В 2008 году на Опытным заводе электроники Центра «Транспорт» произошла смена руководства. Однако эта процедура на предприятии не прошла мирным путем. О подробностях случившегося, а также деятельности завода и планах на 2009 год корреспонденту Сергею ЧЕРНАКОВУ рассказал первый заместитель директора ООО «Опытный завод электроники Центра «Транспорт» Виктор ШЕФЕР.
— Виктор Эдуардович, почему, прослужив в армии 25 лет, вы оставили военную службу?
— Для того чтобы на практике реализовать свой научный потенциал. После увольнения я возглавил научно-производственную компанию «Надежность». Предприятие занималось вопросами внедрения ноу-хау, связанными с увеличением ресурса узлов трения и энергосбережения. Времена были смутные, у наших партнеров не было оборотных средств и в стране царствовал сплошной бартер. Заказчики рассчитывались с нами в основном своей продукцией, поэтому кроме научно-производственной деятельности приходилось торговать нефтепродуктами, чугуном, подшипниками, пиломатериалами, мрамором, даже детскими колясками и велосипедами. Мы имели надежных партнеров на территории Красноярского края и на Алтае, в Новокузнецке, на Дальнем Востоке, в Китае, Казахстане. Но в 1998 году из-за дефолта деятельность НПК «Надежность» стала нерентабельной.
— После этого бизнесом не занимались?
— Судьба распорядилась так, что я занялся защитой омских предприятий от недобросовестных партнеров. Так, в 2002-2003 годах, будучи директором ЗАО «Русь» (территория бывшего 6 таксопарка), пришлось защищаться от силового захвата этого предприятия. Пережили мы тогда вооруженный налет частной охранной фирмы с участием судебных приставов и местной милиции, хищение документов и печатей, обман суда, попытку фальсифицировать банкротство предприятия через подставные фирмы и купленного арбитражного управляющего. Противостоял нам в этом деле печально известный омским предпринимателям КАРПЕНКО и его помощник ЛОСЕВ, которые за свои «дела» вскоре оказались в местах лишения свободы. Позже пришлось защищать другое предприятие, но уже от более искусных комбинаторов.
? Какое предприятие?
? В 2004 году при поддержке главы Одесского района Владимира КАЛЬНИЦКОГО местный фермер Петр ГОЛЬМАН ввел в заблуждение сельчан и захватил СПК «Желанный». До перестройки это был один из десяти самых крупных совхозов нашего региона — 18 тысяч гектаров пахотной земли, стоимость активов 120 млн рублей, более 500 работников. Став председателем СПК «Желанный», Петр ГОЛЬМАН многократно перезаложил имущество СПК «Желанный» в Одесский филиал Сбербанка под кредиты. Так за период 2004-2005 гг. ГОЛЬМАН и его команда получили от Сбербанка более 60 млн рублей, которые расползлись по личным предприятиям семьи Петра ГОЛЬМАНА. Деньги в банк не возвращены по сей день. При поддержке арбитражного управляющего Владислава РАТКОВСКОГО предприимчивый ГОЛЬМАН ввел СПК «Желанный» в состояние банкротства, уведя до этого активы на сумму больше 73 млн рублей. Защищая СПК «Желанный», мне и бывшему руководителю Григорию КУНИЦЫНУ пришлось столкнуться с противодействием ряда сотрудников омской милиции, прокуратуры, органов власти Одесского района и регионального министерства сельского хозяйства. Мы выиграли около 20 судебных исков, а в 2006 году Одесский районный суд признал, что Петр ГОЛЬМАН незаконно стал руководителем СПК «Желанный», и суд восстановил бывшего руководителя Григория КУНИЦЫНА в должности. Правда, управлять последнему уже было нечем. Тем не менее нам удалось добиться увольнения управляющего Одесским филиалом Сбербанка Ивана НОВИКОВА и трех его заместителей, против которых возбуждены уголовные дела.
? На новом месте работы вы тоже занимаетесь юридическими вопросами?
— Что касается нынешней работы в ООО «Опытный завод электроники Центра «Транспорт», то пригласили меня как специалиста по оптимизации процессов управления производством. В тот момент на заводе была очень сложная ситуация.
— Что за ситуация?
— ООО «Опытный завод электроники Центра «Транспорт» имеет трех учредителей, одним из которых является Виктор МОЛЧАНОВ. Он же до недавнего времени был директором завода. В феврале 2008 года бывший руководитель образовал свою фирму ООО НПО «Омикс», куда он переманил 12 сотрудников и, похоже, намеревался перевести активы завода. То есть по сути это была, на мой взгляд, попытка увести завод у своих соучредителей. После этого Виктор МОЛЧАНОВ был снят с должности, вместо него завод возглавил Николай МАКАРЕНКО.
— Получается, что вы снова столкнулись с рейдерством?
— Думаю, нет. По крайней мере, пока не имеется оснований для таких утверждений. Но если выяснится, что МОЛЧАНОВ совершил против завода действия, имеющие признаки уголовного правонарушения, то мы сумеем защитить предприятие, и мой опыт, конечно, пригодится.
— В нашей газете мы писали про ООО НПО «Омикс», которое стало работать в бизнес-инкубаторе.
? Эта декабрьская публикация в вашей газете для работников предприятия стала громом среди ясного неба. Некоторые высказывания Виктора МОЛЧАНОВА сильно ударили по имиджу предприятия. По его словам, ООО «Опытный завод электроники Центра «Транспорт» мало внимания уделяет инновациям, занимаясь производством уже зарекомендовавшего, но устаревшего диагностического оборудования. Он еще отметил, что на заводе для изготовления одного изделия уходят годы. Это банальная ложь. То, что сообщил МОЛЧАНОВ, никакого отношения к нашему заводу не имеет. Более того, он сам несколькими месяцами до того выступил в авторитетном федеральном журнале «Стандарты и качество» (№ 6 от 2008 года), где характеризовал Опытный завод электроники Центра «Транспорт» совершенно с противоположных позиций. Опубликованное в этом журнале интервью МОЛЧАНОВ давал в апреле прошлого года, будучи еще руководителем предприятия. Так вот, здесь экс-директор объективно отзывался о заводе и его продукции только положительно, отмечая, что предприятие является уникальным, производит высококачественную продукцию и считается одним из лидеров в стране по производству диагностического оборудования для железной дороги. А всего через несколько месяцев он вдруг почему-то диаметрально меняет свою точку зрения и говорит о заводе уже в совершенно другом тоне. Как это понимать? Что его побудило критически говорить о заводе? Я рассматриваю это как намерения недобросовестной конкуренции. Ведь ООО НПО «Омикс» тоже собирается производить диагностическое оборудование. На этом рынке очень сложно конкурировать, и негативные, не соответствующие действительности высказывания в адрес завода нам ни к чему.
— Основная продукция завода?
— ООО «Опытный завод электроники Центра «Транспорт» производит системы контроля и диагностики, испытательные станции тяговых двигателей и многие другие средства диагностики и ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта. Чтобы успешно конкурировать на рынке, в производстве необходимо использовать самые передовые технологии. Завод перешел на апробированную и проверенную систему «Siemens». Все наши средства диагностики имеют элементную базу этой немецкой компании. Помимо этого для производства мы приобретаем системы других известных компаний – «Festo», «Каmatsu».
— Вы сказали, что на рынке сложно конкурировать. Что вы имели в виду?
— Конкурировать всегда трудно. Любая продукция, которую выпускает завод, уникальная. После того как она продается, появляются предприятия, которые пытаются воспроизвести ее, но уже под другой маркой. Делается тот же прибор, который немного отличается от нашего, а затем патентуется. В связи с этим Опытному заводу электроники Центра «Транспорт» приходится часто модернизировать свою продукцию, чтобы сохранить позиции на рынке. К примеру, система контроля и диагностики тягового подвижного состава «Доктор» имеет много модификаций, потому что она постоянно обновляется и дорабатывается. В этом соревновании положительным является то, что все время приходится опережать своих конкурентов. Если отстанешь, то потеряешь рынок.
— Кто ваши клиенты?
— Основным заказчиком оборудования Опытного завода электроники является ОАО «РЖД» — 90% всей продукции. Завод работает с лидерами отечественного транспортного машиностроения ЗАО «Трансмашхолдинг», ЗАО «Отраслевой центр внедрения», ЗАО «Транстехнохолдинг» и другие родственные им предприятия на территории России и ближнего зарубежья, например в Казахстане и Белорусии. Наши потенциальные заказчики – страны СНГ, которые Россия по производству диагностического оборудования опередила на 5-10 лет. Их локомотивы и вагоны стареют, возникают большие проблемы с дальнейшей эксплуатацией. Заменить весь парк железнодорожной техники они не могут, так как это очень большие затраты. Поэтому им приходится поддерживать старый парк, используя современные приборы диагностирования и приборы и ремонта подвижного состава.
— Финансовый кризис отразился на деятельности предприятия?
— Финансовый кризис непосредственно завода пока не коснулся. Зато он затронул железную дорогу. Не секрет, что из-за падения объемов грузо- и пассажироперевозок по железной дороге ОАО «РЖД» сокращает свои затраты на 30%. Естественно, это отразится и на нашем предприятии, так как заказов будет меньше. Но завод не останется без работы.
— Сокращение рабочего персонала происходило?
— Как я уже говорил, от нас ушли 12 человек и сейчас на заводе работают 80 человек. Мы никого не сокращали и не планируем этого делать.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— К сожалению, его у меня очень мало. Мой трудовой день начинается на работе, а продолжается дома. Даже в новогодние праздники отдыхал всего три дня. Думаю, такой образ жизни свойственен всем руководителям.