Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Антон ОРЕХ Магазины "Омский бекон" переведут на самообслуживание

14 ноября 2007 16:16
0
2101

Сети

Покупатели считают, что продукты на рынках «дешевле и лучшего качества». «Но сейчас это не соответствует действительности. Рынки проигрывают сетям как по ассортименту и качеству продукции, так порой и по уровню цен», — уверен директор сети супермаркетов «Астор» Виталий ХАРЧЕНКО. Как считает менеджер по связям с общественностью гипермаркета «Лента» Светлана НЕМИРО, это связано и с несформированной в Омске культурой посещения крупноформатных магазинов. «В крупных торговых комплексах постоянно проводятся различные сезонные акции, появляются скидки на ту или иную категорию товаров, а уровень сервиса несравнимо выше рыночного», — отмечает она. Более оптимистичен в этом вопросе генеральный директор сети супермаркетов «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН. «При первых проявлениях. так называемой цивилизованной торговли в начале двухтысячных годов продуктовые магазины и первые супермаркеты не отличались высоким ассортиментом и качеством обслуживания, а предлагаемые цены на продукты превышали аналогичные на базарах и рынках. Этот период в развитии продуктового ритейла прошел достаточно быстро, но на исправление стереотипов, полученных людьми в кризисный период, потребуется намного больше времени. Тем не менее те цифры показывают положительную динамику в этом вопросе. Еще два года назад процент людей, совершающих покупки на базаре, превышал 38%», — отмечает он.

Тем не менее при всех существующих еще с советских времен традициях, омичи выбирают и розничные сети. По результатам исследования 28,6 процента респондентов в качестве места для покупок отметили сеть дискаунтеров «Пятерочка». Кстати, она же является и самой крупной по количеству магазинов самообслуживания. По словам генерального директора ООО «Партнер-ритейл» Ольги ВОЛКОВОЙ, количество магазинов этой сети в ноябре достигнет 70 объектов, в запуске находится еще пять. Правда, и конкуренты не дремлют. Так, «Наш магазин», в котором 10 процентов омичей делают покупки, насчитывает сегодня 22 супермаркета. И менеджмент тоже планирует до конца года открыть еще минимум пять.
А вот в одну из старейших сетей магазинов «Омский бекон» регулярно заходят 13,4 процента горожан. Этой сетью тоже управляет «Партнер-ритейл». Как сообщила «КВ» Ольга ВОЛКОВА, специальное маркетинговое исследование показало, что «почти каждый второй покупатель магазинов „Омский бекон“ абсолютно ими удовлетворен — это лучший показатель среди наиболее посещаемых торговых точек Омска. Кроме того, по итогам аудита брэнда „Омский бекон“ является лидером по показателю приверженности. Другими словами, большинство покупателей готовы рекомендовать сеть своим друзьям и знакомым, а в случае появления конкурента скорее всего останутся покупателями „Омского бекона“. В связи с этим управляющая компания совместно с ГП „Продо“ (владельцем ТМ) приступили к развитию нового проекта магазинов „у дома“ под торговой маркой (ТМ) „Омский бекон“, которые будут работать с тем же широким ассортиментом мясной продукции, но в формате самообслуживания.
4,4 процента респондентов выбрали магазины „Омич и К“, ситуация с которым неоднозначна. Часть торговых помещений с таким названием вместе с магазинами „Экономный“ была передана новосибирцам в ООО „Компания Холидэй“ для формирования сети „Сибириада“. В настоящее время сеть насчитывает 21 магазин, но продолжает функционировать в основном под старыми торговыми марками. Ряд вывесок временно поменяем на нейтральные „Продукты“ или „24 часа“, и лишь четыре-пять магазинов официально декларируют себя именно как „Сибириада“. В то же время бывший владелец этих магазинов Михаил КУРЦАЕВ собирается продолжать развитие „Омич и К“ на базе оставшихся у него помещений: до конца года откроются супермаркеты на улицах Багратиона и Профинтерна, и их общее количество увеличится до пяти.


Формат


Наверное, не вызывает удивления то, что большинство омичей — 85 процентов — для регулярного приобретения продуктов предпочли бы магазин вблизи дома. „Критерии подобных форматов у всех разные. Современный магазин “у дома» может быть как прилавочного типа, так и магазином самообслуживания, площадью не более 300 квадратных метров. Ассортимент товаров в подобных форматах не превышает четырех тысяч единиц", — рассказывает Виталий ХАРЧЕНКО.

По мнению экспертов, исходя из американской классификации и практики, можно выделить две разновидности подобного формата торговли, одинаково именуемые в России «магазинами у дома»: «neighborhood store» («соседский магазин») и «convenience store» («удобный магазин»). Первый рассчитан на поток случайных покупателей и минимальный ассортимент — товары импульсного спроса. Классический пример такого формата — магазины на заправочных, железнодорожных станциях. Несколько иная ситуация с классическим соседским форматом. Neighborhood store — формат, рассчитанный на покупателей, проживающих рядом с магазином, торговая концепция которого фокусирована на сильный фреш (свежие продукты), необходимый ассортимент товаров и дружелюбное индивидуальное обслуживание, так как в этом формате самый высокий процент постоянных покупателей. Располагаются эти магазины в жилом массиве, а convenience stores — на интенсивных покупательских потоках. Несмотря на то, что они достаточно близки друг другу по форме и организации торгового процесса, отличия между ними заключаются в месторасположении: первый расположен в жилых массивах, второй — на крупных транспортных магистралях и городских трассах.

«При проектировании и дальнейшем развитии сети продмаркетов „Репка“ мы ориентировались именно на формат „neighborhood store“, так как он максимально подходит под архитектуру города. Этот формат рассчитан на покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина. Торговая концепция продмаркетов „Репка“ сфокусирована на необходимый ассортимент товаров, дружелюбное обслуживание, адресную работу с покупателями и удобный график работы. Располагаются эти магазины в жилом массиве с числом домохозяйств не менее 1700-2000 и обслуживают жителей одного квартала», — делится своим мнением господин ШАДРИН, на счету которого открытие пяти продмаркетов «Репка». Иную концепцию исповедует АТПП «Оша». По словам управляющей сетью Марины ТУРОВИНИНОЙ, «все супермаркеты торговой сети „ПетроЛь“ создаются в популярном формате магазинов „у дома“ — иностранные ритейлеры называют их convenience store — »удобный магазин". А именно: магазин, который позволяет удобно (то есть быстро, по дороге домой или недалеко от дома) удовлетворять ежедневные потребности в самых необходимых продуктах питания и других товарах повседневного спроса первой необходимости". Как уже было сказано выше, магазины «Омский бекон» тоже переформатируются под концепт «У дома».

Товарооборот

Оценка нынешнего состояние омского сетевого ритейла у экспертов разная. Как отмечает Виталий ХАРЧЕНКО, региональные сети только начинают дотягиваться до уровня высококонкурентного розничного рынка Новосибирска. При этом, по утверждению эксперта, «Астор» до конца года планирует открыть два магазина, а в следующем году еще 6-7. Его поддерживает и Светлана НЕМИРО, которая считает, что рынок розничной торговли развит в городе слабо. «Омск не насыщен игроками крупного формата. Кроме „Ленты“ здесь работает местный оператор cash&carry „Геомарт“, гипермаркет „Алпи“ и только что открывшееся „METRO“. В целом, по нашей информации, предстоит открытие восьми крупноформатных магазинов различных операторов. На наш взгляд, без труда на рынке поместятся шесть крупноформатных магазинов. Такое количество не создаст особой конкуренции за покупателей, если каждый грамотно выберет место для своего торгового комплекса. Но восемь больших магазинов для Омска — уже много, это будет тяжело для ритейлеров, но очень позитивно для жителей города, так как в процессе конкуренции растет качество обслуживания, а цены, в свою очередь, снижаются», — уверена госпожа НЕМИРО.

А вот Дмитрий ШАДРИН отмечает, что открытие гипермаркетов в Омске нисколько не отразится на развитии его сети. «Наоборот, подобные форматы будут вносить свою лепту в развитие цивилизованных форм торговли, перетягивая покупателей с оптовых баз и уличных рынков», — считает эксперт. С другой стороны, месяц назад генеральный директор ТД «Шкуренко» Виктор ШКУРЕНКО заявил, что, по его данным, «в 2007 году товарооборот омского ритейла составит 61 млрд рублей. У „Пятерочки“ совместно с приобретенным ею „Омским торговым альянсом“ — 3, 3 млрд рублей, у „Нашего магазина“ — 2,5 млрд рублей, у „Холидея“ — 1, 5 млрд рублей, у „Геомарта“ — 1,2 млрд рублей, у „Астора“ — 1 млрд рублей. То есть все известные в Омске продовольственные сети вместе не достигают и 20 процентов общего товарооборота.

Как проводилось исследование
Исследование ООО „ГЭПИЦентр-II“ проводилось на базе запатентованной общегородской территориальной (адресной) выборки респондентов. Для построения выборки на основе статистического наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математических расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономическую статистику Омска в целом. В качестве критериев отбора территорий и формирования выборочной совокупности респондентов использовались такие показатели, как половозрастная структура населения, административные районы проживания, виды жилья, топография социальных объектов.
Генеральная совокупность состояла из жителей Омска 18 лет и старше. Всего было опрошено 500 горожан. Исследование проводилось с 6-го по 22 сентября 2007 года.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.