В феврале было подписано соглашение о взаимодействии с УФАС по Омской области, согласно которому «Проекты и Поддержка» будут регулярно проводить мониторинг цен в торговых сетях Омска и предоставлять управлению его результаты. Технология мониторинга проста: дважды в месяц исполнители, одетые униформу, будут приходить в торговые залы супермаркетов и переписывать ценники на определенные товары. На первом этапе проекта мониторинг коснется четырех групп товаров: молочная продукция, хлебобулочные изделия, яйцо и продукция мясной переработки.
В середине марта руководству торговых точек, где предполагается проводить исследование цен (таких точек в списке 30), были разосланы письма с информацией о проекте и просьбой не препятствовать организаторам в сборе данных по ценам.
— За первые два дня мониторинга – 17 и 18 марта – мы обошли 20 из 30 торговых точек, — рассказал «КВ» генеральный директор ООО «Проекты и Поддержка» Алексей АДЕЛЬШИН. – Охватить все сети, как мы планировали, сразу не удалось по той причине, что в каждом магазине уходило от 30 минут до полутора часов на знакомство с администрацией магазина, выяснение целей нашего визита, решение различных организационных вопросов. Хочу отметить, что большинство сетей было настроено к проведению мониторинга положительно.
Однако были и такие точки, где организаторы встретили резкое сопротивление. Переписывать информацию с ценников, которая является открытой и доступной любому покупателю, запретили в супермаркете «Семейный» и магазине «Океан». В «Каскаде» и «Репке» пока не принято решение на уровне руководства. В точках торгового центра «Алладин» администраторы разрешили собирать данные по ценам на ограниченную группу товаров: в одной точке центра – только по молоку и хлебу, в другой – по молоку, хлебу и яйцу. Цены на мясную продукцию там по какой-то причине засекретили. По словам организаторов мониторинга, в отношении перечисленных точек в ближайшее время будет решен вопрос с доступом в торговые залы.
С начала реализации проекта (исследования проводились 17-18, 20-21 и 26-27 марта) мониторингом охвачены все торговые точки, открытые для мониторинга. В процессе сбора данных организаторы отметили такую особенность: в различных точках по-разному относятся к предоставлению информации о товарах. Например, на ценнике не всегда указывается производитель, тип упаковки, вес единицы товара. В некоторых магазинах товар на полках расположен на довольно отдаленном расстоянии от его ценника.
— В целом мы оцениваем первый опыт положительно, — заметил Алексей АДЕЛЬШИН. – Основной задачей на старте проекта для нас является отработка технологии сбора информации и достижение нормальных рабочих отношений с торговыми предприятиями. Мы считаем, что данная цель была нами достигнута. Что касается тех точек, где на сегодняшний день нам отказали в сборе информации, то мы рассчитываем, что основной причиной возникновения данной ситуации является не желание ограничить доступ к информации, а простые сбои в коммуникациях – либо информация о проекте не дошла до руководителей торговых сетей, либо решение руководства не было своевременно доведено до конкретных исполнителей.
Вся собранная информация по ценам в сетях занесена в единую базу данных и готова для анализа. Динамику цен на продукты можно будет отследить по итогам первого месяца реализации проекта. А пока «КВ» представляют читателям выборочную информацию по ценам на исследуемые продукты питания.