Дефицит
Паника в Китае была спровоцирована самой властью, обеспокоенной ростом спекулятивных операций. Правда, спустя пару-тройку дней ситуация на мировых рынках стабилизировалась и только российский рынок продолжало лихорадить почти до середины марта. И все это потому, что сегодняшний российский рынок акций недостаточно поддерживается деньгами российских инвесторов. Вообще сегодня мы наблюдаем резкое противоречие между кредитной политикой властей и проводимой ими же политикой привлечения средств через так называемые народные размещения. А в результате получается разбалансировка финансовой системы, которая работает сегодня на пределе своих возможностей.
Если посмотреть, например, несколько основных макроэкономических показателей, таких, как остатки средств на корсчетах Центрального банка России, объем денежной массы в стране, и сравнить эти показатели с теми денежными объемами, которые предполагается привлечь в виде инвестиций через IPO Сбербанка, ВТБ и других эмитентов, а также при проведении аукционов по активам ЮКОСа, то получится колоссальная цифра дефицита ресурсов. Фактически, на финансовом рынке уже ощущается острая нехватка денежных средств. Именно это, на наш взгляд, и является главной причиной нервозности и относительной слабости сегодняшнего фондового рынка и его неадекватной реакции на любой внешний негатив.
Энергетика
Энергетические бумаги, которые оставались в числе явных лидеров последние полугода (кроме февраля, пожалуй), в марте опять оправдали ожидания инвесторов. Главная энергетическая бумага — РАО «ЕЭС России» с 31 рубля в начале месяца поднялась уже на уровень выше 35 рублей. Рост за месяц — 14,5%. Это в более чем в три раза больше, чем вырос рынок в целом. Не снижаются и темпы реформирования отрасли, взятые руководством РАО и правительством. Идет постоянный поиск различных форм привлечения инвестиций, выделения активов, проведения первичных размещений. И вся эта активность холдинга поддерживается очень серьезным спросом на энергетические бумаги как со стороны российских компаний, так и зарубежных инвесторов.
Впрочем рост российской энергетики объясняется не только проводимой реформой. Интерес к энергоактивам растет сегодня и в Европе, и в США. Но если капитализация наших генерирующих компаний не превышает 500-600 тысяч долларов за 1 МВт установленной мощности, то западные активы оцениваются почти в четыре раза дороже. Понятно, что российские компании и не могут стоить столько же, сколько западные, тем не менее этот разрыв в цене будет сокращаться. Правда, пока остается неопределенность со сроками выделения дочерних компаний из РАО ЕЭС, а это самый главный и принципиальный вопрос для всех, кто инвестирует средства в акции энергохолдинга.
Нефть и газ
В целом вложения в «нефтянку» продолжают оставаться не слишком доходными. Хотя нефтяные цены в прошлом месяце опять пошли в рост, но никто не сомневается в том, что этот рост кратковременный и связан он с ситуацией вокруг Ирана. В сегодняшней цене нефти (она уже достигла 68 долларов за баррель) заложена довольно большая военная премия, так что в случае стабилизации ситуации на Ближнем Востоке мы увидим скорей всего падение как минимум на 5 долларов. Если очень хочется рискнуть, можно купить акции компании «Сургутнефтегаз» — самой волатильной и самой подешевевшей нефтяной бумаги последних месяцев. Но, на наш взгляд, лучше не рисковать и инвестировать в те нефтяные компании, у которых дела идут хорошо. В ЛУКойл, например, у которого прозрачный бизнес, менеджмент дружелюбно настроен к акционерам. и есть внятная стратегия развития. В январе ЛУКойл потерял на падении мировых цен на нефть почти 8% своей капитализации, но в феврале компания оправилась от удара, и уже за март ее бумаги выросли более чем на 7,5%.
Бумаги газового монополиста в марте опять были в числе аутсайдеров. Но в ближайшей перспективе, как мы считаем, ситуация может измениться. Правда, Газпром по-прежнему находится под давлением негативных факторов. Во-первых, рынок так и не дождался прояснения ситуации вокруг решения правительства об увеличении налогов на добычу газа. Во-вторых, все еще будоражит рынок история с попыткой выкупа крупного пакета акций Газпрома, который принадлежит сегодня немецкой энергетической компании E-ON. Видимо, именно с этой целью (чтобы сбить цену и купить пакет дешевле) последние три-четыре месяца активно продавали акции газового холдинга многие его аффилированные структуры (за это время, по оценкам аналитиков, они успели продать порядка 3% от уставного капитала холдинга). Сейчас, судя по всему, у E-ON уже нет нужды продавать свой пакет, но остается вероятность того, что аффилированные структуры Газпрома одумаются и начнут выкупать проданные акции обратно. А платить дорого они едва ли захотят. Так что можно ожидать продолжения интересной борьбы быков и медведей на рынке акций газового монополиста, при этом в краткосрочном плане победителя предсказать не берусь, а в долгосрочном — готов сделать ставку на быков.
Банки
Похоже, бумаги Сбербанка уже не будут расти опережающими темпами, как это происходило до IPO. В лучшем случае они будут теперь вести себя наравне с рынком. Но в целом финансовый сектор сохранит высокие темпы роста, как мы полагаем, еще на довольно длительное время. А на роль будущего лидера уже претендует ВТБ. На наш взгляд, потенциал роста у ВТБ сегодня намного выше, чем у Сбербанка. Если самый народный банк уже и сегодня занимает, по разным оценкам, от 40% до 60% рынка, то при всем желании инвесторов он в два раза увеличить свою долю на рынке не сможет. А ВТБ двойной и даже тройной рост вполне по силам. Кстати сказать, ВТБ более грамотно ведет и подготовку к своему первичному размещению, заявки на которое уже принимаются с 9 апреля. По нашему мнению, участвовать в размещении акций этого банка будет гораздо интересней, чем в широко разрекламированном IPO Сбербанка. Тем более что после первичного размещения со стороны ВТБ можно ожидать масштабных поглощений. А грамотные поглощения при правильно выбранном объекте дают, как правило, хороший синергетический эффект.
Прогнозы
Мы ожидаем, что апрель будет не хуже марта. Все мировые рынки — и сырьевые и фондовые — находятся сегодня на максимумах. И наш рынок чувствовал бы себя еще лучше, если бы не сложная ситуация с денежной ликвидностью. Лидеры в ближайший месяц скорей всего останутся прежними. Прежде всего, конечно, мы ждем дальнейшего роста от РАО ЕЭС. Энергохолдинг уже в апреле вполне может прибавить к своей капитализации еще 10-15%. И при всей кажущейся выгодности приобретения изрядно подешевевших бумаг Газпрома или «нефтянки» выгоднее, на наш взгляд, приобретать все же бумаги энергокомпаний, несмотря на то, что они уже несколько месяцев находятся на максимумах.
Впрочем очень скоро, учитывая соотношение риска к доходности, станут уже перспективны и вложения в Газпром. По потенциалу эти бумаги могут составить конкуренцию и акциям РАО ЕЭС. Неплохие перспективы, на наш взгляд, и у телекоммуникационной отрасли. В марте бумаги региональных телекомов были чуть хуже рынка, но в апреле должны появиться первые контрольные цифры финансовой отчетности за первый квартал. Мы считаем, что от увеличения тарифов, которое произошло с 1 февраля, достаточно сильно вырастет прибыль операторов фиксированной связи, что должно отразиться самым положительным образом и на бумагах этих компаний.
Что касается долгосрочных инвестиций, то мы рекомендуем всем обратить внимание на бумаги Аэрофлота. С одной стороны, у авиаперевозчиков большое количество рисков, но нужно учесть и быстрый рост ритейла внутри страны, где Аэрофлот занимает пока необоснованно низкое место по своим показателям. Аэрофлот, на наш взгляд, — это одна из немногих компаний, капитализация которых может вырасти в разы. Рынок авиаперевозок растет, и у Аэрофлота есть все возможности стать в ближайшие годы для потребительского сектора таким же флагманом, каким для сырьевого сектора стал Газпром.
Сергей ЗОЛОТАРЕВ