Губернатор отказался списывать долги «Золотой Нивы» из-за «лукавых журналистов».
29 ноября на очередном заседании правительства был награжден медалью начальник областного УВД Виктор КАМЕРЦЕЛЬ, принято решение о создании в Исилькуле дома престарелых, а также внесены коррективы в прогнозный план приватизации на 2006 год. Кроме того, был рассмотрен вопрос о списании задолженности ликвидированных организаций, по кредитам, выданным областным бюджетом в середине 90-х. «КВ» представляют более полную информацию о наиболее интересных из этих вопросов.
КАМЕРЦЕЛЮ вручили медаль
Золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» на последнем заседании правительства был награжден начальник областного УВД Виктор КАМЕРЦЕЛЬ. Поначалу награду главному омскому милиционеру попытались вручить без лишнего шума и прочей помпы, но тут в дело вмешался губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ.
— Есть порядок, по которому при награждении полагается озвучить с трибуны указ президента или указ губернатора. Поэтому извольте делать так, как положено по протоколу, — обратился он к начальнику отдела государственных наград управления делами областного правительства Галине ПОКЛАКОВОЙ.
— Распоряжением губернатора Омской области от 3 ноября 2006 года за особые заслуги перед Омской областью, за обеспечение законности и правопорядка, профессионализм и образцовое выполнение служебного долга награждается золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» начальник управления УВД по Омской области Виктор КАМЕРЦЕЛЬ, — послушно продекламировала госпожа ПОКЛАКОВА.
Районным бюджетам простили долги
С проектом положения об уменьшении задолженности муниципальных районов перед областным бюджетом на заседании выступил первый заместитель министра финансов области Федор СУТУЛОВ. Как пояснил замминистра, в рамках документа предлагается списать задолженность семи районов области по централизованным кредитам, выданным в свое время предприятиям этих районов. Предприятия, по словам замминистра, ликвидированы, а их долги в сумме 1 254 тысячи рублей, повисли балластом на бюджетах районов.
— То есть мы из этого беличьего колеса, похоже, никогда так и не выскочим? — поинтересовался у докладчика губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ.
— Нет, получается уже. Они ведь много уже погасили, — не согласился Федор СУТУЛОВ. В ответ губернатор только горько усмехнулся.
— Смысл ведь не в том, чтобы гасить, а в том, чтобы научить муниципальные образования эффективно использовать имеющиеся средства и рационально вести хозяйственную деятельность. А мы, принимая такие решения, для того чтобы не подрывать основы жизнедеятельности района, вынуждены направлять дополнительные средства, поощряя тех самым их неэффективность, — заявил губернатор.
— Но эти кредиты ведь без нас распределили, а потом на нас повесили в 1993-1994 годах, — продолжал недоумевать замминистра.
— Мы, коллеги, работаем в реальной ситуации, в реально происходящих событиях, — вернул подчиненного из прошлого в настоящее губернатор. — Как это сейчас по-иностранному принято называть — в режиме on-line. Вот мы в режиме on-line с вами и работаем, стараясь смикшировать очень многие вопросы, природа которых носит не объективный, а субъективный характер.
И резюмировал: «Есть предложение принять этот документ».
«Я бы предпочел жить с чистым лицом»
Если долги районов глава области согласился списать без особых проблем, то сделать то же самое с неликвидными долгами ликвидированных организаций он не пожелал ни в какую. Как пояснил представлявший проект распоряжения первый заместитель министра финансов Федор СУТУЛОВ, безнадежные взыскания бюджетных ссуд и кредитов, выданных еще десять-двенадцать лет назад, необходимо списать, потому что федеральный Минфин смущает чересчур раздутая дебиторская задолженность области. И глядя, как много должны областному бюджету всякие сельхозпроизводители, субсидиями федералы делятся не очень охотно.
По словам Федора СУТУЛОВА 149,7 тысячи рублей задолжало области называевское ЗАО «Мангуст», которому еще в 1995 году в числе прочих предприятий был выдан товарный кредит на приобретение горюче-смазочных материалов в рамках программы поддержки агропромышленного комплекса. Кредит был выдан из федеральных средств, но под гарантии областного бюджета. Когда пришла пора расплачиваться по этому кредиту, Минфин с области денежки взыскал в полном объеме, а вот выбить долги из фермеров до конца не получается до сих пор. Из 209 787 тысяч рублей пока удалось вернуть только 205 412 тысяч. С рядом предприятий, по словам замминистра, еще есть надежда договориться, а вот «Мангуст» уже безнадежен, поскольку давным-давно не существует на белом свете.
Еще один долг, который предложил списать Федор СУТУЛОВ, — 245,6 тысячи рублей, которые задолжало области ЗАО «Сибшерсть». Ситуация здесь примерно такая же, как с «Мангустом» — в 1995 году федеральное правительство взяло на себя долг предприятия перед банками, а расплачиваться по нему в итоге пришлось области. Предприятие должно было ликвидировать задолженность перед областным бюджетом в течение десяти лет — с 1998-го по 2008-й. Но не успело — обанкротилось два года назад. А поскольку с банкрота и взятки гладки, другого выхода, как списать эту задолженность, просто нет.
Третьим предприятием, задолжавшим области, оказалось печально известное ЗАО «Золотая Нива» Оконешниковского района. В 1997 году акционерному обществу было выделено 2 042,1 тысячи рублей из областного бюджета на строительство завода по переработке семян масличных культур. Вернуть их предприятие должно было в течение трех лет. Но не вернуло — ни этих денег, ни набежавших за это время 1 355,9 тысячи рублей процентов. По словам Федора СУТУЛОВА, в результате неимоверных усилий и двух уголовных дел на руководство «Золотой Нивы» 1 509,5 тысячи рублей все же удалось вернуть. А 1 888,5 тысячи рублей, похоже, уже не удастся вернуть никогда, поскольку предприятие объявлено банкротом, ликвидировано и даже исключено из Единого реестра юридических лиц.
Однако такая перспектива категорически не устроила Леонида ПОЛЕЖАЕВА.
— Я не знаю, сколько там осталось «Сибшерсти», можно что-то там вернуть или нельзя, а вот по этой «Золотой Ниве» мы лет десять хлопотали — и с прокуратурой, и с УВД. И РУЛЬ в итоге остался белый и пушистый. Но он же никуда не делся, он там живет и процветает. Он же живой, Сергей Петрович? — поинтересовался губернатор у прокурора области Сергея КАЗАКОВА.
— Это безнадежно, Леонид Константинович, — ответил вместо прокурора Федор СУТУЛОВ. — Он уже давно объявлен банкротом, из реестра исключен. То, что было из имущества, продали, а деньги были направлены на выплату заработной платы и другие первоочередные нужды.
— А нас, если мы спишем этот долг, выставят подельниками этих банкротов, — не слушал его губернатор. — Сергей Петрович, помните, я вам направлял по Русской Поляне просьбу? Теперь в газете написали, что, оказывается, я не пытаюсь приостановить эти процессы, а оказывается, я соучастник. И что мы делать должны в этих случаях? Люди безнаказанно творят что хотят и еще грязью поливают государственные структуры и конкретных людей. И для лукавого журналиста то, что мы сейчас обсуждаем, еще одна тема. Что будем делать?
— Я думаю, надо дальше жить, — незатейливо ответил Федор СУТУЛОВ.
— Я бы предпочел жить с чистым лицом, а не с измазанным грязью, — парировал губернатор.
— Эта грязь должна быть на заемщиках, — продолжал успокаивать его СУТУЛОВ.
— На каких заемщиках? Решение-то о списании этого долга подписывает... — губернатор сделал паузу, пытаясь поточнее сформулировать, кто же все-таки подписывает постановления правительства.
— Арбитражный суд, — выдал свою версию Федор СУТУЛОВ
— Да никто не напишет про арбитражный суд! — в отчаянии воскликнул губернатор. — Напишут, что мы списали, что рука руку моет и все такое. Там найдут такие хлесткие фразы, какие хочешь. Может. не давать им такого повода? Ну принял арбитражный суд решение и принял. Нам-то что?
— В долговой книге Омской области запись эта есть, — пояснил замминистра. — И она при взаимоотношениях с Министерством финансов отрицательно сказывается на возможности получения субсидий и прочих вещей.
— Мне легче воспринимать критику Министерства финансов, чем облыжное охаивание в связи с принятием таких на самом-то деле необходимых решений, — возразил губернатор. — Вот и выбирайте — или объясняться со специалистами Минфина по этому поводу, или подставляться под измышления всякого рода недоброжелателей — не только журналистов. Этот вопрос горит у нас?
— Ну желательно до 1 января его решить, — ответил Федор СУТУЛОВ.
— Ну, до 1 января у нас есть время. Давайте все-таки подумаем, посоветуемся еще раз с нашими правоохранительными структурами. Тем более что суммы там незначительные, а политические последствия у такого шага могут быть очень серьезные, — отрезал губернатор.
«И все пойдет полыхать»
Аналогичным образом губернатор отреагировал и на проект постановления о ликвидации двух государственных аптек в Таре и Исилькуле.
— Кто-то непосвященный или просто человек, который хочет что-то выжать из этого вопроса, может понять так: ликвидировали две государственные аптеки и теперь Исилькуль неизвестно где будет покупать лекарства, неизвестно в каких коммерческих аптеках. Мы должны пояснять, что эти аптеки теряют право юридического лица, но с этого же дня становятся муниципальными подразделениями ГУ «Омское лекарство. Поэтому я бы в редакционной части этого распоряжения не пожалел бы, внес изменения, чтобы была ясность, что мы делаем, — заявил глава области.
— С точки зрения юристов это единственная формулировка, которая возможна, — возразила представлявшая документ и.о. начальника Главного управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств Лариса СОЛДАТОВА.
— Наших юристов мы хорошо знаем, косноязычия у них хватает, отмахнулся Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Я прошу здесь над редакцией нормально подумать. Надо обращать внимание на все побочные толкования, которые могут возникать. Сейчас ведь эти же аптечные работники, которые лишаются самостоятельности, которые не будут иметь права заключать контракты, закупать лекарства и вообще править бал в этой аптеке, они ведь первые будут рассказывать людям, приходящим к ним за лекарством: все, нас ликвидировали, делайте что хотите. И все пойдет полыхать. Поэтому будьте добры, сделайте понятный документ.