Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

АФАНАСЬЕВ хочет сохранить Сибкорн

13 февраля 2006 10:48
0
2002

а прежние владельцы из группы «Сибтрест» требуют 20 млн рублей
24 января 2006 года один из омских телеканалов рассказал о том, что работники Омского крупяного завода не получают зарплату уже около пяти месяцев, а после новогодних каникул их вообще перестали пускать на территорию завода да к тому же предложили погасить задолженность по зарплате продукцией завода с истекшим сроком годности. Оказалось, что одно из сильнейших перерабатывающих предприятий Омска просто перестало работать. Но нигде не сообщалось о банкротстве крупяного завода. «КВ» решили разобраться: а что же произошло на самом деле?

В товарищах согласья нет

Омский крупяной завод был построен еще в 1911 году. В советские годы завод входил в группу перерабатывающих предприятий «Омскхлебопродукт», а в 90-е годы был приватизирован. В 2000 году часть акций завода оказалась в залоге омского отделения Инкомбанка. Тогда их выкупила инвестиционная группа «Сибтрест». Постепенно группой был приобретен и контрольный пакет, завод стал называться ЗАО «Сибкорн».

До 2003 года предприятие работало успешно. В маркетинговых исследованиях за 2001 год на сайте www.marketcenter.ru было указано, что Омская область (ЗАО «Сибкорн») занимала 13,9% российского рынка по выпуску овсяных круп. Продукция завода была известна в северных областях России, Сибири, крупы омского завода завоевывали награды на различных выставках. (В 2002 году овсяная мука ЗОА «Сибкорн» на Всероссийском смотре качества муки и крупы получила первое место и диплом «За высокое качество муки».)

Завод был крупнейшим за Уралом, за год перерабатывалось более 50 тысяч тонн серых культур, в собственности завода имелся склад на 10 тысяч тонн готовой продукции, собственная железнодорожная ветка. Кроме того, до сих пор существует котельная, которая отапливает три жилых многоквартирных дома. Причем в качестве топлива использовалась в основном овсяная лузга и лишь небольшая часть мазута.

Однако постепенно владельцы поняли, что одно перерабатывающее предприятие может быть нерентабельным, так как у Сибтреста не было своих хозяйств для производства сырья, не было элеваторов для первичной обработки.

Именно тогда появился инвестиционный проект «Модернизация крупяного производства», который и был зарегистрирован в областном правительстве. Первоначально планировалось наладить отношения с хозяйствами, которые смогли бы вырастить зерно и построить два элеватора. Причем владельцы хотели постепенно заняться не только переработкой овса для крупяного завода, но и выращиванием зерна на продажу. Благо рядом находились и подъездные пути.

Тогда, в начале 2004 года появились сообщения о продаже действующего крупяного завода. На предложение откликнулись известные российские фирмы «Настюша», «Русский продукт». Но с ними владельцы Сибкорна не договорились, так как о чистой продаже речь, в общем-то, не шла.

— Мы, по сути, искали инвестора, — говорит президент компании «Сибтрест» Игорь РЕМИЗОВ. — Однако не все хотели продолжать сотрудничать с прежними владельцами завода. Московские компании хотели именно выкупить завод. Мне же интересно было это производство, так как при грамотном подходе оно могло давать хорошую прибыль. Так как мы вели работу и по другим проектам, то для крупяного завода нам понадобился партнер.

И Сибтрест нашел партнера в лице омского предпринимателя, президента холдинговой компании «ЭКО» Николая АФАНАСЬЕВА. Летом 2004 года его ввели в совет директоров ЗАО «Сибкорн». Далее план партнеров, по словам Игоря РЕМИЗОВА, был таков. Николай АФАНАСЬЕВ должен был решить вопросы с кредитом до конца 2004 года, так как в конце осени — начале зимы необходимо было определиться с хозяйствами, которые бы вырастили сырье. На посев понадобилось бы 30 млн рублей, еще 45 млн рублей планировалось вложить в строительство двух небольших элеваторов.

В феврале 2005 года контрольный пакет акций ЗАО «Сибкорн» был продан господину АФАНАСЬЕВУ по номинальной стоимости 200 тысяч рублей. А чтобы прежний владелец — ООО «Сибстрест» могло участвовать в деятельности завода, было заключено соглашение о новации. Дело в том, что крупяной завод работал на процессинге, поставкой сырья, сбытом продукции и другими операциями занималось ООО «Сибкорн Центр», также принадлежавшее инвестиционной группе «Сибтрест». На момент продажи акций ЗАО «Сибкорн» у завода была задолженность перед ООО «Сибкорн Центр» — 20 млн рублей.

Именно между ООО «Сибкорн Центр» (впоследствии переименованном в ООО «СКЦ») и ЗАО «Сибкорн» (впоследствии — ОАО «Омский крупяной завод») и было заключено соглашение о новации, по которому в срок до марта 2005 года крупяной завод должен был отчитаться о реализации инвестиционного проекта и первых итогах.

В феврале 2005 года ЗАО «Сибкорн» удалось получить кредит в Сбербанке, но не в Омске, а в Полтавском отделении — 30 млн рублей. Кредит был взят под залог оборудования завода, поручителями выступили несколько физических лиц. Деньги сразу же были перечислены трем сельскохозяйственным предприятиям: ЗАО «Азовское» (Азовский район) — 9 млн 850 тысяч рублей; ЗАО «Знамя» (Марьяновский район) — 10 млн рублей и колхозу «Россия» (Любинский район) — 10 млн 150 тысяч рублей.

Однако через некоторое время руководство Сибтреста узнало, что деньги со счетов хозяйств были отозваны, так как их партнеры якобы решили, что лучше выдавать селянам деньги по мере надобности, а не все сразу.

По словам директора ЗАО «Азовское» Григория ГИКАЛОВА, их хозяйство действительно сотрудничало с Омским крупяным заводом, и согласно договору овес осенью 2005 года был поставлен на предприятие, но завод за него не рассчитался до сих пор.

Инвестиционная группа «Сибтрест» посчитала неудовлетворительной работу новых владельцев завода, так как они не выполняли взятые на себя обязательства. И в апреле 2005 года был подан иск в арбитражный суд о взыскании с ОАО «Омский крупяной завод» задолженности 20 млн рублей. В первой инстанции Сибстрест суд выиграл, но апелляция отменила решение, сейчас Сибстрестом подана кассационная жалоба.

Зарплата или тепло?

Тем временем на заводе дела не шли. Часть рабочих не получила зарплату за июнь и июль. За сентябрь — ноябрь 2005 года, по данным Федерации омских профсоюзов, задолженность по зарплате на 1 декабря составила 1 607 794 рубля. В сентябре 2005 года Госинспекция по труду провела проверку на заводе, в результате которой руководство было привлечено к административной ответственности.

Свою проверку проводил обком профсоюза работников пищевой и перерабатывающей промышленности. Проверяющие выяснили, что вся выручка от продажи продукции поступала не на счет завода, а в холдинг «Эко», в который входило теперь предприятие и владельцем которого является Николай АФАНАСЬЕВ.

В прокуратуре Кировского округа по заявлению рабочих завода было заведено уголовное дело по факту невыплаты зарплаты. Больше никакой информации работники прокуратуры пока не дают. Федерации омских профсоюзов они объяснили, что идет проверка.

Как рассказал корреспонденту «КВ» Николай АФАНАСЬЕВ, завод с 2001 года практически не работал.

— Когда я ровно год назад приобрел завод, — говорит господин АФАНАСЬЕВ, — он стоял, не было сырья. Мне завод понравился, и я понял, что его надо сохранить. Совместно с министерством сельского хозяйства была разработана целевая программа по обеспечению устойчивого производства крупы. Но те продавцы, которые продали нам акции завода, заложили «мины». Они заготовили массу векселей, по которым Сибкорн задолжал прежним владельцам. И как только нам был передан завод, юристы продавца подали в суд. Иск был серьезный, на 19 миллионов рублей. Мы выиграли дело в суде, так как долгов фактически не было. Но сыграл роль временной фактор, нам пришлось год защищаться.

По словам директора ЗАО «ЭКО», на ситуацию с арбитражным делом отреагировали банки: они отказали в выдаче кредита. Осенью нужны были деньги на покупку сырья, но так как кредита не дали, то из собственных средств для завода приобрели лишь 5 тысяч тонн серых культур. Они были переработаны. Плюс ко всему завод до ноября 2005 года не мог продать даже эту продукцию. Так как санэпидстанция, по словам Николая АФАНАСЬЕВА, долго не выдавала сертификат на крупы. И дело было вовсе не в качестве продукции, а в том, что почти сразу за забором стоят жилые дома (по российским нормам в радиусе 300 метров жилья быть не должно).

Сертификат все же был выдан, и продукцию начали реализовывать. Но на выручку от продажи было приобретено топливо для котельной. Так как сырье на заводе (лузга) закончилось, поскольку в декабре он перестал работать, то котельная перешла полностью на мазут.

Тогда руководство холдинга собрало коллектив завод и объяснило, надо выбирать: либо покупать мазут, либо платить зарплату. Люди выбрали зарплату.

Я пошел против коллектива, — говорит господин АФАНАСЬЕВ. — Это было мое волевое решение, деньги пошли на покупку мазута, чтобы отопительные системы жилых домов не были разморожены. Завод сейчас стоит. Коллектив был отправлен в отпуск, работникам сейчас выплачивается 1500 — 2 000 ежемесячно, остальное выплатим, когда завод начнет работать. Часть сотрудников придется сократить, так как это очень дорогое удовольствие содержать большой штат. При том, что содержание самого завода обходится в 2 миллиона рублей ежемесячно. Для нас это новый бизнес, и мы не все сразу учли, да и продавцы нас подвели. Тем не менее мы не теряем надежды. Мы будем искать средства и закупать сырье. Имущественный комплекс завода оценен в 179 миллионов рублей, оборудование — в 70 миллионов рублей. И у нас есть возможности сохранить завод.

Справка «КВ»

Холдинговая компания «ЭКО» объединяет ЗАО «Омский крупяной завод», ЗАО «Русь», ООО «ТД „На Енисейской“. В 2005 году компании принадлежало и ОАО „Полтавское ХПП“. Однако в данный момент контрольный пакет предприятия уже продан фермеру Вадиму ШНАЙДЕРУ. ЗАО „Русь“ — компания, занимающаяся сдачей офисов в аренду на Енисейской,1. ООО „ТД “На Енисейской» (директор Андрей АФАНАСЬЕВ) занималось реализацией продукции крупяного завода.

Арсений ЕГОРОВ 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.