16 июня 2006 года подписан указ губернатора Омской области о создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области. Цель — распоряжение и управление земельными участками на территории города Омска до разграничения прав государственной собственности на землю. Подробно о том, какие функции возложены на это управление и какие задачи оно будет выполнять, корреспонденту «КВ» Зинаиде ДЕМИНОЙ рассказал начальник ГУ по земельным ресурсам Омской области Георгий КОСЕНКОВ.
— Георгий Петрович, Главное управление земельных ресурсов Омской области было создано совсем недавно, буквально на днях. Оно уже приступило к выполнению своих задач?
— Работать мы начали с третьего июля. К нам приходит около 40 человек в день. Поступили заявления от ряда структур по размещению на земельных участках рекламных конструкций. То есть процесс пошел. Кстати, пока наше управление находится по адресу: ул. Орджоникидзе, 5. В сентябре мы переедем на ул. Красногвардейскую, 42.
В настоящее время управление курируется министерством имущественных отношений Омской области. В перспективе управление станет самостоятельным органом, подчиняющимся правительству Омской области.
— Какие функции возложены на управление?
— Основные — организация эффективного управления, использования и распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Омска, право государственной собственности на которые не разграничено. А также подготовка проектов решений правительства Омской области о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность, аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
— А определено, по каким именно видам земельных участков решения об их предоставлении в аренду, собственность будет принимать правительство Омской области и по каким ваше управление?
— Конкретного разделения пока нет.
— Управление будет функционировать только до тех пор, пока вся земля на территории Омска не будет разграничена?
— Предполагается, что наши полномочия будут расширены и мы займемся распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Омской области.
— Какие земельные участки должны будут однозначно перейти в муниципальную собственность?
— В соответствии с Федеральным законом № 53 это земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в муниципальной собственности, а также земли, предоставленные органам местного самоуправления, муниципальным казенным предприятиям, МУПам и некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления.
— На ваш взгляд, как долго будет проходить процесс разграничения права государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории Омска?
— Вообще, до недавнего времени сама процедура затянулась из-за того, что не было перечня документов, необходимых для регистрации права государственной собственности на землю. Этот перечень вышел 30 июня. Сама процедура разграничения, конечно, будет длительная. Ведь необходимо сначала сформировать земельный участок, определив его границы, оформить правоустанавливающие документы на землю. Кроме того, на все потребуется достаточно много денег, в частности на проведение тех же землеустроительных работ.
— Уже подсчитывалось, какова примерная площадь земельных участков, находящихся на территории Омска, которые перейдут в городскую, областную и федеральную собственность?
— Пока сложно сказать. Вся территория Омска — 56 тысяч гектаров. Это частные земли, земли муниципалитета, субъекта Федерации и Федерации. На сегодняшний день, по информации Территориального управления Росимущества, для оформления в федеральную собственность проведены землеустроительные работы по 134 участкам. Это земли в основном военных городков и ФГУПов.
В городе проведены землеустроительные работы более чем на 1000 земельных участков. Из них на 90 участков площадью 270 гектаров закреплено право собственности муниципалитета. Это еще по прежней процедуре, когда перечни земельных участков при разграничении утверждались распоряжением Правительства РФ.
Омская область за 2004-2006 годы провела землеустроительные работы на 326 земельных участках площадью 1079 гектаров. По прежней процедуре мы не зарегистрировали право собственности ни на один участок. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 53 у Омской области возникает право собственности на эти земельные участки, так как на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в областной собственности.
В перспективе у нас еще есть земельные участки на территории города Омска, которые мы вправе оформить в собственность Омской области. Это земли, на которых расположены училища, их 17, а также 42 учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты.
— Кто до разграничения государственной собственности на землю будет проводить аукционы по продаже земельных участков для строительства на территории города Омска?
— Наше управление. На сегодняшний день земли на территории Омска, подходящие для строительства, находятся в государственной собственности, и привязать их к каким-либо зданиям, строениям, сооружениям сложно.
— В мэрии для оформления разрешительной документации на строительство сделали «одно окно». А как теперь оформлять эти документы, куда обращаться?
— С заявлением о предоставлении участка для строительства надо будет обращаться в наше управление. Мы тоже планируем в данном случае сделать все по принципу «одного окна», чтобы не затягивать процесс согласования. Есть, конечно, некоторые вопросы, по которым надо будет обращаться в городские структуры, это, в частности, формирование земельных участков и сбор технических условий, но мы все равно будем сокращать сроки прохождения документов. Главное для нас сейчас — не навредить, не затянуть процессы, происходящие в сфере управления земельными отношениями, пополнять доходную часть бюджета.
— Куда будут поступать доходы от продажи земель под строительство — в областной или в городской бюджет?
— Если земельные участки предоставляются для жилищного строительства, то все средства поступают в бюджет муниципалитета, а если для строительства других объектов, то средства распределяются между бюджетами: РФ — 15%, Омской области — 35%, в местный бюджет — 50%.
— Генеральный план Омска еще не утвержден. Не получится ли в ходе разграничения прав собственности на землю так, что, например, какие-то земельные участки будут проданы, а потом, через несколько лет выяснится, что эти земли должны быть резервными для города или находятся на «красных линиях»?
— Я думаю, что в комиссию, которая существует в департаменте архитектуры и градостроительства, войдут представители областного минстроя и нашего управления и мы будем разрешать спорные вопросы. Кроме того, планируется создание согласительной комиссии для решения вопросов по передаче земель в собственность, в аренду, в постоянное бессрочное пользование или безвозмездное пользование.
— Многие руководители предприятий, частных структур могут не знать, разграничено право собственности на земельные участки под их зданиями, строениями, сооружениями или нет. Куда им обращаться, если они захотят выкупить землю под объектами в свою собственность?
— Этими вопросами занимается наше управление, то есть обращаться надо к нам. Мы выясним, разграничена земля под конкретными участками или нет. Будем делать запросы в Росимущество и в городскую администрацию. Если земля окажется, например, муниципальной, то направим желающего выкупить ее в мэрию.
Такая же процедура распространяется и на арендные отношения. Тем, кто захочет арендовать земельный участок, распложенный на территории Омска, необходимо обращаться к нам. Если на этот конкретный участок право государственной собственности не разграничено, то вопрос о предоставлении участка в аренду будем решать мы. Если земля муниципальная, то направим человека в городскую администрацию. Вообще, у нас будет создана база существующих договоров аренды земельных участков.
Садоводам, желающим закрепить право собственности на свой земельный участок, находящийся на территории г. Омска, либо расширить участок тоже надо обращаться в наше управление. Тот, кто желает приобрести садовый участок, тоже должен обратиться к нам.
— С первого января 2007 года начнут действовать новые правила аренды земельных участков: размер аренды будет рассчитываться исходя из кадастровой оценки земли. Всем арендаторам земель, находящихся на территории Омска, надо будет обращаться в ваше управление, чтобы перезаключить договор аренды?
— Перезаключать договора мы не станем. Будут оформляться дополнительные соглашения, в которых условия аренды будут оговорены исходя из новой методики расчета арендной платы.
— Спасибо за интервью. Желаю вам успехов на новой должности.
Георгий КОСЕНКОВ
16 июня 2006 года указом губернатора назначен начальником Главного управления по земельным ресурсам Омской области
Георгий Петрович родился 8 октября 1954 года в городе Таре Омской области. В 1962 году с семьей переехал в Омск. В 1972 году после окончания школы № 64 поступил в Омский политехнический институт на факультет автоматизации. Окончил вуз по специальности «Приборы точной механики (метрологии)». С 1977-го по 1985 годы работал на заводе Октябрьской революции инженером — заместителем главного метролога. С 1985 года началась партийная карьера. В 1993 году занял должность управляющего делами Омской дирекции Мосбизнесбанка. Затем последовательно занимал должности и.о. заместителя генерального директора Омской дирекции и начальника кредитно-расчетного центра «Иртышский» Мосбизнесбанка. В 1996 году окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Банки и банковская деятельность». В ноябре 1999 года был назначен на должность управляющего Омским филиалом АКБ «Московский Деловой Мир» (МДМ-Банк), которую занимал до июня 2000 года. Летом 2000 года был назначен на должность заместителя генерального директора по финансам ЗАО «АНА». 17 марта 2004 года утвержден в должности заместителя министра имущественных отношений Омской области.
Женат, двое детей