Все рубрики
В Омске суббота, 4 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,6918    € 98,5602

Виктор ШКУРЕНКО, генеральный директор ООО "Торговый дом ШКУРЕНКО": "Я готов делиться собственностью ради развития"

18 октября 2006 12:39
0
2348

В ноябре компании «Торговый дом ШКУРЕНКО» исполняется десять лет. За этот срок компания из скромного дистрибьютора жевательной резинки Wrigley превратилась в безусловно лидера омского рынка дистрибуции с оборотом более миллиарда рублей. О том, за счет чего удалось достигнуть такого успеха, и о многом другом генеральный директор ТД ШКУРЕНКО Виктор ШКУРЕНКО рассказал корреспонденту «КВ» Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ.

— Виктор Васильевич, с чего начиналась ваша компания?

— В 1996 году мы начинали с одного-единственного контракта с Wrigley. С тех пор мы из года в год расширяли свой продуктовый портфель, и на сегодняшний день у нас уже более пятидесяти контрактов с ведущими мировыми, российскими и омскими производителями продуктов питания, из которых большая часть — эксклюзивные.

— Что изменилось в вашем бизнесе за эти десять лет? Не считая чисто механического развития?

— В первую очередь меняется сам подход к бизнесу. Я не из тех людей, которые разрабатывают стратегию на пять, десять лет вперед. Свою стратегию я меняю ежегодно, в зависимости от ситуации. Можно сегодня принять одно решение, а завтра, если поменяется ситуация, от него отказаться. Это нормально. В частности, когда мы только начинали свой бизнес, мы понимали, что у торговли со склада нет будущего. И одними из первых начали развозить продукцию по торговым точкам. В результате мы оставили далеко позади те компании, которые упорно продолжали придерживаться методов ведения бизнеса, существовавших тогда.

Потом мы поняли, что нужно рассматривать в качестве своих клиентов не только торговые точки, но и производителей. Нужно удовлетворить потребности производителя, сделать так, чтобы он видел в тебе партнера, который помогает ему развивать рынок, чтобы у него не было соблазна променять тебя на твоего конкурента. Это понимание снова принесло свои плоды. А последнее время я начал задумываться о повышении эффективности, о снижении издержек.

— Ну, об эффективности, по-моему, сегодня все задумываются.

— Да нет. Еще три года назад я, например, об этом не думал. Но сегодня таково требование рынка: с одной стороны в том, чтобы наша наценка была минимальной, заинтересованы производители, а с другой — ритейл также требует определенных скидок, уступок и так далее.

— И за счет чего вы планируете повышать свою эффективность?

— За счет масштаба. Повышения эффективности можно добиться, увеличивая оборот, увеличивая количество операций, строя современные складские комплексы, используя современные логистические технологии. Например, мы давно и активно занимаемся дистрибуцией продуктов питания в районы области, и я чувствую, что это направление очень перспективно, несмотря на то, что обходится оно дороже, чем работа в городе. Потому что магазины, которые находятся в районных центрах, динамично развиваются, и будущее за теми дистрибуционными компаниями, которые будут охватывать всю территорию области, включая отдаленные северные районы. Непрерывный рост — это вообще единственный принцип, которому я никогда не изменял. Мы ежегодно растем, как минимум, на 50% — если в прошлом году наш оборот составлял порядка 800 млн рублей, то по итогам этого года он превысит 1,2 млрд. В этом, наверное, и состоит залог успеха.

— А за пределы области вы расти планируете?

— Да, мы сделали попытку выйти на новосибирский рынок, правда, эта попытка пока не очень удачная. Мы открыли там свой филиал, но теперь я понимаю, что на такой рынок, как в Новосибирске, надо выходить по-другому. Поэтому сейчас я планирую договориться с одним из новосибирских игроков о слиянии или поглощении с нашей стороны.

— Почему был выбран именно Новосибирск?

— Все очень просто. По нашему бизнесу все основные решения принимаются в Москве и Новосибирске. Структура всех федеральных и международных компаний такова, что топ-менеджмент находится в Москве, а дивизиональные подразделения за Уралом находятся в Новосибирске, Красноярске и Владивостоке. Это те центры, где на данный момент принимаются решения. И от этого никуда не денешься. Без присутствия в этих городах очень сложно удержать существующие контракты. Приведу простой пример: не так давно на наш рынок вышел новосибирский дистрибьютор — компания «Геба», которая получила эксклюзивный контракт на всю Сибирь от Nestle. Раньше продвижением Nestle занималась омская компания, а после такого решения производителя она была вынуждена просто уйти с рынка. Потому что этот контракт был для нее основным. Чтобы избежать такой ситуации, нужно играть наравне с новосибирцами. Поэтому мы и выходим на новосибирский рынок — чтобы защитить свой бизнес в Омске.

— А вообще конкуренция в вашем бизнесе велика?

— Нет. С развитием рынка конкуренция только снижается. Потому что, как правило, производители дают эксклюзивные права на продвижение своей продукции одному дистрибьютору либо условно делят территорию города и области между двумя-тремя компаниями. Поэтому конкуренция не такая большая проблема, как лет пять назад. Сейчас основная проблема нашего бизнеса, как я уже говорил, — это повышение собственной эффективности. Потому что получить контракт может только тот, кто более эффективен.

— Со стороны федеральных игроков вы конкуренции не ощущаете?

— Как это ни странно, но в нашем бизнесе нет ни одной компании федерального масштаба. Но я думаю, что все еще впереди, потому что в дистрибуции, как и в любом другом бизнесе, происходит концентрация активов в руках крупнейших участников рынка. Лидеры активно развиваются, а аутсайдеры покидают рынок, уступая им свое место.

— А в ваших планах выхода на федеральный уровень нет?

— Планы такие есть, но для того, чтобы стать федеральной компанией, надо предложить рынку что-то уникальное, то, чего нет у других. У меня есть несколько идей, может быть, что-то и получится. Безусловно, у московских компаний больше ресурсов, чтобы создать федеральный проект, но в том же ритейле много примеров успешного выхода на общероссийский рынок региональных компаний: очень успешно развиваются красноярская компания «Алпи», краснодарский «Тандем», та же «Пятерочка» — первоначально питерская компания. Есть такие примеры и среди производителей: например, я очень горжусь тем, что сделал Омсквинпром. Есть чему поучиться и у «Сибирского берега», и у «Инмарко».

Поэтому мне просто смешно, когда я слышу, как кто-то говорит о том, что придут федеральные и международные компании и отберут у нас рынок. Сейчас в ритейле у нас в городе нет ни одного федерального игрока, все местные. Даже «Пятерочка» — это франчайзинговый проект. И не факт, что когда москвичи все же придут, они будут эффективнее, чем местные. Другое дело, что у местных игроков всегда есть соблазн продать свой бизнес. Если бы этого соблазна не было, я не думаю, что федеральные игроки смогли занять значительную часть нашего рынка. И когда говорят: «Если вы не продадитесь, значит, вы разоритесь», — это откровенная чушь.

— Вы, я так понял, продаваться не собираетесь?

— Нет, не собираемся. Мне 34 года, и выходить на пенсию еще рано. Другое дело, что я не исключаю возможность объединения с кем-нибудь из региональных игроков, обмена акциями и так далее. Потому что я всегда готов делиться собственностью ради развития. Но при этом должна оставаться возможность управлять бизнесом, чтобы сохранить себя как бизнесмена.

— То есть не исключено, что в скором времени ваша компания будет называться «ШКУРЕНКО и партнеры»?

— Если это будет необходимо для развития бизнеса, я готов вообще поменять брэнд. Это не такой уж и принципиальный вопрос.

— А как вообще появилось такое название?

— Дело в том, что с 1999 года параллельно с ТД «Соверен» мы работали как ЧП ШКУРЕНКО. И за все время своей работы ни разу не поменяли названия фирмы, в отличие от большинства наших конкурентов. Торговые предприятия, с которыми мы работаем, привыкли иметь дело именно со ШКУРЕНКО, поэтому мы, обсудив это все в коллективе, приняли решение называться именно так.

— Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— Пытаюсь учить английский язык, занимаюсь фитнесом, люблю читать. С удовольствием читаю прессу, специальную литературу. Ну и художественные книги иногда доводится почитать.

— И что сейчас лежит на вашем столе?

— Сейчас я больше читаю профессиональную литературу. У меня на столе лежит сразу несколько книг — одна об английском предпринимателе Ричарде БРЭНСОНЕ, а вторая посвящена маркетингу.

— А из художественных книг что последнее читали?

— «Духless» Сергея МИНАЕВА. Книга, конечно, достаточно попсовая, но весьма интересная и в чем-то даже провокационная. Мне она чем-то напомнила «Это я, Эдичка» ЛИМОНОВА или «Тропик Рака» Генри МИЛЛЕРА.

— Политикой вы случайно не интересуетесь?

— Политикой я интересовался, когда мне было двадцать лет. Я был секретарем комитета комсомола в школе, активно участвовал в общественной жизни города, был знаком со всеми городскими демократическими лидерами того времени, состоял то в одной партии, то в другой. Сейчас политика мне не интересна, потому что мне нравится говорить то, что я думаю, а не то, что хотят слышать другие. К тому же я хочу быть свободным человеком. И стесняться своего поведения, кушать в ресторане с вилкой и ножом, постоянно делать умное лицо и бояться, что о тебе что-то не так подумают, — это не в моих принципах.

Виктор Васильевич родился 30 апреля 1972 года в городе Борисове Минской области в семье военного. В 1983 году вместе с матерью переехал в Омск. В 1989 году окончил среднюю школу №30 и поступил на экономический факультет Омского государственного университета.
В 1993 году занялся бизнесом. В 1995 году вместе с партнером и одногруппником Дмитрием ШАДРИНЫМ зарегистрировал АОЗТ «Эридан», занимавшееся оптовыми поставками продуктов питания. В 1996 году «Эридан» стал эксклюзивным дистрибьютором Wrigley в Омске.
В 1997 году окончил университет по специальности «Менеджмент». В 1999 году вместе с ШАДРИНЫМ создал и возглавил ООО «Соверен», в 2000 году перерегистрировал фирму в ИП ШКУРЕНКО. Компания является дистрибьютором в Омске «Пепси», «Данон», «Вимм-Биль-Данн», «Сибирский берег», «Ферреро», «Очаково», «Нестле», «Омский бекон» и др.

Женат, двое детей.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.