В результате опросов омских банкиров заместитель генерального по экономике и финансам НПО «Мостовик» Михаил ФЕДЯЕВ разделил третье место в рейтинге лучших финансовых директоров Омской области-2008 с Анной ТУРКИНОЙ из ООО «Торговый дом «ШКУРЕНКО». Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с Михаилом Владимировичем и задал ему ряд вопросов.
— Михаил Владимирович, если я правильно понимаю, с НПО «Мостовик» вас судьба свела не случайно?
— Вообще-то весь наш выпуск 1988 года факультета «Мосты и тоннели» планировали оставить на строительстве омского метрополитена, но эти планы тогда не осуществились. Но к тому времени, когда организовалось предприятие «Мостовик», у меня уже был опыт работы в строительном отряде, которым руководил Олег ШИШОВ, был опыт строительства шести малых мостов в Омской области, за которые стройотряд «Мостовика» получил даже премию Ленинского комсомола, поэтому никаких сомнений по поводу будущего места работы я не испытывал. Единственное, что уходил я с предыдущего места работы не очень хорошо. Поскольку попал туда по распределению, то уволиться по собственному желанию не мог. Пришлось увольняться потридцать третьей статье – за прогулы. У меня и запись до сих пор осталась в трудовой – пункт 4, статья 33. Родители мои, помнится, очень огорчались по этому поводу. По их понятиям, я тем самым перечеркнул себе всю дальнейшую карьеру.
— А как инженер-строитель оказался в финансовой сфере? Перестала привлекать работа инженера?
— Нет, моя работа меня полностью устраивала, просто в 99-м времена были не самые легкие, если помните. Страна пережила финансовый кризис, наш руководитель финансово-экономической службы уволился, и когда генеральный директор предложил возглавить это направление мне, то мне ничего другого не оставалось, как согласиться. Не скажу, что я обрадовался этому предложению, поскольку кроме как инженером я никем себя тогда не видел, но решил, что мне будет интересно узнать и освоить что-то новое.
— И какими были первые впечатления от новой должности?
— Честно признаться, я был в шоке. Тогда все расчеты в строительстве шли преимущественно по бартеру. Правда, через полтора года я уже адаптировался, стало что-то получаться, и задержался, как видите, до сих пор.
— Какими были обороты у НПО «Мостовик», когда вы начинали свою карьеру в качестве финдиректора?
— Могу ошибаться, но обороты тогда были на уровне 100 млн рублей. В это время мы как раз и задумались о другой стратегии, о диверсификации бизнеса, о развитии не только в транспортном строительстве. Плюс к этому стали расширяться и географически. Примерно с 2000 года мы уже позиционировали себя как компанию федерального уровня, и сегодня уже можно сказать, что свою стратегию мы реализовали достаточно успешно. Последние годы обороты НПО «Мостовик» увеличиваются вдвое. В 2005 году – 3,8 млрд рублей, в 2006-м – 5,7 млрд рублей, в 2007 году – 8,1 млрд рублей. В этом году портфель заказов на 12-14 млрд рублей. Если даже не все объемы освоим до конца года, то рост все равно будет не менее чем на 60%.
— Что, на ваш взгляд, важнее для успешной реализации нового проекта – финансы или идея?
— Умалять значение денег было бы глупо, но и без хорошей бизнес-идеи тоже не обойтись. В общем, оба этих параметра, на мой взгляд, равнозначны: 50 на 50.
— Бывает, что «Мостовику» не хватает кредитных ресурсов?
— Нет, нехватки денег мы давно не ощущаем – все-таки мы очень крупная компания, поэтому банки идут на сотрудничество с нами довольно охотно. Другой вопрос, что портфелем кредитов все равно необходимо управлять. Банковский рынок меняется, удлиняются сроки кредитования, изменяются процентные ставки. Три года назад, например, на омском рынке практически отсутствовал такой банковский продукт, как проектное финансирование, практически невозможно было взять в лизинг проходческое оборудование. А последнее время мы уже можем позволить себе длинные деньги, и даже банковский кризис нас особо не коснулся. Да, деньги несколько подорожали, но они подорожали для всех, но вот количество предложений для нас не уменьшилось.
— А мог ли быть в «Мостовике» финансовый директор без инженерного образования?
— Мой случай, наверное, не показателен, поскольку кроме финансового блока я веду и ряд других направлений, в том числе микротоннелирование, поскольку знаю его досконально, а еще курирую несколько непрофильных проектов, таких как производство лифтов и производство керамического кирпича в Калачинске. Хотя в строительстве действительно финансистам в чистом виде работать тяжело, поскольку экономика строительства более специфична, чем экономика той же торговой деятельности.
— А каким должен быть, на ваш взгляд, хороший финдиректор?
— Прежде всего он должен четко понимать стратегию развития компании, понимать свое место в компании и знать, что именно он должен сделать для реализации этой стратегии. Знания и желание работать – это уже само собой разумеющееся.
— Бытует такое мнение, что финансы это скучно. А вам как?
— Нет, мне точно не скучно, просто участь финансиста – это обслуживание основной деятельности. А поскольку в душе я все же остаюсь инженером, то иногда, когда сдаются какие-то глобальные объекты, которых у «Мостовика» уже довольно много, я ловлю себя на мысли, что тоже мог бы быть одним из руководителей этой стройки.
— Наличие чувства юмора для финдиректора необходимо?
— Думаю, что финдиректору чувство юмора не помешает.
— Дома вы тоже финдиректор?
— Дома я просто директор, поскольку родился в марте и овен по гороскопу. Но с этим все смирились, и никто со мной даже не спорит. Но финансами я дома не занимаюсь. Финансами у нас в семье занимается жена.