На общем собрании членов Союза предпринимателей, прошедшем в феврале, был в полном составе переизбран на новый срок суд предпринимательской чести. О том, чем сейчас занимается суд чести и с чем связано столь высокое доверие, оказанное его членам общим собранием, корреспонденту «КВ» Дмитрию МИТИНУ рассказал Ирэк КАТЫРОВ, один из участников суда, стоявший у его истоков.
— Как появилась идея создания суда предпринимательской чести?
— Суд чести работает при союзе уже пятый год, и в свое время именно я был инициатором его создания. Потому что раз уж мы, омские предприниматели, состоим в одном бизнес-объединении, почему бы не создать при этом объединении такой институт, где мы могли бы встречаться, решать различные спорные вопросы и улаживать конфликтные ситуации.
— Да, но есть же арбитражный суд, третейский в конце концов...
— Главная цель, которую мы ставили перед собой, создавая суд чести, — это не столько взыскание собственно задолженности, сколько заключение мирового соглашения, которое, по сути, является цементирующей основой для всего Союза предпринимателей. Потому что если мы будем друг с другом судиться, то что это будет за союз? Более того, мы даже стараемся не доводить дело заседаний нашего суда. Перед тем, как собраться, мы изучаем документы, рассматриваем взаимоотношения между спорящими сторонами. И если есть такая возможность, мы всегда настаиваем на подписании мирового соглашения. И даже те дела, которые мы рассматривали, всегда заканчивались именно мировым соглашением. Исключение составило разве что последнее дело, связанное с конфликтом внутри Омского медиа-сообщества. Тогда мы приняли решение не выносить вообще никаких решений.
— А вообще сколько дел было рассмотрено за эти пять лет?
— На моей памяти было рассмотрено шесть дел. Но я несколько раз бывал в длительных командировках, поэтому, может быть, какие-то решения принимались без меня.
— Что это за дела?
— Поскольку все они закончились мировым соглашением, я бы предпочел не называть имена тех, кто в них фигурировал. Если говорить о том, какое из дел запомнилось больше всего, я бы отметил случай, когда один из предпринимателей, входящих в союз, задолжал сразу нескольким членам союза, и они обратились за поддержкой к нам. Мы собирались пять или шесть раз, пока не нашли вариант, устраивающий всех. Заседания суда продолжались несколько месяцев, но в итоге и это дело закончилось мировым соглашением.
— Какие решения может выносить суд чести в случае, если стороны упорно не хотят заключать мировое соглашение?
— Самое жесткое решение, которое мы можем принять, рекомендовать членам союза не вести никаких дел с тем предпринимателем, на которого подали в суд, если его вина действительно будет подтверждена. Но это крайняя мера, мы к ней еще ни разу не прибегали.
— Вы рассматриваете только дела, касающиеся нарушения финансовых обязательств?
— Нет. Если у одного члена Союза предпринимателей есть претензии к другому члену союза, мы всегда готовы их рассмотреть. Это могут быть как имущественные споры, так и иск о защите чести и достоинства, например. Наша цель в этом плане — укрепить авторитет Союза предпринимателей. И если мы будем знать, что у нас есть инструмент, позволяющий решить все наши дела внутри союза, не вынося сор из избы, наверное, это будет лучше для всех членов объединения. Тем более, что улаживать подобные дела в последнее время стало намного легче, поскольку отношения между предпринимателями стали гораздо более цивилизованными, чем, скажем, десять лет назад. Сейчас и заседания-то проходят достаточно редко, потому что эпоха первоначального накопления капитала прошла, и люди начали работать на свое имя, на свой имидж, который является не менее ценным капиталом, чем денежные средства.
— Чем занимается суд чести сейчас?
— Мы готовимся рассмотреть сразу два дела. Но, к сожалению, я пока не ознакомился с документами по этим делам, так что ничего конкретного о них пока сказать не готов.
— На общем собрании весь состав суда чести был переизбран на новый срок, причем ни одной новой кандидатуры предложено не было. С чем это связано?
— Когда координационный совет и исполнительная дирекция готовились к общему собранию, мы обращались к некоторым предпринимателям, которые могли бы войти в состав суда, но особого желания ни у кого не возникло. Поэтому рабочая группа, которая занималась этим вопросом, вышла с предложением: если общее собрание не будет возражать, оставить суд в том составе, в котором он есть. Когда это предложение было озвучено, у всех желающих была возможность выдвинуть другие кандидатуры и проголосовать за них. Но ни одной кандидатуры так и не было выдвинуто.
Дмитрию МИТИНУ