«В те времена укромные»
Строительство в Омске художественно-производственных мастерских было благословлено решением облисполкома № 241-1 от 10 декабря 1964 года. Во всяком случае именно на это решение есть ссылка в государственных регистрационных удостоверениях № 35, 38, 40, 41 от 16 января 1979 года, выданных СХ. С тех пор много воды утекло, да и живем мы в совсем другом государстве, поэтому то решение куда-то затерялось. Во всяком случае, согласно письму № 301 — 38/503 от 5 сентября 2002 года в суд из государственного архива Омской области, в архиве «указанное решение отсутствует».
В советские времена, все было «колхозное», поэтому что и откуда финансировалось четко не фиксировали. Кто же мог тогда подумать, что каждую бумажку нужно сохранять на предмет будущих судебных споров. Строительство художественно-производственных мастерских проходило под руководством директора Омского отделения Художественного фонда Михаила КАЗАНЦЕВА больше 10 лет. Ни чертежей, ни финансовых бумаг с тех пор не сохранилось, чем и воспользовалась нынешняя областная власть.
На Нефтезаводской, 42 были построены цеха для монументальной и обычной скульптуры, сувенирный и столярный общей площадью 4 400 квадратных метров. Да вокруг них более 5 гектаров земли — при советской власти все это богатство Союзу художников содержать было не накладно. Там ваяли памятники вождям и героям и прочую скульптуру, делали сувениры, все было идеологически выдержано. Но когда государство рухнуло вместе с идеологией, содержать мастерские, лишившиеся былых заказов стало обременительно.
Художники — люди творческие, в коммерческие отношения, пришедшие на смену плановой экономике, СХ вписывался с трудом. В конце 90-х, когда Омскую организацию СХ возглавлял Николай ГОРБУНОВ, художественные мастерские оказались на грани банкротства. Коммунальная задолженность приблизилась к 1 млн рублей, поэтому, чтобы сохранить имущественный комплекс, в конце 1999 года художники решили передать свои мастерские на баланс Главному управлению по делам культуры и искусства Омской области.
Пусти лису на порог
Художники надеялись, что под областным крылом начнется развитие мастерских, но вместо этого они просто лишились своего имущества. Вместо Владимира ШАЛАКА областную культуру возглавил Владимир РЕПИН, который в 2002-м передал мастерские на баланс комитету по управлению имуществом. Там «ничейным» имуществом распорядились очень просто — сдали весь имущественный комплекс ООО «Группа „КМК“ в аренду на пять лет. Омской организации СХ такой поворот дела не понравился, и по ее иску в январе 2003-го арбитражный суд принял решение вернуть мастерские на баланс ГУ по делам культуры и искусства.
Но вместо исполнения этого судебного решения комитет по управлению имуществом 30 мая 2003 года зарегистрировал право собственности на объекты недвижимости по ул. Нефтезаводской, 42 за Омской областью. Каким образом при наличии на руках у СХ советских регистрационных удостоверений Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выдало новые, российские свидетельства на право собственности на ту же недвижимость, остается только догадываться.
Художники ринулись в суд отвоевывать украденное у них имущество. Но пока шли затяжные судебные разбирательства, Законодательное собрание 20 мая 2004 года приняло постановление № 149 о принятии в собственность Омской области художественных мастерских. Депутаты, штамповавшие это решение, не могли не знать о судебном споре за это имущество, но узаконили беззаконие. Теперь после вступления в законную силу решения кассационной инстанции Законодательное собрание вроде бы должно отменить свое постановление о принятии мастерских в облсобственность как незаконное, но может и не заметить это досадное „недоразумение“.
Между тем вернуть свое имущество художникам оказалось совсем непросто — судебное разбирательство длилось больше двух лет. Суд требовал подтверждений того, что мастерские были построены на средства СХ, а не государства. Правда, у Омской области вообще никаких документов, подтверждающих ее право собственности на них, не было, но это никого не интересовало. Кстати, документ о том, что государство не финансировало этот объект, СХ представил.
Из справки о выполнении плана капитального строительства и капитального ремонта 1973 года Художественного фонда РСФСР следует, что принятое Омским облисполкомом обязательство по финансированию строительства художественно-производственных мастерских на 100 тысяч рублей в 1973 году не выполнено. СХ предъявил суду титульный список капитальных вложений по Худфонду на 1971 -1975 годы, ведомости и прочие документы о выполнении плана строительства, подтверждающие, что финансирование омских мастерских велось из средств общественной организации, а не государства.
Наконец количество подтверждающих документов превысило критическую массу и 1 июня 2005 года арбитражный суд признал право собственности СХ на мастерские. Но художники порадоваться победе не успели — ООО „Группа “КМК», министерство имущественных отношений Омской области и Омский областной центр учета и содержания государственной собственности не согласились с решением суда и подали сразу три апелляционные жалобы.
Когда «хорошие люди» просят, устоять невозможно. И апелляционная инстанция 14 ноября 2005 года отменила решение суда первой инстанции в части признания права собственности на мастерские за СХ. Мотивация этой отмены выглядит весьма зыбкой. Так, в решении говорится, что «из имеющихся в деле документов нельзя сделать однозначный вывод о том, что спорные объекты недвижимости были построены за счет средств истца, в отсутствие государственных капитальных вложений». Конечно, судьи воспитывались еще в те времена, когда почти все было государственным, поэтому и делают вывод, что «отсутствие государственного финансирования нельзя признать бесспорным».
Чаша весов с возможным минимальным госфинансированием строительства мастерских перевесила реальные миллионы рублей, вложенные Худфондом. А еще апелляционная инстанция попеняла художникам, почему те не оспаривают постановления Заксобрания по мастерским. В кассационной жалобе на это решение председатель СХ России Валерий СИДОРОВ справедливо отметил, что «суд первой инстанции исследовал доказательства и рассматривал дело в течение двух лет, а суд апелляционной инстанции моментально и весьма непрофессионально их переоценил».
Кассационный суд тоже отметил неправильность суждений апелляционной инстанции под председательством Сергея МЕЛЬНИКА, отменил ее решение как незаконное и оставил в силе решение суда перовой инстанции. Вряд ли областное минимущество будет добиваться пересмотра кассационного решения в Высшем арбитражном суде, поэтому мастерские вновь вернутся к своему настоящему хозяину.
«Из этих солнечных витрин они без боя не уйдут»
Решение тюменского суда направлено в Москву в СХ, а оттуда вернется в Омск с доверенностью на вступление в права собственности Омской организации СХ. Однако смена собственника на долгосрочный договор аренды не влияет, поэтому полноценно распоряжаться своим имуществом художники смогут лишь год спустя. Другое дело, что арендатор — группа «КМК» должен будет платить деньги новому собственнику. Сколько именно платит за 4 400 квадратных метров «КМК», в минимуществе категорически отказались сообщить не только корреспонденту «КВ», но и председателю правления Омской организации СХ Александру МАКАРОВУ.
Впрочем он-то, когда решение суда дойдет до Омска, об этом узнает. Возможно, арендаторов придется выселять через суд. Дело в том, что коммунальная задолженность превысила 800 тысяч рублей и в феврале мастерские отключили от света и тепла. При этом арендаторы деньги платят исправно, а вот куда их девает «КМК», сказать сложно. Возможно, на судебные разбирательства тратит.
Учредителями «КМК» являются братья КАЗАКОВЫ, сыновья омского высокопоставленного чиновника. В названии группы первая и третья буквы — от их фамилии, а вот кто скрывается за «М», известно только по слухам. Что уж не поделили между собой родные братья, бог знает, но в прошлом году они подали друг на друга четыре судебных иска. Когда судишься, тут уж не до коммунальных платежей. Какой ущерб мастерским нанесло февральское отключение от тепла, предстоит подсчитать художникам.
— Мастерские — собственность СХ, а у нас они будут в оперативном управлении, — рассказал Александр МАКАРОВ. — Как только получим все документы, проведем ревизию и перезаключим договор с арендатором. Если возникнут какие-то проблемы, старый договор аренды придется расторгать через суд. А пока будем готовить программу, как лучше использовать мастерские по назначению. В частности, в последние годы из Омска почти исчезла городская пластика, так что планируем насыщение городской среды скульптурными элементами.
По расчетам художников, на содержание мастерских потребуется по 250 тысяч рублей в месяц, поскольку у СХ таких денег нет, придется существенную часть помещений сдавать в аренду. В Омской организации СХ весьма рады, что вернули свое имущество, но в то же время уверены в том, что судиться за него еще предстоит, теперь уже с арендаторами. Пока неясно, как можно заставить «КМК» рассчитаться по коммунальным долгам. Субарендаторы уже предлагают МАКАРОВУ перечислять деньги на счет Омской организации СХ, но время для этого еще не пришло. Художники в борьбе с властью победили, будем надеяться, что боком им эта победа не выйдет.