После подписания премьер-министром Правительства РФ Владимиром ПУТИНЫМ распоряжения о передаче Росимуществом в собственность региона пакета акций ОАО «Омский аэропорт» даже скептикам стало ясно, что процесс необратим.
На вопросы, связанные со строительством новых воздушных ворот региона Омск-Федоровка откровенно ответил в ходе состоявшейся встречи с коллективом аэропорта Омск-Центральный губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ.
Без современных воздушных ворот Омский регион не имеет перспективы
— Я думаю, что желание правительства Омской области встретиться с коллективом ОАО «Омский аэропорт» совершенно понятно, — отметил Леонид ПОЛЕЖАЕВ в самом начале встречи. — В этом многолетнем триллере уже столько накручено, что лучше будет, я думаю, если мы поговорим вживую, а не с экранов телевизоров. Я лично уважаю ваш коллектив. Он у вас большой, сплоченный. И в правительстве региона рассчитывают, что этот коллектив полностью сохранится. Искать работу и суетиться по этому поводу, я уверен, вам не придется. Никого правительство не собирается сокращать. Возможно, что кому-то будет неудобно с нами работать, но это уже дело личных симпатий и антипатий. Никаких счетов мы ни с кем сводить не собираемся. У нас нет никаких других задач, кроме той, которую поставил перед нами президент.
А решение, принятое президентом, как подчеркнул губернатор, безусловно, очень серьезное. И одного желания или нежелания регионального правительства, по его словам, было недостаточно. Вопрос по передаче акций ОАО «Омский аэропорт» в собственность Омской области решался множеством экспертов в течение целого ряда лет, выдержал тщательное рассмотрение и в Администрации Президента, и в Правительстве РФ. И дело здесь вовсе не в земле аэропорта, заверил губернатор собравшихся. Да, по мнению регионального правительства, аэропорт разрывает целостною инфраструктуру города и тормозит развитие создающегося делового центра на Левобережье, но это вовсе не главные факторы, которыми руководствовались в правительстве Омской области, когда принимали решение о достройке комплекса в Федоровке.
— Конечно, было бы лучше, если бы решение наших проблем федеральная власть взяла на себя. С этим тезисом никто не спорит, — пояснил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — К сожалению, в перспективных планах федерального правительства, как минимум, до 2020 года не предусматривается выделение средств на развитие омского аэроузла. Правительство решает вопросы о развитии московского аэроузла, а также сочинского, екатеринбургского, новосибирского, владивостокского и иркутского аэропортов. Омска в этом списке городов нет. Что это значит для всех нас? С точки зрения перспектив экономического развития города и региона это означает необратимое торможение Омска как крупного экономического региона Сибири. И либо мы развиваем в Омске воздушное сообщение самостоятельно, тем самым ставим регион в ряд крупнейших игроков, либо выпадаем из этого ряда. Это случится не завтра и даже не послезавтра. Но в современных условиях, когда центры тяжести экономического развития регионов перемещаются в другие точки страны, в сырьевые территории, Омску нужны максимальные усилия. А если отдать сегодня преимущество Красноярску или Новосибирску, то судьба Омска как крупного экономического центра будет предрешена.
Новый аэропорт — это задача не сложней других
Напомнил губернатор и тот факт, что аэропорт в Федоровке — это, собственно, не его идея. Постановление по поводу строительства нового аэропорта для Омска было принято еще Советом Министров СССР, и если бы не перестройка, то мы бы уже давным-давно летали из Федоровки. Еще тогда, мол, в 80-х годах, были умные головы, которые заглядывали далеко в перспективу, понимали, как важен аэропорт для развития региона, а мы сегодня лишь возвращаемся к реализации этих планов. Причем с критическим опозданием более чем в 20 лет. Поэтому других вариантов, по мнению губернатора, у нас просто нет. И дело не только и не столько в перевозках пассажиров. Перспектива омского аэроузла в развитии грузовых авиаперевозок, объемы которых растут во всем мире, и не использовать эту возможность в интересах развития экономики региона было бы крупнейшей стратегической ошибкой.
— Задача, которую мы ставим перед собой, не сложней других, которые мы решали и решаем, — считает Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Она нисколько не сложнее других инвестиционных проектов, которые уже реализованы и реализуются на территории Омской области. Так что пессимистические прогнозы о том, что нам это не удастся, я даже не рассматриваю. Нам удастся. С 1998-го по 2008 год мы совместно с ОАО «РЖД» интенсивно занимались развитием омского железнодорожного узла. И сегодня он стал крупнейшим в Западной Сибири. Независимо от желаний и позиций других регионов. Теперь пришла очередь заняться проблемой воздушных ворот Омской области. Безусловно, у нас были более благоприятные годы, которые больше способствовали бы в решении этой большой задачи, но и сидеть, выжидая, чем закончится кризис, мы сегодня не можем. Если мы сами не будем думать о собственном будущем, то кризис для Омска не завершится никогда.
И предваряя вопросы работников аэропорта о сроках завершения процедуры по передаче имущественного комплекса в областную собственность, губернатор сразу отметил, что региональное правительство все процедурные вопросы постарается решить до конца 2009 года, чтобы уже 2010 год начать с чистого листа. До конца года, по словам председателя областного правительства, будет завершен и строгий аудит, без которого никак не обойтись, поскольку имущество у аэропорта весьма значительное, а региональная власть хочет точно знать, что именно она принимает в собственность у Федерации.
Омск-Центральный получит поддержку
Естественно, коллектив ОАО «Омский аэропорт» не могла не интересовать и судьба объектов аэропорта Омск-Центральный. На эти вопросы коллектива губернатор отвечал так: действующий аэропорт будет обеспечиваться всеми необходимыми ресурсами до тех пор, пока не завершит цикл своего существования. Область, мол, принимает аэропорт в собственность не для того, чтобы его разорить, а для того, чтобы он нормально функционировал до того момента, когда будет введен в эксплуатацию комплекс в Федоровке.
— И рулежки нужно довести до конца, и перрон тоже нужен, — заверил собравшихся в зале работников аэропорта председатель регионального правительства. — Омск-Центральный не должен выглядеть затрапезно, как он выглядит сейчас. К нам приезжает много гостей, они смотрят и удивляются: это что, тот самый Омск знаменитый? А потом дальше их уже трудно переубедить, что здесь живут настоящие хозяева, а не люди, которые только причину ищут. Естественно, планы мы будем обсуждать, обсудим с вами, специалистами, и все технические регламенты. Все то, что необходимо сделать для нормальной эксплуатации аэропорта, будет обязательно сделано. А финансироваться работы будут и из тех ресурсов, которые сможет заработать сам аэропорт, и из областного бюджета, естественно.
Активно работники аэропорта интересовались у губернатора и сроками достройки комплекса в Федоровке. На эти вопросы он тоже ответил откровенно. Я, мол, иллюзий никаких не строю, цену вопроса понимаю не хуже всех скептиков, поэтому сразу говорю, что шапками закидывать правительство Омской области никого не собирается. Именно поэтому о сроках, по словам Леонида ПОЛЕЖАЕВА, говорить пока рано. Ни один инвестор, мол, не станет подписываться под договором о достройке аэропорта в Федоровке до вступления области в права владения контрольным пакетом акций ОАО «Омский аэропорт».
— Инвесторы не хотят вкладывать деньги в имущество, которое находится в федеральной собственности, — пояснил губернатор. — И все наши попытки найти инвестора, которые мы предпринимали в течения ряда лет, ни к чему в итоге не привели. Как только потенциальный инвестор узнает, что аэропорт не находится в собственности территории, то переговоры сразу заканчиваются. Да, указом президента нам определен жесткий срок — до 2012 года, и другого варианта, кроме как исполнять указ, у нас нет. Но если по объективным причинам нам все же не хватит времени, будем тогда обращаться к президенту с просьбой о продлении сроков. Без нового аэропорта регион оставлять нельзя. Сегодня воздушные ворота определяют экономический статус территории. Получается так, что либо он есть — этот статус, либо его нет.