? Уже в 2004-м, когда у Омскавиа появились новые владельцы, было понятно, что скоро она прекратит свое существование. Тем, кто ее купил, нужны были самолеты, а не коллектив. О продаже контрольного пакета акций я тогда узнал на собрании, прежние владельцы сговорились у меня за спиной. Ну а когда был продан за 750 тысяч 20-процентный госпакет авиакомпании, стало окончательно ясно, что она обречена.
Когда Омскавиа выделилась из объединенного авиаотряда, нам достались три дышащих на ладан Ту-154Б, в течение нескольких лет мы сумели обновить авиапарк и приобрели 10 Ту-154М. А теперь на балансе авиакомпании остались только три самолета, остальные ушли в неизвестном направлении. Мы старались, чтобы в регионе была своя авиакомпания, в том, что это удалось сделать, не моя заслуга, а всего коллектива. У нас была автотранспортная база и сервисная служба по ремонту самолетов, теперь ничего этого нет.
Когда я уходил, в авиакомпании работали 780 человек, теперь осталось 180, а ходят на работу всего 30, остальные в неоплачиваемых отпусках. Я побывал в офисе Омскавиа, который заложен побанковскому кредиту, так вот оставшиеся работники в полном недоумении — что же будет дальше? Зарплату в авиакомпании не платят уже несколько месяцев, а после того как закончится срок действия свидетельства эксплуатанта, всех вообще грозят уволить.
Горько смотреть, как за несколько лет уничтожили работоспособную авиакомпанию. Мы вкладывали все средства в развитие и поддержание высокой технической готовности авиапарка. При мне в год на содержание 10 самолетов расходовалось 120 млн, в то время как «Сибирь» на 46 самолетов тратила только 23 млн. На подготовку к европейским требованиям по шумности и модернизацию самолетов мы затратили 7 млн долларов. Но потом продлили срок полетов устаревших моделей, а нам летать за границу, кроме Германии, так и не разрешили. Вот и получилось, что выиграли те перевозчики, которые ничего в модернизацию не вкладывали.
В мою бытность были планы по обновлению авиапарка, мы собирались приобрести новые ТУ-214, продав несколько старых ТУ-154М. Сейчас все по дешевке покупают старые «боинги», но это не лучший вариант. Есть серьезные проблемы с техобслуживанием «боингов», потому что руководства по их эксплуатации на русском языке нет, американцы не обременяют себя переводом. А вот мы, когда отправляли самолеты на работу в Иран, все инструкции перевели на английский. При новых владельцах авиапарк Омскавиа не только не обновлялся, но работал на износ в ущерб безопасности полетов.
В последние месяцы работы Омскавиа не платила ни за топливо, ни налоги. Когда при мне долг за топливо Омскому аэропорту достигал 3 — 5 млн рублей, нас трясли как грушу, выбивая деньги. А сейчас Омскавиа задолжала гораздо больше, но ее самолеты до последнего продолжали заправлять, вопрос — почему? Авиатопливо уже занимает 50% в себестоимости полетов, такого быть не должно. В Иране тонна авиационного керосина стоит 180 долларов, а у нас 1200 евро. Премьер-министр Владимир ПУТИН дал распоряжение, чтобы в аэропортах была не одна, а как минимум две заправочных службы, но что-то пока не видно, чтобы появилась конкуренция.
Меня поразило, что во всей информационной шумихе, устроенной вокруг AirUnion, практически ни разу не упоминались братья АБРАМОВИЧИ, которые были организаторами альянса и крупными акционерами входивших в него авиакомпаний. Государство доверило им управлять госпакетами авиакомпаний, а результат получился весьма плачевный. Говорят, что Омскавиа будут банкротить. Но с кого спрашивать за ее печальный итог? Нужно найти ее хозяев и спросить: сколько, кому и почему должны, куда делись деньги от авиаперевозок и где самолеты?
Я уверен, если сохранить свидетельство эксплуатанта, то Омскавиа еще можно поднять с колен. Правда придется много работать и с правительством Омской области, и с Минтрансом и другими структурами. Можно в конце концов с кем-то скооперироваться, желающие найдутся. Мне непонятно, почему областная власть с полным безразличием наблюдает за крахом местной авиакомпании и не пытается ее спасти.
В 1994 году Западно-Сибирскос управление гражданской авиации курировало работу семи региональных авиакомпаний, сейчас из них остались только новосибирская «Сибирь» и Омскавиа. Помню, в конце 90-х мы нашим самолетом возили губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА в Иркутск на заседание «Сибирского соглашения». По дороге приземлились в Новосибирске и там на борт взяли губернаторов Томской и Кемеровской областей и Алтайского края, у которых собственных авиакомпаний уже не было. А теперь, выходит, и в нашем регионе скоро не будет авиакомпании, это оче