Все рубрики
В Омске четверг, 28 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5919    € 100,2704

Василий ПРОННИКОВ, уполномоченный по правам человека Омской области:"Будет расхождение во взглядах с губернаторской командой"

10 октября 2007 13:52
0
2192

Василий ПРОННИКОВ ни одного дня не оставался без работы. 31 июля 2007 года он официально был уволен из судейской системы Омской области, а 1 августа 2007 года Законодательное собрание утвердило его в новой должности — уполномоченный по правам человека Омской области. 5 октября Василий ПРОННИКОВ предстал перед журналистами в новом качестве. На встрече с уполномоченным по правам человека побывала корреспондент Елена КАЛИНОВСКАЯ.

Об уходе из областного суда

В данный момент я остаюсь членом совета судей Российской Федерации. Меня избрал съезд, а очередной съезд будет в декабре следующего года. Также я остаюсь судьей в почетной отставке, пожизненно. Я считаю, что я сделал все для того, чтобы судебная система области работала достойно.

С моим уходом произошла следующая история. Больше года назад принят закон о том, что председатели судов назначаются на 6 лет и могут работать не более 12 лет подряд. В этой ситуации начали размышлять, видимо, большие люди, что делать. И в принципе не продлили полномочия или предложили вообще не баллотироваться на новые сроки достаточно большому числу людей. Ушли одновременно председатели региональных судов в Тюмени, Омске, Кемерове, Иркутске, Хабаровске и на Сахалине. Вчера мне позвонили и я узнал, что из Московского областного суда ушла Светлана МАРАСАНОВА, опытнейший председатель. Ушел ставропольский председатель. Осталось несколько человек, особо приближенных к администрации или к председателю Верховного суда.

Убрали тех людей, которые назначались еще с ведома бюро обкома. Все по закону. Ушел я добровольно. Я мог работать судьей до семидесяти лет. Но сами понимаете, желания у меня такого не появилось. Ушли многие из заместителей. Ушел мой первый заместитель СЕРГЕЕВ. Ушли почти все заместители в Иркутске, на Сахалине, в Кемерове. На мой взгляд, был неправильный сделан шаг, так как не были подготовлены кадры. Хорошо, мы очень быстро сориентировались и заместитель мой (Владимир ЯРКОВОЙ.- прим. «КВ») начал работать. Омская и Тюменская области быстро нашли человека. Что было неправильно? Надо было всем сказать: «Вы не выходите на конкурс». Сроки закончились. Кому-то сказали, кому-то нет. Получилось не совсем приятно. Я тоже участвовал в конкурсе, но меня не утвердили. Затем был объявлен еще один конкурс. В нем участвовали ЯРКОВОЙ и председатель Октябрьского суда СИБУЛ.

Из-за того, что из судебной системы ушло очень много людей, сейчас резко усложнится проблема назначения председателей. Разница в зарплате судьи, зама и председателя суда не очень большая. Поэтому желающих идти на шесть лет, не зная, что дальше с тобой будет, резко снизиться. Одно дело, когда судья рассмотрел дела и ушел домой, и другое — когда на нем висит куча других вопросов председательства. Снизится качество состава председателей судов. Человек должен быть уверен в своем будущем. А фигура председателя очень уязвимая. В последние два года он начнет нивелировать свою деятельность, от слишком многих людей зависит его назначение. Он уже будет думать, как бы чего не случилось. Это уже будет не работа.

Про назначение

После ухода из суда я получил целый ряд предложений. От проректорства до двух кафедр. Я собирался продолжить заниматься научной деятельностью. Я кандидат наук и собирался спокойно поработать над докторской и пообщаться со студентами. Планы изменились. Губернатор предложил мне занять эту государственную должность. Я долго не раздумывал и дал согласие.

Признаюсь, я с кислой миной воспринял это предложение. Но есть люди, которым невозможно отказать. Я сразу сказал, что если почувствую, что не мое, то сразу уйду. Но придет другой. Главное, что институт появляется новый.

Что будет делать уполномоченный?

Уполномоченный по правам человека — это форма дополнительного контроля за соблюдением прав человека и гражданина всеми органами государственной власти, муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями. Один раз в год уполномоченный предоставляет доклад Законодательному собранию, прокурору области, председателю областного суда, председателю арбитражного суда о состоянии соблюдения прав граждан в регионе. Он не отчитывается о том, что он проделал. Он должен показать ту действительную картину, которая существует.

Я 33 года занимаюсь защитой прав граждан в принципе — 13 лет в прокуратуре и 20 лет в суде. Я понимаю, насколько непросто защищать эти права. Органов достаточно много, но все они ведомственные. Мы же знаем, что для них интересы ведомства прежде всего.

Например, растет уровень травматизма на производстве, это плохо для ведомства, начинают цифры подправлять. В России система чиновничества поставлена на показатели. Заболевание гриппом, ну что, у нас плохая область? И начинается нивелирование показателей. Ну кто-то же должен смотреть эти вещи. Поэтому создается такой дополнительный контроль. А общественность все равно подходит предвзято, зачастую ее возглавляют люди сверхактивные, экзальтированные. Найти здесь золотую середину достаточно сложно. Думаю, что будет расхождение во взглядах с губернаторской командой, и с ведомствами будет. Вот это необходимо будет преодолеть.

Уполномоченный вправе ставить вопрос о проведении депутатских слушаний по тому или иному вопросу и вправе ставить вопрос об изменении законодательства. Отказать ему нельзя, они должны быть рассмотрены, и отказ должен быть мотивированным.

В первые годы к нам пойдет вал жалоб, я это гарантирую. Мы будем осуществлять контроль за соблюдением социально-экономических прав. Вторая группа — это конституционные, гражданские права граждан. Всеми ими должны заниматься специалисты. Не обязательно, что все они будут юристами. Их будет половина. Будут журналисты, будут социальные работники, возможно, медицинский работник. Эти люди будут свободны в выражении своего мнения. Это как редакции газеты: группа единомышленников, которые работают над одним делом. Главное — создать группу единомышленников. Будем контактировать с теми правозащитными организациями, которые существуют.


Про аппарат

4 октября я получил документы о регистрации юридического лица. Аппарат уполномоченного появится не раньше ноября. Нам будет выделено помещение в Региональном общественно-политическом центре. В этом году планируем принять четыре человека, в следующем году доведем, может быть, до десяти. Быть уполномоченным только города Омска нет смысла. Потому что самый бесправный народ у нас на селе. Поэтому со временем хотели бы иметь общественную приемную уполномоченного в каждом районе.

Про выборы

Много жалоб по выборам не будет. Но они будут. Потому что эти жалобы в судах мы уже рассматривали. В раж входят чиновники. Это никому не надо. Они просто дискредитируют людей, которые избираются. Вот ему подсуетиться надо, себя показать.
Мы отследим выборы декабрьские в меньшей степени и выборы мартовские в большей степени.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.