Дмитрий АРАТСКИЙ и Андрей КЛЕПАЧ, депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ, руководители исполнительной и законодательной власти регионов Сибири, крупных промышленных предприятий, бизнес-структур, ученые СО РАН.
ПОЛЕЖАЕВ предложил снизить ставку
по ипотечным кредитам до 5% годовых
Олеся КУЗНЕЦОВА
14 июля главы пятнадцати субъектов РФ Сибирского федерального округа, а также Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение», обсудили ряд ключевых программ развития Сибири. Это программы по улучшению демографической ситуации, газификации сибирских территорий, реализации межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение», развитию региональной и малой авиации на территории Сибири на период до 2015 года. Одной из главных тем для обсуждения был доклад омского губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА «О развитии стройиндустрии Сибири в 2008-2015 гг. в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Глава Омской области отметил, что пока только четыре региона Сибири могут похвастаться преодолением барьера в 1 млн кв. метров жилья, возведенного за год. Это наш регион, а также Красноярский край, Новосибирская и Кемеровская области. Однако ПОЛЕЖАЕВ заявил, что главным является не количество построенного жилья, а количество людей, способных его купить.
— Ситуация на омском рынке жилья неоднозначная, — заметил губернатор, — оно есть, но платежеспособность населения очень низкая. В нашей области, например, шесть тысяч нереализованных квартир.
Тем не менее главная цель, обозначенная ПОЛЕЖАЕВЫМ, — к 2015 году нужно вводить по 1 кв. метру жилья на каждого жителя Сибири в год. Для этого, по его словам, требуется объем строительства в 20 млн кв. метров ежегодно. При этом необходимо снижение себестоимости строительства. Условий для успешного выполнения этой задачи, по мнению главы региона, несколько. Во-первых, должна быть разработана комплексная общая программа развития строительной индустрии СФО на государственном уровне. В ней должны быть учтены все аспекты решения проблемы, разработана система мер по развитию жилищного строительства, расширению производства надежных и недорогих строительных материалов, изделий и конструкций в регионах, внедрению инновационных технологий в строительной сфере.
Существующие производственные мощности предприятий стройиндустрии в регионах округа способны обеспечить прогнозируемый рост объемов жилищного строительства только лишь на ближайшие два-три года. По многим видам стройматериалов наблюдается дефицит до 43% от потребности. Особенно острой остается ситуация с производством цемента. Его недостаток на рынке провоцирует рост цен на жилье. В Кемеровской области модернизируется предприятие «Топкинский цемент» с вводом мощностей 3,4 млн тонн в 2008 году. В Новосибирской области ведется реконструкция цементного завода «Искитимцемент» — его мощность составит 3 млн тонн в год. Однако наряду с этим необходимо внедрять инновационные технологии. В Омской области, например, реализуется программа утилизации и вторичного использования золошлаковых отходов ТЭЦ с созданием предприятий по выпуску строительных материалов. Кроме того, ПОЛЕЖАЕВ предложил предусмотреть систему мер по оказанию государственной поддержки строительным организациям в форме субсидирования процентной ставки по кредитам на развитие, отмены таможенных пошлин на ввозимые для промышленности строительные материалы, машины и оборудование, развития лизинговых схем под гарантии государства.
Для увеличения доступности жилья, по словам губернатора Омской области, нужно пересмотреть концепцию развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России и стандарты ипотечного кредитования через АИЖК. А также снизить процентную ставку по ипотечным кредитам до 5% годовых.
Главы сибирских регионов поддержали предложения омского губернатора. Например, глава Новосибирской области Виктор ТОЛОКОНСКИЙ выступил за объединение ресурсов сибирских регионов и создание межрегиональной программы по строительству, а также за создание хорошей транспортной структуры.