На пик строительного сезона приходится рост спроса на рынке изделий из железобетона, а также рост цен на сырье для их производства. Не станет исключением, по видимому, и этот год. Об особенностях и перспективах омского рынка железобетонных изделий обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором ООО «Завод „ЭНЕРГОСТРОЙКОМПЛЕКТ“ Олегом ШТРАУХМАНОМ. Не так давно это предприятие специализировалось исключительно на производстве железобетонных опор для линий электропередач, а в настоящее время интенсивно расширяет производство, увеличивает номенклатуру изделий из железобетона и выходит в новые сегменты рынка.
— Олег Юрьевич, на какой продукции специализируется ваше предприятие сегодня?
— Мы начали больше 10 лет назад с производства опор линий электропередач. Это была специализация нашего завода, и другой продукции наше предприятие не выпускало. За 1997-98 годы завод освоил выпуск изделий водохозяйственного назначения — кольца, крышки, днища для колодцев и резервуаров чистой воды объемом до 2500 куб. метров. Некоторые позиции из этой номенклатуры кроме нас в Омске и до сих пор никто не производит. С прошлого года в связи с увеличением объема благоустройства и дорожного строительства мы стали осваивать и это направление. В прошлом году освоили практически полную номенклатуру бордюров и поребриков для автодорог и внутриквартальных проездов, а с этого года стали производить и специальную дорожную плиту ПД-6. Согласно требованиям ГОСТа, для перекрытия колодцев на проезжей части улиц и автомобильных дорог должны использоваться именно плиты ПД-6, а их в Омске никто не выпускал с начала 90-х годов. Видимо, такие объемы большим ЗЖБИ не интересны, а мы решили попробовать. И спрос, как оказалось есть, и мы сразу получили заказ от строительных компаний, которые возводят в Омске крупные торговые объекты. Надеюсь, что когда в этом году начнутся работы по реконструкции улиц Орджоникидзе и Заозерная, то подрядчики уже будут использовать специальные плиты для перекрытия колодцев. Они обеспечивают качественное и долговечное примыкание к дорожному полотну, да и и скорость монтажа с применением плит ПД-6 значительно возрастает.
— Судя по всему, объемы у вас растут весьма динамично...
— За последние три года мы увеличили производство почти в три раза и в ближайшие два года рассчитываем еще увеличить производство ЖБИ минимум на 70-80 %.
— Планируете расширяться?
— Планы такие есть. И банк готов выделить инвестиционные ресурсы для реализации проекта по увеличению производственной мощности ЗЖБИ. Проблема лишь в том, что почти год пришлось получать разрешение на использование участка земли в 2 га. Надеюсь, что в течение июня мы получим свидетельство на право пользования землей и сможем разместить на этой территории дополнительный производственный корпус и склад готовой продукции. Объемы производства выросли настолько, что даже сырье зачастую негде разгружать.
Думаю, эту проблему с учетом выделенного участка мы удачно преодолеем.
— А как подготовились к этому строительному сезону?
— Начиная с 2007 года мы стали осваивать еще одно направление — изделия для промышленного и гражданского строительства. К ранее выпускаемым фундаментным блокам добавили в этом году производство 22 наименований перемычек брусковых для дверных и оконных проемов. Выпускаем также плиту пешеходную и тротуарную плитку литьевым методом. И буквально две недели назад запустили в производство номенклатуру свай фундаментных сечением 30 на 30 см и длиной от 3 до 12 метров. Уверен, что это только начало. Количество изделий для жилищного строительства будем увеличивать и в дальнейшем.
— Но в Омске, насколько я помню, фундаментные сваи производят многие. Разве рынок еще не насыщен?
— Чрезвычайно насыщен. И бордюры, и поребрики производят многие, а фундаментные блоки вообще выпускают все омские ЗЖБИ. Но когда я смотрю на цены, то однозначно могу сказать: мы производим эту же продукцию без потери качества и можем продавать дешевле. Кроме того, особо хотел бы отметить, что, несмотря на высокие отпускные цены на цемзаводах, мы выпускаем абсолютно всю продукцию, включая товарные бетоны из цемента ПЦ-500-Д0 Искитимского цементного завода. Работая на этом цементе, у нас есть твердое убеждение, что продукция, отгруженная покупателям, их не разочарует.
— Если не секрет, за счет чего у вас низкие цены?
— За счет того, что мы небольшое предприятие, что позволяет нам быть мобильными, гибкими, поддерживать невысокую норму прибыли, быстро реагировать на сигналы рынка и в короткие сроки осваивать новинки. Когда турецкая строительная компания «Енигюн», которая возводит в Омске торговый комплекс МЕГА (ИКЕА), искала изделия, необходимые для монтажа водопровода, канализации и телефонных линий, то оказалось, что в Омске никто такую номенклатуру не производит. А мы в кратчайшие сроки — буквально за два месяца — смогли освоить 14 новых наименований. Да и первую партию наших дорожных плит мы тоже поставили для торгового комплекса МЕГА. Правда, как долго сможем поддерживать такие низкие цены — я пока не знаю. Многое будет зависеть от цен на сырье. В прошлом году цемент подорожал больше чем на 70%. В июне этого года ожидается очередное подорожание на 18%. Металл, с учетом нового повышения цен в июне, подорожает только с начала этого года уже на 80%. И не только мы, все производители ЖБИ оказались сегодня в очень непростой ситуации. Отпускная цена на железобетон и так уже находится на верхнем пределе, который воспринимается рынком, а производственные затраты продолжают расти. В советское время, насколько я помню, доля сырья не превышала 30% в стоимости изделий. В прошлом году сырьевая составляющая была на уровне 50-60%. А сейчас у нас есть такие изделия, где на сырье приходится до 80% себестоимости. Думаю, что если не влиять на отпускные цены естественных монополий, то не исключена приостановка работы на многих омских ЗЖБИ".
— И что будете делать?
— Как показал опыт 90-х годов, бизнес необходимо диверсифицировать. При этом развивать и производство, и торговлю сопутствующими строительными материалами. Зимой объемы ЗЖБИ всегда сокращаются, и нас выручает база строительных материалов, которая занимается оптовой продажей цемента М-400 и М-500, стекла, кровельных материалов, пиломатериалов, включая ДВП и ДСП, гипсокартона, фанеры, кирпича, битума, различных утеплителей, межкомнатных дверей. Общее количество наименований превышает сегодня 300 позиций. Есть и свой участок товарного бетона с автоматизированным процессом весоизмерения и дозирования материалов с точностью дозирования до 1%, что позволило нам увеличить объем производства до 60 кубометров в смену. Кроме того, мы оказываем услуги и собственным спецавтотранспортом. Недавно приобрели новый автобетоносмеситель, цементовоз, самосвал повышенной грузоподъемности.
— Но пока спрос на железобетонные изделия только растет...
— Да, спрос на ЖБИ действительно растет. Если говорить о нашем предприятии, то в 2007 году мы увеличили объемы производства практически на 120%. Но это был рекорд, который трудно будет повторить. Вообще же мы ориентируемся в своих планах на ежегодный прирост в 40%. Думаю, что такой же прирост и в среднем по всему рынку. Одна проблема — нехватка цемента. Отсюда и превышение спроса над предложением, и, как следствие, высокие темпы роста цен. Правда, об этом высоком спросе уже узнали производители из Китая и скоро ситуация изменится.
— Китайские предприятия готовы поставлять в Омск свои железобетонные конструкции?
— Они готовы поставлять основное сырье — цемент и металл. По качеству китайское сырье пока уступает российскому, но, думаю, скоро они нас догонят. А по ценам они и сегодня вне всякой конкуренции. Мы уже проводили в своей лаборатории испытания изделий из китайского цемента, и в большинстве случаев их качество не уступало тем изделиям, которые производятся на российском сырье.