Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

"Таких, как он, больше нет"

25 сентября 2006 13:07
3
4099

Юрий КОЖЕВНИКОВ родился в сентябре 1945 года в несуществующей ныне деревне Александровке Большереченского района Омской области. С ранних лет всегда и во всем стремился быть лучшим. Даже в пионеры его приняли раньше всех, еще во втором классе. Он и потом не изменял своей привычке быть первым во всем: едва окончив институт инженеров железнодорожного транспорта, он уже в 23 года стал начальником цеха на агрегатном заводе им. Куйбышева. Тогда, как, впрочем, и сейчас, это было делом неслыханным. Тем не менее молодость не помешала Юрию Андреевичу вывести свой цех на первое место по всем показателем.

— Практически все знамена, которые можно было взять в соревновании, были нашими, — вспоминал почти 30 лет спустя Юрий КОЖЕВНИКОВ. — Никаких чудес я не делал, а просто рассчитывал, какие показатели нужны для максимальной оценки цеха, предприятия. Сколько надо было, столько и делали, и ни на одну десятую больше.

Умение достигать максимальных результатов с минимальными затратами еще не раз пригодилось Юрию КОЖЕВНИКОВУ. Уже позже, во время работы директором Москаленской птицефабрики, ему удалось всего за год удвоить прибыль предприятия, не внедряя никаких дорогостоящих технологических новинок. Оказалось, для этого всего-то и надо было, что перестать платить зарплату работникам в зависимости от плана, зачастую выполнявшегося только на бумаге, и начать платить им часть прибыли, как это делается во всех цивилизованных странах.

В 1973 году Юрий КОЖЕВНИКОВ отдыхал в Сочи. Завязавшийся в приморском городе курортный роман перерос в любовь всей его жизни.

— После того как он уехал в Омск, мы целый год перезванивались, — рассказывает жена Юрия КОЖЕВНИКОВА Тамара. — А потом решили соединить свои судьбы. Поначалу я приехала к нему просто посмотреть город. Но когда увидела проспект Маркса, который тогда был весь засажен гладиолусами, я поняла, что останусь здесь навсегда.

К тому времени Юрий Андреевич стал главным энергетиком агрегатного завода, а еще через некоторое время был «брошен на село», улучшать показатели Москаленской птицефабрики. Но, несмотря на все внедряемые им нововведения, работать в полную силу не получалось — не давала советская командно-административная система. Любые попытки проявлять самостоятельность тогда пресекались, все было жестко регламентировано. Неудивительно, что КОЖЕВНИКОВ страстно, всей душой мечтал заняться своим делом, когда никто не стоит над душой и не учит, как тебе жить и что делать.

Такая возможность представилась в 1990 году. Тогда при городском исполкоме был образован комитет по централизованному созданию рыночных структур. В этот комитет вошли банкиры, биржевики, первые омские предприниматели. Пригласили туда и Юрия КОЖЕВНИКОВА. Пригласили, надо сказать, недаром — проект создания торгового дома, который бы соединил в себе функции банкира, посредника и производителя, был признан экспертной комиссией самым удачным. Так появился на свет торговый дом «Сибвест».

Название для новой компании КОЖЕВНИКОВЫ придумывали всей семьей. Как появилась первая половина названия торгового дома и что она значит, в Сибири никому объяснять не надо. А вторую половину, слово «вест» предложила дочка Юрия КОЖЕВНИКОВА Инна, которая тогда как раз начала учить в школе английский язык.

— Папа, а давай назовем компанию «Сибвест» — «Сибирский запад», — предложила она.

— А ведь действительно, чем у нас не Дикий Запад, — задумался Юрий Андреевич. Так «Сибвест» стал «Сибвестом».

Россия эпохи дикого капитализма действительно мало чем отличалась от Дикого Запада. Выживал тот, кто сильнее, побеждал тот, кто изворотливее. Тем удивительнее успех компании Юрия КОЖЕВНИКОВА, который смолоду взял за девиз слова: «Прибыль — главное, но честь дороже прибыли».

Правда, корректировку на суровую российскую действительность делать приходилось даже таким идеалистам, как КОЖЕВНИКОВ — первоначально предполагалось, что торговый дом будет заниматься не торговлей, а производством. Планировали построить маслозавод, завод по производству крахмала, линии по переработке рыбы, птицы, мяса и так далее. Однако заниматься исключительно производством в те времена было равносильно самоубийству. Поэтому начинал «Сибвест» как и все — продавал товары массового потребления из Китая, а собственное производство появилось лишь значительно позже.

Но и в торговле Юрий КОЖЕВНИКОВ, как и везде, шел своим, особым путем. Не гонясь за прибылью, он наладил сотрудничество с одной из государственных фабрик Поднебесной, поставляя товары, может быть, чуть более дорогие, чем у его коллег-челноков, но гораздо более качественные. Результат не заставил себя долго ждать. Если в начале работы «Сибирского запада» коллектив компании состоял из Юрия КОЖЕВНИКОВА и двух его партнеров, причем все трое сидели за одним столом, то уже пару лет спустя в «Сибвесте» работало больше двух тысяч человек.

«Как пройти к „Сибвесту“?» — в первой половине 90-х это был самый популярный вопрос. Одежда от торгового дома Юрия КОЖЕВНИКОВА пользовалась неизменным спросом. И уже очень скоро «Сибвест» стал одной из едва ли не самых известных компаний в Омске. Постепенно сфера деятельности торгового дома расширялась: нефтепродукты, зерно, строительство, ценные бумаги...

Кто знает, может быть, останься Юрий КОЖЕВНИКОВ в живых, и сегодня «Сибвест» был бы одним из крупнейших омских предприятий. Но правду говорят: историю делают личности. После его гибели партнеры Юрия Андреевича выкупили у Тамары КОЖЕВНИКОВОЙ его долю в предприятии. Но это был уже не тот «Сибвест», у истоков которого стоял КОЖЕВНИКОВ — человек слова и дела. Сегодня предприятие вроде как все еще существует, но о нем уже давно никто ничего не слышал.

Однако до сих пор у всех на слуху другое детище Юрия КОЖЕВНИКОВА — Союз предпринимателей. В 1991 году, на заре предпринимательства, противостоять бандитскому беспределу и чиновничьему произволу в одиночку было практически невозможно. И тогда самые, как сейчас говорят, «продвинутые» предприниматели решили объединиться. Объединиться для того, чтобы обмениваться деловой информацией, оказывать друг другу финансовую взаимопомощь и юридическую поддержку.

Как отмечал сам Юрий КОЖЕВНИКОВ, союз рождался в муках, процесс становления занял практически полтора года. Тем не менее первому его президенту удалось практически невозможное: объединить более ста предпринимателей, каждый из которых был самодостаточной личностью, привыкшей во всем полагаться только на себя. И не просто объединить, а создать цельный, монолитный коллектив, сумевший не только выстоять в непростых условиях становления российской экономики, но и стать одним из ведущих омских бизнес-объединений.

Тем не менее, по отзывам тех, кто близко знал КОЖЕВНИКОВА, союзу его очень сильно не хватает. Как, впрочем, не хватает его и всему Омску.

— В 90-х годах Омск лишился многих ярких личностей, — говорит Тамара КОЖЕВНИКОВА, — таких, как Олег ЧЕРТКОВ, таких, как Иван БАГНЮК, таких, как Иван ЛИЦКЕВИЧ. И таких, как Юра. К сожалению, сегодня таких уже больше нет. И от этого утрата, которую понесли все мы, тяжелее вдвойне.

Данил МАКАРЕНКО 

Комментарии
Максим 21 мая 2021 в 12:49:
Юрий Андреевич был умным добрым справедливым вечная память
Максим 7 июля 2018 в 15:04:
Юрий Андреевич хороший был человек вечная память
Максим 7 июля 2018 в 15:02:
Очень грамотный хороший человек был
Показать все комментарии (3)

Ваш комментарий

«Уважаемый Владимир Владимирович, многомесячное нахождение в заболачиваемой воде разрушает наши дома»

Коллективное обращение Общественного комитета о подтоплении сел Морозовка-Ракитинка Омского района Омской области и Межрегионального общества защиты прав потребителей им. В.Ф. Каштанова Президенту Российской Федерации и гаранту Конституции России Владимиру ПУТИНУ

15 декабря 16:45
4
461

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.