля, а не с 1 сентября, как в других регионах. На федеральном уровне принято решение о повышении зарплаты бюджетникам в 2006 году дважды — с 1 марта и с 1 мая, так что ситуация будет менее острой.
Вопрос обновления кадров достаточно серьезный. Будем привлекать молодых специалистов возможностью получения социального жилья. До конца года 36 работников городского образования получат квартиры. С педагогическим и классическим университетами заключены договоры по целевой контрактной подготовке учителей для омских школ. Проблемы с кадрами существуют, но они вполне решаемы.
— Насколько омские школы оснащены современной компьютерной техникой?
— В этом году за счет выделенных из областного бюджета 4,9 млн рублей оборудовано 16 компьютерных классов — теперь такие классы есть во всех городских общеобразовательных учреждениях. Подготовлена программа компьютеризации омских школ на 2006 — 2010 годы, которая будет принята в ближайшее время. Ее цель — не только дооснащение школ современной техникой, но и создание единого информационного пространства. Единая информационная школьная сеть позволит решить многие проблемы, внедрить дистанционное обучение и прочие компьютерные технологии.
— Что можете сказать о результатах ЕГЭ в омских школах?
— ЕГЭ в рамках эксперимента просуществовал два года, дальнейшую судьбу его должны решать на федеральном уровне. На мой взгляд, ЕГЭ как форма аттестации возможен, но не как обязательное, а как добровольное тестирование. У выпускников школ должен быть выбор — сдавать традиционные экзамены или ЕГЭ. В этом году среди омских выпускников средняя оценка ЕГЭ по математике — 3,1 (46 баллов), это ниже, чем в среднем по России. Все омские вузы и средне-технические учебные заведения при наборе студентов этим летом засчитывали результаты ЕГЭ.
— Перед началом учебного года прошла традиционная конференция учителей, о чем на ней говорили?
— Конференция, как и областное совещание учителей, была посвящена преемственности в образовании. Потом эта проблема будет обсуждаться на педсоветах в школах. С преемственностью в последние годы возникли проблемы из-за узаконенной вариативности школьного образования. Одна школа работает по одному учебному плану, другая — по совсем другому, при переходе ученика из одной школы в другую при перемене места жительства затруднена адаптация.
Так, лаборатория профессора Занкова разработала программу только для начальной школы, в результате детям, обучающимся по ней, сложно переходить на другую. Субъективные моменты не должны влиять на качество образования. На конференции говорили о необходимости создания единой системы муниципального образования, над этим предстоит работать.
— Чем занимаете свободное от руководящей работы время?
— Много лет по субботам играю с друзьями в волейбол в спортзале. Пытаюсь хотя бы раз в неделю ходить в бассейн, но не всегда получается. Люблю сходить поболеть на футбольные матчи, реже — на хоккей. Под настроение читаю Чехова, без настроения — детективы. Стараюсь больше времени уделять семье. Моя жена — директор школы, наши взгляды на образование, к счастью, совпадают. Сын закончил факультет психологии ОмГУ, но работает не в сфере образования, дочь учится на факультете социально-культурной деятельности ОмГУ.
Владимир КУПРИЯНОВ
29 апреля 2005 года назначен начальником управления образования администрации города Омска
Владимир Васильевич родился 11 июня 1960 года в селе Пристанское Омской области. После школы поступил в Омский педагогический институт на химико-биологический факультет. По распределению попал в омскую среднюю школу № 6, работал учителем химии. Через несколько лет был назначен директором средней школы № 6, потом — директором детского дома № 10. В 1998 году стал начальником управления образования Центрального округа, в 2004-м — первым заместителем министра образования Омской области.
Награжден почетным знаком «Отличник народного образования». Женат, имеет дочь и сына.