Жанр авторской песни, появившийся в шестидесятые как форма разговора «о главном», как способ донести друг до друга слова в незатасканном понимании, казалось, с наступлением «свободной эпохи» должен был сгинуть. Но этого не произошло. Более того, чем сильнее пресс попсы и гламура, тем больше новых имен в жанре бардовской песни, тем больше любителей этого жанра съезжаются на фестивали и тем больше самих фестивалей становится. И в этом году барды-омичи заявили о себе на всю страну и ближайшие окрестности.
На Ильменском фестивале, организованном Олегом МИТЯЕВЫМ, втором по значимости после фестиваля Грушинского, ансамбль «Компромисс» из Ростовки получил золотую медаль фонда Олега МИТЯЕВА. Бард номер один современной России, вручая медаль, слышал шепотки за спиной на тему, что участницы «Компромисса» поют лучше самого гуру. К чести мастера, МИТЯЕВА этот момент только порадовал. Участницы «Компромисса» — две учительницы ростовской школы и две студентки — поют бардовский репертуар женского направления. Сначала коллектив покорил любителей этого жанра в Омске, следующим этапом стала Россия. Что изменится в связи с этим в жизни певиц? В бытовом плане – ничего. На фестиваль «Компромисс» ездил на собственные средства (при учительской-то зарплате), и при загнанном состоянии жанра рассчитывать на изменение судьбы пока не приходится. Продюсер «Компромисса» на фестивале Андрей КОЗЛОВ удивляется, как вообще этот жанр не только выживает, но и получает свое развитие, учитывая, что у музыкантов нет ни материальной поддержки, ни концертных площадок.
В конце июля прошел третий фестиваль авторской песни на Андреевском озере под Тюменью. Андреевское стало сибирским филиалом Грушинского фестиваля, уже мало уступая последнему по уровню организации и количеству участников. В этом году на фестиваль приехали авторы–исполнители из Самары, Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и так до Красноярска. И все у всех было хорошо, пока на фестивале не случились омичи. По определению КОЗЛОВА, эффект, произведенный выступлениями омичей, был подобен кванто-вакуумному удару. Три из пяти номинаций получили омские артисты. В номинации «Ансамбль» лучшим стало женское трио «Омские марочки», в номинации «Исполнитель» победила Наталья ТЕТЮКОВА, в номинации «Автор-исполнитель» лучшим был признан Игорь ИГУМНОВ.
То, что происходит в омской культуре последних лет, и не только в области бардовской песни, начинает вызывать интерес в априори продвинутых регионах. Об Омске начали говорить как о городе с феноменальной культурной ситуацией: развиваются те направления искусства, которым власти не оказывают никакой поддержки. Почему так происходит? Возможно, потому, что «поддержка» по-омски – это аванс за будущие услуги. А услуги в области искусства смерти подобны. Культура – отрасль не подлежащая планированию и встраиванию в систему государственных институтов. С другой стороны, без этой самой поддержки – средства на поездки на фестивали, бесплатные концертные и выставочные площадки – омский феномен долго не протянет: те, кто поактивней, почувствовав свои силы, соберут чемоданы и уедут отсюда, остальные превратятся в яркие быстро сгоревшие звездочки в памяти современников.
Иван КСИЛОФОНОВ