Новая газета, которую вы держите в руках, как раз и будет рассказывать о людях, любящих свободу и независимость, рискнувших иметь свое дело.
Новое издание в значительной степени адресовано предпринимателям и бизнесменам — они найдут в газете для себя немало полезной информации. Но вместе с тем «Коммерческие вести» не намерены быть отраслевой или ведомственной газетой. Мы будем говорить с нашими читателями о тех ценностях, которые забыты, о том, что делает нас выше и чище.
С иждивенчеством покончено.
Остается надеяться только на себя
Так считает народный депутат СССР Алексей КАЗАННИК
Есть люди с трудным прошлым, оно тяготит и печалит их — таких среди нас немало. Есть люди с тяжелым будущим — оно представляется им мрачным и безысходным. Таких тоже немало. Но есть еще люди с трудным прошлым и тяжелым будущим — им невидим и неведом горизонт, они блуждают, боятся завтрашнего дня. Таких, к сожалению, среди граждан Страны Советов большинство. На что им надеяться? С кем связывать сегодня то возможное лучшее, к чему вce-таки они стремятся?
Вот с такими мыслями и вопросами я шел на встречу с народным депутатом СССРАлексеем Ивановичем КАЗАННИКОМ. За три года мы беседовали не раз, но, пожалуй, никогда общественно-политический фон не был таким тревожным и непредсказуемым. Именно поэтому первый вопрос, заданный Алексею Ивановичу, был из разряда больных, но ключевых.
— Алексей Иванович, с чем вы связываете поток критики, обрушившийся на Президента России, в том числе и в демократической прессе? Слишком много негативных оценок звучит, в частности, в адрес нового аппарата ЕЛЬЦИНА.
— Вот это сложно объяснить. Но я постараюсь быть искренним. Демократы считают, что если они победили на баррикадах, то у них законное право войти в руководящие структуры. Я же всегда выступал за профессионализм в управлении. За одного хорошего профессионала я бы отдал десять отпетых демократов и еще больше партократов. Будем откровенны: среди демократов профессионалов немного. Борис Николаевич пригласил для работы в Секретариат тех, с кем он работал прежде в партийных органах. С одной стороны, это хорошо — они знают друг друга. Но, с другой стороны, если бывшие партийные работники и пожелают стать борцами за интересы народа, — я не верю в этот порыв. Существуют определенные стереотипы управления. И если им предстоит принять какое-то эффективное решение, то их мысль пойдет по проторенному в партийных органах пути. А это означает возвращение партийно-аппаратных методов управления.
— То есть вы полагаете, что способность к реформаторству у них ограничена?
— Да, скорее всего она равна нулю. И Борису Николаевичу нужно было в свой аппарат приглашать людей с нетрадиционным, парадоксальным мышлением. Вспомните Эйнштейна, сказавшего, что за теорию относительности он взялся лишь потому, что был глуп — умный человек никогда не решился бы изучать подобное. В сфере государственного управления как раз и нужды, как мне кажется, люди с нетрадиционным мышлением.
В первой половине сентября люди жили большими надеждами. А сейчас, как мне кажется, наступило глубокое разочарование: жизнь-то не улучшается, о реформах
по прежнему продолжают долго и нудно говорить. Где же смелые решения?Гдедолгожданныеуказы? Атмосфера в обществе резко изменилась — непредсказуемость породила тревогу, и люди боятся не только свободных (то есть бешеных) цен, но анархии, безвластия. А ведь сегодня вроде бы серьезных
помех справа для плодотворной работы у российской власти нет.
— В действительности это не так. На местах по-прежнему действует старый аппарат — он и тормозит проведение глубоких социально-экономических реформ. По-моему, в первую очередь надо провести земельную реформу. Землю надо дать всем желающим, причем в частную собственность, а не во временное пользование. Hаши фермерские хозяйства при всей своей маломощности и сработали в этом году хорошо. Достаточно посмотреть на опыт Алтая. Я также сторонник немедленной приватизации, необходимо провести уже в ближайшее время разгосударствление. Мы, конечно, надо усиливать исполнительную власть.
Но, кроме объективных обстоятельств,обостряющих тревогу в обществе, есть еще и субъективные. Мы долгое время жилипопятилетнимпланам,утверждаемымнапapтийных съездах.В планахтехвсе было расписано: сколько будет произведено миллионов пар обуви, тонн мяса. Жизнь внешне представлялась ясной и простой: поток благ гарантировалося. А сегодня нет никаких наметоки тем более гарантий. У многих появился страх перед будущим. Но рыночная экономика не знает никаких планов: живи, как сможешь, если есть силы, то создашь самсебегарантии, а если их нет, то пеняй на себя. Ко мне по-прежнему обращаются избиратели с просьбой помочь приобрести квартиру. Я и раньше-то не мог этого сделать,асегодня — темболее.В исполкомах мне говорят: какие квартиры, Алексей Иванович, пусть с нового года люди покупают их. Будет теперь у города муниципальный
фонд: исполком построит за свои деньги квартиры и будет их продавать.Кто купит — пожалуйста, а кто не сможет — увы! И так будет абсолютно везде. Мы переходим уже к западным стандартам, хотя нам, естественно, до их уровня жизни еще далеко. На Западе никому в голову не придет мысль пойти наприем к конгрессмену и просить у него квартиру — или телефон, никто, придя на прием к врачу и не имея средств, не будет просить сделать ему за так операцию. Переход к рынку — это, конечно, мучительно. Но другого пути у нас нет.
Семь дней в октябре
На этой неделе личному составу УВД облисполкома представлен новый руководитель омской милиции. На эту должность приказом министра МВД РСФСР ДУНАЕВА назначен с народный депутат РСФСР, полковник милиции В.Н.ЛОТКОВ. Факт этот не представлял бы особого интереса, если бы не одно любопытное обстоятельство. Семь лет назад кресло начальника УВД занял В.Н.ОБРАЗЦОВ, который сразу невзлюбил начальника уголовного розыска В.Н.ЛОТКОВА, человека, до тонкостей знавшего секреты милицейской службы. Противостояние было неравным. В.Н.ЛОТКОВ был вынужден тогда уйти с любимой работы. Уйти, чтобы как сейчас оказалось, через несколько лет вернуться.
Был бы повод
Несмотря на то, что цены растут, наши омские рестораны не пустуют. В «Маяке», например, в этом году было отпраздновано тридцать свадебных, юбилейных и прочих торжественных вечеров всего на сумму 90 тысяч рублей. Здесь, в частности, отметили свои юбилейные даты представители коллективов ПО «Полет», завода им. Борцов революции, физкультурного, педагогического институтов и других.
По инициативе самих работников ресторана были организованы праздничные вечера в честь Нового года и Дня 8 Марта, за которые, кстати, выручена 21 тысяча рублей. Из чисто деловых мероприятий можно выделить 63 выставки-распродажи кулинарных изделий и проведение пяти потребительских конференций. Суммы выручки здесь не так велики, зато благодарностей от покупателей как в устной, так и в письменной форме достаточно.
Всем известно, что ресторанное веселье не обходится без разбитой посуды. Неловкое движение, красноречивый жест, и... Но вот сами работники ресторана отмечают, что битой посуды стало меньше. То ли культура стала выше, то ли денег поубавилось у завсегдатаев подобных общепитовских заведений.
Так что же выбирает новое поколение?
Более пяти человек на место — такой конкурс был этим летом на экономическом факультете Омского государственного университета. И это несмотря на то, что до сих пор так и не выяснена наша хозяйственная перспектива. Но молодежь идет в экономику, а значит — смотрит в будущее.
Если в прошлые годы на факультет зачислялось пятьдесят человек, то сегодня на первом курсе учится уже 120 студентов. Есть спрос, будет и предложение. Грамотные хозяйственники сегодня чрезвычайно нужны.
Только в этом году экономический факультет ОмГУ получит 260 тысяч рублей за студентов-договорников. Их пока 10 процентов от всего числа учащихся. Но по сути дела, положено начало платному образованию. Остается теперь теряться в догадках: как повлияют уплаченные деньги на качество выпускаемых специалистов и чем они будут отличаться от «бесплатных»?
Голь на выдумку хитра
Из-за отсутствия ювелирных изделий в магазинах большой популярностью в районах нашей области стали пользоваться украшения из рондоля, которые по своим внешним качествам очень напоминают презренный металл.
Теперь десятки молодых людей подвизватся на этой ниве. Они заказывают рабочим, имеющим доступ к станкам, изготовление колец и печаток из обыкновенных болтов и гаек, а затем развозят их по деревням. Говорят, что неискушенные сельские жители за одно такое «украшение», почти не торгуясь, отдают двадцать рублей, а то и больше. Причем отовариваются они, как правило, сразу на четыреста-пятьсот рублей. Но, видимо, подобное эльдорадо будет существовать недолго — до тех пор, пока сельчане не начнут осваивать «ювелирное дело» в местных кузницах из деталей машин и тракторов.