31 октября cпектаклем «Ханума» Новосибирского городского драматического театра в нашем городе завершился VII Международный фестиваль «Молодые театры России». Главный приз фестиваля за режиссерскую и педагогическую деятельность достался руководителю IV актерского курса Ярославского государственного театрального института Александру КУЗИНУ, постановщику спектаклей «Царь Фёдор Иоаннович» и «Дульсинея Тобосская». Приз за лучшую мужскую роль получил руководитель московского драматического театра «Ведогонь-Театр» Павел КУРОЧКИН, который сыграл царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Эта же постановка победила в номинации «Приз зрительских симпатий».
А царь-то настоящий
Пожалуй, главным открытием фестиваля можно считать спектакль «Царь Федор Иоаннович», с которого и стартовал фестиваль. Постановка профессора Александра КУЗИНА перенесла всех зрителей во времена правления Федора Иоанновича и Бориса Годунова, побудив вспомнить кровавую и жестокую историю государства. Вместе с актерами на сцене им пришлось пережить поистине великие моменты откровения и предательства, увидеть слабость и силу характера царя Федора, способного простить врага своего. Замечательно сыграл самодержца Павел КУРОЧКИН, который показал не глупого Федора, каким в истории считают сына Ивана Грозного, а очень доброго человека, против своего желания оказавшегося во власти. Кто знает, может быть, он и был таким на самом деле.
Награды
Жюри, в состав которого вошли известные российские театральные критики, выбрали победителей и в других номинациях:
Лучшая женская роль – ансамбль актрис Волгоградского молодежного театра, спектакль «У войны не женское лицо»
Лучшая роль второго плана – Елене ЗАИГРАЕВА за роль Поли в спектакле «Тверской бульвар» Омского государственного драматического «Пятого театра»
Специальный приз – Камиль ТУКАЕВ и Анатолий АБДУЛАЕВ за актерский дуэт в спектакле «Облом off» Воронежского Камерного театра
Специальный приз – Владимир ОСТАПОВ за опыт прочтения современной зарубежной пьесы, спектакль «Лифтоненавистник» по пьесе Бенгта Альфорса, Омский государственный драматический «Пятый театр»
Диплом Омского отделения СТД РФ – Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева за остроумный сердечный спектакль, который помогает любить жизнь («Ханума»)
Без медалей
Не получил награду Новый московский драматический театр, который показал зрителям фестиваля «своего» Федора Михайловича Достоевского – спектакль «Настасья Филипповна». А все это было так: маленькая сцена, некая «камерность» пространства, темные декорации. Обстановка комнаты передает атмосферу «достоевщины»: что-то темное, скрытое, таинственное и глубоко спрятанное. Именно на этой сцене и только два актера (мужские персонажи – Парфен Рогожин и князь Мышкин) раскрывают историю трагичной судьбы Настасьи Филипповны. Что еще могло бы удивить зрителей, помимо того, что спектакль «Настасья Филипповна» проходит без участия самой героини? Например, сам жанр спектакля – актеры играют в спектакле-импровизации! Существует лишь точный авторский текст, а вот построение сюжета, его окончательный вид рождается прямо на сцене, актеры не знают, какой эпизод последует дальше. Именно поэтому каждый спектакль не похож на предыдущий (зрители увидели две постановки), только импровизация и только два актера на сцене говорят о том, кто же она, Настасья Филипповна?
За сценой
Программа фестиваля была очень насыщенной и разнообразной. Участники театрального феста на творческой встрече могли поговорить с художественным руководителем Московского театра «Школа современной пьесы», народным артистом России, профессором РАТИ (ГИТИС) Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ, побывать на класс-концерте мастерской Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Ярославского государственного театрального института Александра КУЗИНА, посетить семинар «Практика международного сотрудничества. Менеджмент в сфере исполнительских искусств». Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ на протяжении двух дней отвечал на вопросы, рассказывал о жизни в театре и о театре в жизни, читал стихи и прозу, провел мастер-класс «Технология работы режиссера и артиста в современной пьесе». Очень заинтересовало молодую аудиторию то обстоятельство, что режиссер настойчиво отговаривает начинающих актеров от получения этой профессии, «ломающей человеческую душу», приводя огромное количество примеров несчастной жизни известных актеров и актрис в «реальном мире». Молодые звезды сцены смотрели на мэтра и не понимали, говорит он правду или играет роль. Как здесь не вспомнить известное выражение Уильяма Шекспира о театре и актерах?!
Татьяна КОТОВА