Одной из самых динамично развивающихся страховых компаний страны в этом году стало страховое общество «РОССИЯ». За три месяца текущего года компания собрала на 70% больше страховых взносов, чем в первом квартале 2005 года. Не уступает по динамике развития и Омский филиал компании — за первое полугодие 2006 года план по сборам в филиале был выполнен на 134%. О том, как удается добиться такого роста, и о многом другом корреспондент «КВ» Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ побеседовал с директором филиала ОСАО «РОССИЯ» в Омске Юрием КОВШОВЫМ.
— Страховое общество «РОССИЯ» зарождалось, как часть какой-либо финансово-промышленной группы или оно изначально было ориентировано на работу на открытом рынке?
— ОСАО «РОССИЯ» в 1990 году основал Алексей РАЗУВАЕВ. Страховое общество изначально было ориентировано на работу на открытом рынке. В 2002 году РАЗУВАЕВ ушел в «Уралсиб», проработал там три года, однако после того, как «РОССИЯ» была выкуплена управляющей компанией «Трастком», вернулся и теперь снова занимает пост генерального директора.
— И кто теперь входит в число акционеров компании?
— 98,5% акций принадлежит компании «Трастком». Эта компания управляет, в частности, такими крупными объединениями, как КБ «Сухой», концерн «Иркут», а также несколькими предприятиями, специализирующимися на морских перевозках. Еще 1,5% акций владеет немецкая страховая компания AXA Versicherung AG.
— Насколько я знаю, одно время ОСАО «РОССИЯ» контролировали структуры Романа АБРАМОВИЧА — в частности, Millhouse Capital.
— Да. Правда, время это было достаточно непродолжительным.
— За этот период омскому филиалу ОСАО «РОССИЯ» довелось страховать какие-либо активы АБРАМОВИЧА?
— Нет. В принципе, у нас был небольшой договор по страхованию залогового имущества с «Омским беконом», но это было уже после того, как АБРАМОВИЧ продал свою долю в страховой компании. Кроме того, мы довольно давно сотрудничаем с рядом подразделений ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», но здесь я тоже прямой связи с тем фактом, что когда-то ОСАО «РОССИЯ» принадлежало АБРАМОВИЧУ, не вижу.
— А что это за подразделения, если не секрет?
— Мы работаем с управлением транспорта и механизмов нефтезавода, с его ремонтно-механическим заводом и охранным предприятием «Нефтегард».
— Что страхуете?
— В основном работаем по программам добровольного медицинского страхования, страхования ответственности опасных промышленных предприятий и ОСАГО. Кроме того, страхуем сотрудников «Нефтегарда» от несчастных случаев — для охранных предприятий это обязательный вид страхования.
— Объемы договоров большие?
— В общем-то, да. По одному из договоров у нас объем страховых взносов составляет порядка 3 млн рублей. То есть наша ответственность там исчисляется уже сотнями миллионов.
— А по видам страхования вы что предлагаете?
— В принципе, мы работаем более чем по 74 видам страхования. Но основными, конечно, являются ОСАГО — где-то 40-45% от общего объема сборов — каско, добровольное медицинское страхование и страхование имущества юридических и физических лиц.
— Добровольное медицинское страхование в вашем страховом портфеле какую долю занимает?
— В общей сложности в прошлом году мы собрали 42 млн премий, из них 4 млн — по ДМС. Считайте сами.
— Насколько мне известно, рынок добровольного медицинского страхования физических лиц в его классическом понимании в Омске практически не развит. Большинство страховых компаний предпочитает работать с предприятиями, которые платят за лечение своих сотрудников, по сути, включая страховку в соцпакет. И рисковым этот вид страхования ну уж никак не назовешь.
— Это так. Пока мы работаем только с юридическими лицами. Дело в том, что риски по этому виду страхования довольно высокие. И для того, чтобы этим выгодно было заниматься, нужен довольно большой объем договоров. Когда, грубо говоря, за лечение больного платит здоровый. А если таких договоров будет всего два-три, страховых взносов не хватит даже на одну полноценную выплату. Вот в Москве этот рынок более развит. Там при довольно скромном взносе страховая сумма в нашей компании составляет до 1,5 млн рублей.
— На ваш взгляд, в Омске такой рынок когда-нибудь появится?
— Мы на это надеемся. Более того, мы в этом уверены. Благосостояние омичей постоянно растет, и когда люди смогут себе позволить платить нормальные деньги за свое здоровье, этот рынок появится сам собой.
— Кстати, о медицине. Вы не находите, что появление во главе многих страховых компаний людей с медицинским образованием — это уже своего рода закономерность? Взять, например, компанию «РОСНО», которую до недавнего времени возглавлял врач Леонид МЕЛАМЕД. Или Омский филиал компании «НАСТА», которой руководит Александр КИРЕЕВ, также имеющий медицинское образование?
— Не знаю, как у других, а у меня переход в страхование происходил довольно естественным образом — сначала я выполнял функции медицинского эксперта, то есть, по сути, был штатным врачом при страховой компании «Омск-АСКО». Потом меня перевели в управление личного страхования — там приходилось как взаимодействовать с медицинскими учреждениями, так и заниматься непосредственно сопровождением договоров. Там же уже пришлось осваивать и правила страхования, страховые продукты, знакомиться с работой агента. Так постепенно я и стал страховщиком.
— А с коллегами из «Омск-АСКО» отношения поддерживаете?
— Конечно. Сегодня выходцы из «Омск-АСКО» работают в любой более или менее крупной страховой компании Омска. Мы все поддерживаем дружеские отношения, общаемся периодически. И то, что на рынке мы являемся конкурентами, каких-то препон для нашего общения не создает. Мы даже Новый год вместе проводим — например, на этот Новый год представители порядка 15 страховых компаний отмечали праздник в ресторане «Клуб деловых людей». Организатором встречи выступал директор Омского филиала «РЕСО-Гарантия» Александр КУЗНЕЦОВ, тоже, кстати, в прошлом сотрудник «Омск-АСКО». Было очень здорово. Взаимодействуем мы и в рабочем порядке — например, обмениваемся информацией по недобросовестным страхователям.
— Этот вопрос, по-моему, вообще перед омскими страховщиками стоит уже довольно давно. Не первый год руководители крупнейших страховых компаний вынашивают идею создания своего рода отраслевой ассоциации, чтобы обмениваться такой информацией уже на официальном уровне.
— Да, эта идея витает в воздухе уже очень давно. Правда, почему-то она до сих пор так и не была реализована. Хотя, например, в Тюмени в свое время все директора собрались, определились, по каким правилам они работают, как борются за клиента. И теперь у них нет переманивания агентов, демпинговых тарифов и так далее. Чего, к сожалению, не скажешь об Омске.
— Какое место занимает Омский филиал в системе ОСАО «РОССИЯ»?
— Среди 35 филиалов и 60 представительств компании мы занимаем восьмое место. По итогам первого полугодия план по сборам был выполнен на 134% — несмотря на то, что первый квартал был довольно сложным из-за того, что долгое время стояли сильные холода. Наш филиал вообще считается самым динамично развивающимся.
— За счет чего удается добиться такого роста?
— В первую очередь за счет коллектива, в котором работают квалифицированные специалисты. Во-вторых, благодаря наличию конкурентоспособных продуктов по всем видам страхования. В-третьих, мы традиционно имеем репутацию надежного партнера. Ну и, наконец, мы достойно оплачиваем труд страховых представителей — агентское вознаграждение у нас выше, чем в большинстве компаний города Омска.
— Сколько человек работает в филиале?
— 47. Это центральный офис, Советское и Одесское агентство, а также ряд точек продаж в районах области.
— Вы и на селе работаете?
— Да. Там хоть объемы и небольшие, зато и убыточность достаточно низкая. Поэтому перспектива есть — и по страхованию сельскохозяйственных рисков, и по страхованию животных, и по страхованию посевов. У нас, конечно, рисковая зона земледелия, но если андеррайтинг проводить как положено, работать можно. У нас в 2004 году было 4 договора, и только по одному хозяйству мы выплатили около миллиона, а по остальным суммы были небольшие — в пределах 100-200 тысяч рублей.
— В последние годы российские банки активно скупаются зарубежными кредитными учреждениями. А вот по страховым компаниям о подобных сделках что-то не было слышно. На ваш взгляд, в чем причина?
— На самом деле этот процесс уже идет. Правда, может быть, он не так заметен, как в случае с банками, но он есть. Есть страховщики, которыми активно интересуются иностранные компании, и, думаю, уже в этом году мы услышим о первых сделках по их покупке. Более того, наша компания, насколько я знаю, также планирует привлечь порядка млн иностранных инвестиций.
— Путем проведения допэмиссии?
— Допэмиссия действительно будет проведена в ближайшее время — уже к концу июля — началу августа уставный капитал ОСАО «РОССИЯ» будет увеличен с 300 млн до 1 млрд рублей. Но насколько я знаю, все акции будут распределены между нынешними акционерами.
— В таком случае, может быть, будет увеличена доля компании AXA?
— Этого я не знаю. Но они уже владели 10% акций. А теперь у них 1,5%. Не уверен, что есть смысл увеличивать свою долю таким путем.
Юрий Владимирович родился 15 декабря 1963 года в городе Макушино Курганской области. В 1981 году окончил среднюю школу и поступил в Омский государственный медицинский институт на санитарно-гигиенический факультет. В 1987 году окончил институт и стал работать спортивным врачом в областном врачебно-физкультурном диспансере.
В 1991 году перешел работать в Омское республиканское училище олимпийского резерва, где проработал до января 1995 года. С 1995-го по 2002 год работал в ЗАО «АСК „Омск-АСКО“ — вначале медицинским экспертом, а с 1998 года — экспертом по выплатам управления личного страхования.
В 2002 году был назначен заместителем директора Омского филиала НСГ „Росэнерго“. С 30 июля 2003 года — директор филиала ОСАО „РОССИЯ“ в городе Омске.
Женат, двое детей.