Андрей НИКИТЕНКО, инициатор создания «Клуба любителей уюта» и президент организации с момента ее зарождения, подал в отставку. Он остается членом клуба, но будет уже заниматься другими проектами! Редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН встретился с Андреем Алексеевичем и расспросил его о том, что стоит за его отставкой.
— Как появилось на свет совместное предприятие «Борнео»?
— Случайно. В Омск приезжали корейцы. Один из них попал в больницу. Рядом с ним лежал мой коммерческий директор. Разговорились. Тот пригласил в Корею. Мы приехали.
— Что за фирма там была?
— «Вай Эс Трейдинг». Она первая в Омск стала поставлять чойсы через торговый дом «Мираф», другую продукцию... Они в Омске «закрутили» контрактов чуть ли не на два миллиона долларов. Однако реально с ними начали работать только мы и еще одна компания. Закупали разные товары. Потом одни из первых в России мы завезли металлопластиковые трубы. В Москве такие трубы появились позже, чем в Омске.
— Продали трубы?
— Тяжело шло. Это был 1996 год. Тогда люди еще не понимали, как можно использовать для отопления пластиковую трубу.
— До сих пор «Борнео» — СП?
— Нет, только до 1998 года. СП стало не совсем удобной формой: лицензию надо получать в Москве,были проблемы со статусом малого предприятия.
— Как сказался кризис 1998 года.
— Тогда в шоке были все, кто занимался товаром, завязанным на зарубежные страны. Как раз в то время в Москве проходила выставка: зарубежные павильоны стояли пустые, а российские были забиты народом. И тогда я понял, что мы останемся в своей нише, как бы тяжело это ни было. Ведь мы будем работать с качественным товаром, который практически исчез из России. И мы не прогадали, так как все остальные стали предлагать товар более низкого качества.
— Но объемы реализации-то, конечно, упали?
— Естественно. Ведь рублевые цены увеличились в 3-4 раза.
— Несли потери?
— В первую очередь человеческие. Месяца три — четыре был ступор полный. Люди не выдерживали и уходили.
— Как рассчитались с зарубежными поставщиками?
— Мы сделали реструктуризацию задолженности. В течение полутора лет закрыли все долги.
— Какая сумма была?
— Около ста тысяч долларов.
— Сейчас от «Борнео» вы отошли?
— Да. Ее возглавляет мой брат Александр.
— Откуда возник «Стелс»?
— Мы из Южной Кореи ввозили офисную мебель... До 1998 года. Появилась идея: а почему бы не продавать мебель для дома. В Москве нашли интересную фирму «Стелс», которая поставляла в Россию кухни «Берлони». Привезли в Омск три кухни и стали смотреть, как дело двигается. Естественно, по тем временам цены на эту мебель выбивались из ряда. Они и сейчас немаленькие. Я не знаю, что нас подтолкнуло к этому делу, которое многим тогда казалось неперспективным, но кухни у нас купили. На них нашелся свой потребитель. Потихоньку, потихоньку дело задвигалось брэнд «Берлони» стал в Омске популярным. Сегодня с московской компанией «Стелс» у нас нет н деловых отношений, кроме дружеских. А кухни продаем по-прежнему.
— Параллельно возникла дизайн-студия «Стелс»?
— Она больше известна как дизайн-студия Стаса АВЕРКОВА. Занимается проектированием интерьеров. Спроектировала, например, интерьеры «Пирамиды», КДЦ «Кристалл», ресторанов «Сибирская корона»...
— Но «Стелсом», насколько я понимаю, вы тоже самостоятельно уже не занимаетесь, не управляете «Casa Nova», отошли от «Борнео». Что их заменило?
— К 2002 году наступил период, когда эти бизнесы уже крепко стояли на ногах,. И стало скучно, неинтересно. Я передал бизнесы в управление. Те, кто ими управляет сейчас стали соучредителями фирм. А у меня стали возникли вопросы: что делать дальше? Искать новый бизнес и вновь его раскручивать? И тут Сергей ГАНЧАРУК из «Индустриальных систем» рассказал про методологические тренинги под руководством Сергея ПОПОВА. Я заплатил деньги, поехал.
— Каковы впечатления?
— Первое впечатление было: зачем я сюда вообще пришел? Но к восьмому дню сознание начало наконец меняться. Я начал думать по-иному. После тренингавозникла идея клуба «КРИК». Сначала он назывался Межрегиональный клуб Ferroli — по имени итальянского производителя котельного оборудования. Лишь потом мы его переименовали в «КРИК» — клуб региональных инженерных компаний. Даже зарегистрировали лозунг — «Из искры возгорится пламя». Во-первых, потому что котел начинает работать с искры. Во-вторых, имелось в виду пламя конфронтации региональных и московских компаний.
В «КРИК» входят компании из девяти регионов — Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Курган, Самара, Нижний Новгород, Сочи... За первый же год совместной работы наш оборот превысил объемы всех московских и санкт-петербургскихкомпаний аналогичного профиля вместе взятых.
— Какого профиля?
— Котельное оборудование. Соответственно, мы получили лучшие условия поставок чем Москва и Санкт-Петербург.
— Больше партия — больше скидка?
— Да. Сначала компаний было меньше. Но создалась некая воронка, в которую стали втягиваться и остальные. Мало того, в прошлом году на выставке «Акватерм» в Москве мы выставились единым клубом и призвали присоединиться и остальные регионы.
— Каковы были объемы в денежном выражении?
— За 2003 год «КРИК» закупил продукции на один миллион евро.
— Но все эти компании до объединения конкурировали между собой. Что же теперь? Новосибирцам нельзя продавать в Омске, омичам — в Кургане?
— Почему? Теперь каждая компания специализируется на своем направлении: Омск — на котельном оборудовании, Екатеринбург, например, занимается радиаторами. Сейчас «КРИК» осваивает водонагреватели, металлопластиковые трубы — они также перераспределятся между участниками клуба.
— Заказчик радиаторов в Омске обращается в «Борнео» или в екатеринбургскую фирму напрямую?
— В «Борнео». Здесь есть все. Независимо от того, что формирует заказ радиаторов у производителя Екатеринбург. Но эти радиаторы закупаем и оплачиваем все мы сообща.
— Потом появился Клуб любителей уюта?
— Захотелось сделать что-то аналогичное «КРИКу» в Омске. Однако объединить в одном городе конкурентов, продающих однотипный товар, непросто. Тогда я пошел другим путем. Почему бы не объединить фирмы, занимающиеся разной продукцией но в одной сфере... интерьера, скажем. Так зародилась идея Клуба любителей уюта. «Борнео» и «Kasa Nova» тогда располагались в Пассаже на проспекте Карла Маркса. Там же размещались салон света «Сияние» «Лаборатория звука». Изначально идея была проще: объединимся, чтобы вместе давать рекламу и на этом сэкономить. Но дальше наша связка начала обрастать новыми идеями, мы начали общаться, проводить совместные мероприятия. В прошлом году, скажем, сделали совместную экспозицию «Черный квадрат» на выставке Интерсиб, приуроченную к годовщине клуба.
— Чем отличалась экспозиция?
— Были представлены ковровые покрытия в виде картины,котел в виде другого антуража... Все это было окрашено в черный цвет и засыпано яблоками. То есть мы начали придумывать такие вот необычные вещи, которые были и нам интересны, и резко выделяли нас из толпы. Появились семинары для возможных потребителей нашей продукции. Дизайнеры стали обсуждать идеи интерьера. То есть мы начали менять сознание клиентов, их понимание возможностей, которые они могут получить. Показателем того, что Клуб любителей уюта состоялся, может, в частности, служить увеличивающийся поток заявок о вступлении в него новых участников.
— Когда появилась эмблема клуба — яблоко?
— Мы долго ее обсуждали. Первоначально были и другие идеи. Например, пистолеты с девизом «Выбей себе скидку». Сейчас эту идею осуществил журнал «Оксюморон».
— Но первоначально из яблока торчал ключ. Сейчас его нет, но осталась замочная скважина.
— Ключ должен лежать рядом с яблоком, сданным «под ключ». И был даже девиз: «Ключ к успеху». Я думаю, сейчас несколько пересмотрим эмблему и сделаем просто яблоко без ключей и скважин.
— Потом появилась «Пирамида»?
— У меня давно бродила идея «Дома уюта». И когда на аукционе я приобрел бывшую столовую ОАО «Сатурн», то, приступив к ее реконструкции, сделал предложение поучаствовать членам клуба любителей уюта. Сейчас у уже построенного здания «Пирамиды» шесть собственников. Проект разрабатывали «Русские зодчие», строила компания «Стройкон» — партнер клуба.
«Пирамида» — это центр технологии интерьера (ЦТИ). То есть это не магазины, а своеобразные бутики интерьера.Принципиальным было и то, что здесь открытое и чистое пространство, а не так как в торговых центрах: каждый в своей «норке» под ключиком сидит. И здесь у нас не продавцы, торгующие товаром, а специалисты, способные подсказать клиенту те или иные решения. Мы формируем некий дух взаимодействия потребителей и специалистов. Есть зал, чтобы проводить тематические конференции для населения, для дизайнеров, представлять новинки.
На первом этаже вскоре будут проходить небольшие тематические выставки. Например, кованых изделий. В Омске есть несколько фирм, занимающихся ковкой. Соберем их и представим потребителю. Есть идея выставки ресторанных интерьеров.
«Пирамида» — место, где дизайнеры могут обсудить свои идеи. Сегодня проектировщики проектируют по-старому, не сообразуясь ни с новыми возможностями инженерных коммуникаций, ни с будущим дизайном внутренних помещений. На Западе это давно уже пройденный этап. Необходимо работать комплексно. В рамках развития этой идеи в июне был зарегистрирован Международный центр развития творчества, основателями которого выступили Клуб любителей уюта, Фонд «Третьяковские традиции» компании «Frezza Arredamenti» (Италия) и Y&S (Гонконг).
У центра — четыре направления: архитектура и дизайн, искусство (художники и фотохудожники), наука и изобретательство, реклама и креатив.
— Будете теоретизировать, спорить и рассуждать?
— Не только. Буквально на днях центр объявит первый конкурс на разработку и продвижение определенных иностранных брэндов стоимостью до пяти миллионов долларов. И это не пиар, а вполне определенные проекты, имеющие заказчиков, которые могут, на мой взгляд, осуществляться и омичами.
— Что-то не верится. Настоящие заказы?
— Вполне. На последнем семинаре в Омске итальянский архитектор МАУРИЦЦИО ФРЕЦЦА предложил омским дизайнерам поучаствовать в разработке дизайна мебели и золотых изделий. Заказчики есть.
— Иностранные брэнды, говорите. Какие?
— Ждите объявления о конкурсе. Могу лишь сказать, что один заказ связан с мобильной связью, другой — с пищевыми продуктами.
— Выходил ли кто-нибудь из членов Клуба любителей уюта?
— Только один участник — «Европосуда».
— Почему?
—... Может быть, по финансовым соображениям. Членство требует определенных обязательств. Есть вступительный взнос и ежемесячные платежи на проведение необходимых мероприятий.
— Вы сказали, много желающих. Вы не всех принимаете?
— Не всех. Необходимы, например, две рекомендации от членов клуба. Есть еще и другие условия.
— В прошлый четверг вы заявили, что уходите с поста президента Клуба любителейуюта. Почему?
— Во-первых, проект состоялся и в состоянии уверенно развиваться при любом другом президенте. Во-вторых, выборность необходима, ведь взгляд одного человека может отличаться от понимания другого. Думаю, каждому из членов клуба необходмо побывать в этой роли, чтобы глубже понимать движение, цели и задачи клуба. Ну, а в-третьих, в ближайшее время я буду плотно заниматься Международным центром развития творчества и рядом других проектов и просто физически не смогу уделять много времени президентству в клубе.
— Идея Центра развития творчества возникла тоже после тренингов у Сергея ПОПОВА?
— Конечно. Еще один проект — школа молодого лидера. Все это связано с формированием опереленного мировоззрения у того поколения, которое идет нам на смену. И вообще, есть понятие — москвичи или питерцы. А что такое омичи? Сейчас власть двигает эту идею: мы омичи! Но надо создавать что-то омское, отличное от других, чтобы жители города как то проникались тем, что они омичи. То есть душа болит уже за такие вещи.
— А при чем здесь Китай, куда вы ежегодно уезжаете на полмесяца?
— В прошлом году я попал туда случайно. Позвонили друзья из Москвы, предложили поехать. Экспедицию нашу возглавлял всемирно известный китаист, ректор тайваньского университета профессор Владимир МАЛЯВИН. Разговаривали там с официантами, с таксистами, предпринимателями, политиками, с учителями у-шу встречались, с мафией. Я договорился с МАЛЯВИНЫМ принять омскую группу. Нынешним летом мы там побывали. Был совершенно иной маршрут. Приезжая в какое-либо место, мы сами выбирали куда поедем назавтра. Мне было интересно понять китайскую психологию. Это держава, игнорировать которую нельзя. Они уже живут по всему миру. Я сам видел в Китае корабли с изготовленной в Китае итальянской обувью, которую везли для продажи в Италию и Европу.
— Кто был из Омска?
— Павел КРУЧИНСКИЙ, Стас ИВАНЧЕНКО из «Первого консула», Валерий ГАВРИЛЕНКО из «Домотехники» — всего десять человек.
— Что поразило?
— Многое. Там есть здания в 9 — 10 этажей, а над ними — дорога. Или вот мы говорим: древняя китайская культура. Нет там культуры в нашем понимании. Буквально лет пять назад там рушили чуть ли не все здания прошлых веков. Туристов они возили и показывали новое строительство. Им говорили: да вы покажите вашу историю. А те в ответ: зачем вам эта рухлядь. Китайскую стену чуть не разобрали, но прочухали, что европейцам она нравится, а значит, на ней можно зарабатывать. Анекдот по этому поводу есть. Англичанин накупил в Китае множество сортов чая, собираясь его дома дегустировать. Едет и видит: китаец продает бирюзовый чай. «О!, — говорит, — у меня такого нет». Купил. И дорого. А потом спрашивает, как выращивается этот сорт. Тот отвечает: беру обычный чай и окунаю в марганцовку. Зачем?! «Европейцам нравится». Вот он, китайский принцип: тебе нравится что-то, значит, ты это получишь.
— То есть от конкретного бизнеса вы отошли. Передали в управление, оставшись в числе учредителей. И теперь появилось время для размышлений о творчестве, о человеческом духе, для занятия собой.
— Я хорошо знаю Европу, у меня там много друзей. Китай как-то для себя понял и определил. А теперь появилась мысль: а знаю ли я, да все мы Россию? Мы обсуждаем какие-то вещи, а самих себя в сущности не знаем. Так что настал момент познать себя, свой город, свою страну.
— Что значит познать? Вы что-то читаете, что-то изучаете, что-то смотрите?
— В последнее время я читаю Мирзакарима НОРБЕКОВА, который в этой части, на мой взгляд, глубоко размышляет. Недавно прочитал книгу «Охота на власть»Рифата ШАЙХУТДИНОВА. Это новый взгляд на устройство власти.
— Почему на вашей визитке лишь фамилия, имя, отчество, телефон и электронный адрес. Больше ничего.
— В свое время я там писал: президент, генеральный директор и прочее. Но я это прошел и понял: не это важно. Это так же, как в бизнесе, ставить цель заработать деньги — ну не правильно. Ты двигайся, они сами придут. Они тебя догонят, если ты правильным путем идешь. Надо просто выбирать путь.
Андрей НИКИТЕНКО
Андрей Алексеевич родился в Омске 3 июня 1963 года. В 1980 году, окончив 117-ю школу, поступил в специализированное училище радиосвязи № 5 на базе завода им. К. Маркса. После училища работал радиомеханником на электротехническом заводе им. К. Маркса в метрологическом цехе. В 1982-84 годах служил в Кантемировской дивизии в Нарофоминске. Вернулся в Омск, работал в ПО «Электрон», ремонтировал бытовую технику. В 1989 году создал кооператив «Гарант» по ремонту радиоаппаратуры. В 1992 году зарегистрировал компанию «Универсал-сервис», которая занималась ремонтом, обслуживанием бытовой техники, торговлей и т.д. В 1993-м с компаньонами выкупил универмаг «Заозерный». В 1996 году организовал с корейскими партнерами СП «Борнео» и возглавил его. Далее появились дизайн-студия «Стелс» и мебельный салон «Стелс» и т.д. В 1997 году заочно окончил Институт современного бизнеса по специальности «Управление холдингом». В 2003 году стал инициатором создания НП «Клуб любителей уюта» и его президентом.
Женат, трое сыновей. Старший заканчивает факультет международного бизнеса Омского госуниверситета, средний — школьник. Есть внук Яромир.