Омских предпринимателей волнует вопрос введения системы QR-кодов в сфере общественного питания Омской области – подобная уже действует в столице.
Позицию РОО «Омский областной Союз предпринимателей» на этот счет обозревателю «Коммерческих Вестей» Евгении ВАЙС подробно изложил исполнительный директор Омского областного союза предпринимателей Юрий КУПРИЯНОВ.
– Юрий Валерьевич, не сомневаюсь, что введение QR-кодов значительно осложнит жизнь не только граждан, но и бизнесу. Вы можете аргументированно объяснить почему?
– Как минимум, введению этой системы препятствует низкая доля вакцинированных в Омской области. На государственных интернет-ресурсах отсутствует оперативная актуальная информация о численности населения области, получившего прививку от коронавируса, а также о темпах вакцинации. Пока лишь можно сделать вывод, что в общем числе вакцинированных преобладает население в возрасте от 50 лет и старше. Аудитория ресторанов – преимущественно молодежная. Показатели ресторанов и кафе в Москве, судя по опросам омских предпринимателей, работающих в столице (SKURATOV, ABC COFFEE), демонстрируют лишь 15-20% гостей с QR-кодами в соотношении со стандартным потоком. Ожидания в Омске – существенно ниже.
– Главный санитарный врач Омской области настаивает на всеобщей вакцинации.
– Прогнозировать темпы всеобщего вакцинирования невозможно. На федеральном уровне отсутствует законодательное закрепление обязательности вакцинирования. Кроме того, специфика процесса получения вакцины состоит в его двухэтапности, с существенным временным лагом между первым и вторым вакцинированием. Это усугубляет ситуацию, поскольку получение QR-кода возможно лишь после полного вакцинирования. Сейчас невозможно получить QR-код целым категориям граждан: переболевшим бессимптомно и без обращения в медицинское учреждение; иностранным гражданам; лицам, привитым вакцинами, не зарегистрированными в РФ; детям и подросткам до 18 лет; имеющим противопоказания к прививке. Сложности могут возникнуть у находящихся в командировках. Все это дополнительно существенным образом ограничивает круг потенциальных посетителей предприятий общественного питания.
– Как вам столичный опыт действия системы?
– Московская практика демонстрирует крайне негативную реакцию значительной доли гостей на необходимость предъявления QR-кода на входе в заведения. Отсутствует мотивация для посещения заведений смешанными компаниями и семьями, в составе которых присутствуют лица с QR-кодами и без. Еще один отсеивающий фактор – обязательность предъявления документа, удостоверяющего личность владельца QR-кода: существенная доля гостей традиционно не имеет паспорта при себе. Существует проблема допуска в заведения общественного питания, имеющие раздачу через прилавок (кулинарии, гастро-буфеты, фудкорты и проч.). Кроме того, на посещаемость заведений в Москве влияет общий эмоциональный фон, связанный с неоднозначным восприятием населением обязательности вакцинирования.
– Наши сферы общепита, мягко говоря, разнятся...
– Да, в отличие от Москвы и западных регионов страны в Омской области более низкая доля заведений с летними верандами, посещение которых могло бы осуществляться без предъявления QR-кодов. Кроме того, мы считаем, введение такого разделения искусственно ограничивает конкуренцию, предоставляет одним заведениям необоснованные преимущества перед другими. По оценкам Федерации рестораторов и отельеров России, рестораны Москвы потеряли за первые пять дней работы системы QR-кодов до 90% выручки. По данным омских участников рынка, работающих в Москве, заведения с летними верандами потеряли 50-60% от выручки, в сегменте «навынос и доставка» – 40% и выше, не имеющие летних веранд и не работающие навынос – 80-90%. Показатели в Омске однозначно оцениваются как потенциально более низкие, чем в Москве.
– Опустим технологические сложности введения QR-кодов. Давайте про экономические.
– Так как введение системы QR-кодов не декларируется как ограничение на деятельность, оно не сможет рассматриваться в качестве оснований для снижения арендной платы для участников рынка. Снижение выручки вынудит предпринимателей сокращать персонал либо приведет к необоснованному росту доли издержек на его обеспечение. Аналогично падение оборота не скажется на снижении прочих расходов (коммунальные услуги, вывоз ТКО, расходы на дезинфекцию и проч.). Добавлю, что информация, доводимая до оперативного штаба области Роспотребнадзором и органами контроля, содержала данные о высоком уровне соблюдения предприятиями общественного питания санитарно-эпидемиологических требований (социальное дистанцирование, масочный режим для сотрудников и посетителей, дезинфекция помещений и прочие) и низком числе выявляемых нарушений на рынке. Также нами неоднократно доводились данные по проценту посетителей общепита от всего населения города и области. Анализ периодов колебаний заболеваемости коронавирусом не позволяет сделать вывод о безусловной зависимости темпов снижения либо увеличения числа заболевших с мерами ограничений в сфере общественного питания. В то же время в результате ослабления мер государственного контроля в регионе наблюдается фактическое смягчение требований к соблюдению масочного режима в более массовых сегментах общественной и экономической жизни: проведение массовых спортивных и культурных мероприятий, работа общественного транспорта и прочие. И еще кое-что: введение системы QR-кодов без обеспечения эффективной модели контроля приведет к росту правового нигилизма, повальным нарушениям в этой сфере и ущемлению положения законопослушных субъектов предпринимательства. С учетом предшествующего опыта можно засомневаться в реализации положений возможных ограничений с точки зрения эффективности контроля.
– Подытожим?
– Введение системы QR-кодов в общественном питании региона однозначно негативно скажется на состоянии рынка общественного питания, окончательно добьет многих предпринимателей, работающих в данной сфере, и не будет иметь эффекта ввиду несовершенства системы контроля, а также обернется социальными проблемами.