Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Сергей МУХАЧЕВ, директор компании "Омсккофе":"Года через два попытаемся открыть в Омске кофейно-чайный клуб"

27 ноября 2006 11:58
0
3760

9 ноября на конференции «Ритейл PRO» директор компании «Омсккофе» Сергей МУХАЧЕВ рассказал об особенностях управления сетью специализированных магазинов «Волшебный аромат». Подробнее об этом и о том, что сегодня представляет омский чайно-кофейный рынок в целом, с Сергеем Афанасьевичем побеседовала корреспондент «КВ» Ольга ВАХРИНА.

— Сергей Афанасьевич, в каких направлениях сейчас работает компания «Омсккофе»?

— «Омсккофе» поставляет чай и кофе в 70 омских розничных магазинов. Есть такие магазины, которые мы обеспечиваем чаем и кофе на 60%. Это, например, сеть магазинов «Омич и К», сеть супермаркетов «Наш магазин». У нас есть и своя розничная торговля — точки на социальных рынках, собственные отделы в крупных супермаркетах. Также мы работаем по поставке кофе, чая и кофе-машин с несколькими кафе и ресторанами. Ну и конечно, развиваем сеть специализированных магазинов «Волшебный аромат».

— Как обстоят дела с конкуренцией?

— На самом деле компаний, занимающихся поставками кофе и чая в Омске, немного. Работаем с одними и теми же поставщиками, можем одновременно быть официальными представителями одного и того же производителя. Я сам противник того, чтобы кому-то давали право-эксклюзив. Хорошо, что все мы занимаем разные ниши. Так, «Чайный мир» — самостоятельный производитель, идет на сбыт в самые разные розничные точки. Также типичный дистрибьютор — компания «Архея», которая занимается прямыми поставками в магазины марок «Майский чай», «Принцесса», «Жокей» и других. «Архея» ставит задачу повсеместного внедрения, входит и в самые мелкие магазины. У нас другая позиция — работаем только с крупными супермаркетами. Дело в том, что наш товар либо элитной категории, либо для людей с доходом выше среднего. Я бы рад работать с «Пятерочкой», да мне ей предложить нечего. Мы примерно на 70% реализуем товар через собственную розницу. Еще есть табачная компания (ИП Мельников), которая тоже работает напрямую с поставщиками чая и кофе и ориентируется на низкий ценовой сегмент.

— Так кто же из перечисленных лидирует?

— Доли рынка выводить нет смысла, так как каждая компания ориентируется на разные сегменты. В целом все мы друг друга чувствуем, работаем параллельно, иногда где-то пересекаемся, но не занимаемся конфронтацией, а, наоборот, строим партнерские отношения.

— Когда в Омске появились первые чайные магазины?

— Первый чайный магазин открыла в 90-х годах компания «Русское чаепитие», но формат сохранить не смогла. Потом был чайный магазин «Тинто» на улице Герцена, но эта компания работает на одного поставщика — торговый дом «Форсман», ограничивая тем самым свободное развитие. Кто появился после? Мы с сетью «Волшебный аромат», «Чайный мир» с сетью «Унция». «Волшебный аромат» — единственный в городе чайный магазин, формат которого определен самостоятельно, без влияния извне. Другие работают либо по франшизе, либо по стандартам своего единственного поставщика. Я не говорю, что это плохо. Просто у наших магазинов другой путь развития.

— Вы можете назвать этот рынок в Омске сложившимся?

— Специализированная розничная торговля чаем и кофе в Омске, с одной стороны, еще не развита. Сами посудите: из тех, кто был до нас, никто новых магазинов не открыл. С другой стороны, игроков на этом рынке скорее всего уже не прибавится. Вклиниться сюда сейчас могут уже только профессионалы. И развиваться будут те, кто есть сейчас. Ведь торговля чаем и кофе далеко не самая прибыльная. Если я сейчас в Нефтяниках поставлю винно-водочный магазин, буду зарабатывать гораздо больше, чем зарабатываю там же на «Волшебном аромате». Думаю, в результате останемся мы и «Чайный мир». «Чайный мир» — самостоятельный производитель, игрок федерального масштаба.

— А какие предпосылки для успешного развития есть у сети «Волшебный аромат»?

— Во-первых, в формате, подобном нашему, специализированные магазины не работают. У нас всегда будет основным товаром кофе и чай. Есть восточные сладости, торты, мед, недавно появилась выпечка. Продаются связанные с тематикой чая и кофе сувениры, атрибутика — чайные и кофейные пары, турки, кофемолки. И ничего лишнего.
Во-вторых, развивать сетевой проект выгодно. Если можешь управлять двумя магазинами, то сможешь, наверное, и двадцатью. К тому же проще содержать магазин чая и кофе, когда ты сам поставщик. Наценка устанавливается минимальная.

— Почему люди идут в специализированные магазины?

— Я убежден, что все здесь заключается в качестве обслуживания. Формулы успеха нет. Для рентабельности магазина важно место. Что и как бы ни продавали, магазин в центре города все равно будет прибыльным. И второе — вопрос эффективности управления магазином. Я знаю на своем опыте, что хороший персонал может увеличить ежедневную выручку в два раза.

— И каков для вас идеальный продавец?

— Вот на конференции «Ритейл PRO» один из докладчиков идеальным для себя продавцом назвал мать-одиночку сорока лет. На мой взгляд, это представление очень далеко от действительности. Такой продавец на самом деле возьмется за любую работу, но если с его единственным ребенком что-либо случится, работа сразу отойдет на задний план. На мой взгляд, самое важное в продавце — это профессионализм. Человек должен все знать о товаре и должен уметь продавать. Все. Конкретики никакой нет.

— И как удержать идеального продавца?

— Дать возможность реализовывать свои способности, создать условия для материальной заинтересованности. С другой стороны, деньги тоже не все, человек должен осознавать свою значимость.

— Какие дальнейшие планы по развитию сети «Волшебный аромат»?

— Думаю, что формирование сети можно будет завершить на цифре десять. По времени надеюсь уложиться к 2008 году. Больше этого количества пока нам открывать не стоит. Иначе будем либо повторять, либо работать ради работы. Сейчас в городе есть еще места, где хочется открыть наши магазины. На ближайшее будущее запланировано открытие трех магазинов, но если поступят какие-либо интересные предложения, будем рассматривать. Например, в торговом доме на Герцена открывать точку не планировали, но от выгодного предложения отказаться не смогли.

— А как насчет выхода на другие регионы?

— Сейчас уже поздно выходить за пределы области. В другие регионы я ездил учиться. В Новосибирске увидел чайный магазин, который впоследствии стал неким прообразом «Волшебного аромата». Но сейчас мы тот магазин в развитии уже обогнали. Конечно, методом проб и ошибок.

— Какие свои крупные ошибки можете назвать?

— Ошиблись, когда планировали магазин на остановке «Степная». Там была рассчитана кофейная зона на тридцать посадочных мест, но проект по навесному полу «полетел» из-за проходящей рядом теплотрассы. Пришлось от первоначального плана отказаться. С другой стороны, этот магазин с небольшой проходимостью дал нам импульс к развитию.

— А «Омсккофе» в целом куда пойдет дальше?

— У нас нет цели стать крупнейшим поставщиком. Интересней и целесообразней для нас развивать свою розничную сеть и сеть магазинов «Волшебный аромат». Есть масса идей насчет того, как должна быть устроена настоящая кофейня.

— Что значит настоящая кофейня?

— Собственники кофеен в Омске, как и любые другие бизнесмены, ориентируются на прибыльность предприятия. А зарабатывать деньги, не имея в заведении кухни, не могут. Директор обвиняет омичей в отсутствии культуры кофепития, говорит, что время кофеен еще не пришло, и кофейню переделывает в кафе. Порой жутко хочется доказать, что, до того как выносить вердикт «невостребованный формат», нужно изучить специфику таких заведений. И попытаться четко понять, что было сделано не так. Через года два мы все-таки надеемся открыть кофейно-чайный клуб, возможно, в альянсе с кем-нибудь. Но пока не хватает средств. Нужно сначала закончить формирование одного рынка — специализированных магазинов. Ведь на все нужны деньги. И время.

— Не планируете взять наемного управляющего?

— Я часто об этом думаю. Сложно управлять собственным бизнесом, все равно присутствует субъективизм. Вот я, например, чай из Башкирии единственный в Омске привожу, так как там моя родина. Нелогично, экономически невыгодно. Конечно, если я был бы просто руководителем, не позволил бы себе этого.

— Чем занимаетесь в свободное от управления бизнесом время?

— Честно говоря, я трудоголик. У меня не хватает времени на другие любимые занятия. Всю жизнь занимался гандболом, тренировал команду по гандболу в СибАДИ. К сожалению, уже два года не успеваю этим заниматься.


Сергей Афанасьевич родился 23 января 1964 года в Башкирии. После службы в армии в 1984 году приехал в Омск, поступил в СибАДИ на специальность «Инженер-механик». По окончании института работал по распределению в автоколонне Агропромстройтранса с 1989-го по 1992 год. После ликвидации предприятия в 1993 году занялся предпринимательской деятельностью, открыл кафетерий в СибАДИ. В 1996 году основал компанию «Омсккофе».
Женат, воспитывает троих детей.

Ольга ВАХРИНА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.