По какому сценарию будет развиваться экономика России в ближайшие три года? Продолжится ли рост российской экономики в следующем году или нас ожидает стагнация? Возможен ли новый спад? Что будет с курсом рубля? Среднесрочный прогноз российского правительства говорит, что в России уже со следующего года начнется уверенный экономический рост, даже при консервативных условиях развития мировой экономики. Но стоит ли верить таким заверениям? Все эти вопросы были подняты в конце декабря 2009 года в Москве в пресс-центре информационного агентства «РИА-Новости», где состоялась встреча руководства Института «Центр развития» при Высшей Школе Экономики (ГУ-ВШЭ) с российскими журналистами. В этой встрече принял участие и задал ряд вопросов главный редактор газеты «Коммерческие вести» Марат ИСАНГАЗИН. А на вопросы отвечали директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Наталья АКИНДИНОВА, заместитель директора этого института Валерий МИРОНОВ и старший научный сотрудник Максим ПЕТРОНЕВИЧ. Журналистам были представлены три вероятных сценария развития мировой экономики: сценарий быстрого восстановления после кризиса (U — кризис), сценарий второй волны кризиса (W- кризис), и сценарий затяжной рецессии (L-кризис).
О снижении спроса на отечественные товары
Все мы слышали, что Правительство РФ в последние 5-6 месяцев говорит о росте экономики, росте ВВП, росте промышленного производства. Мы, соглашаясь с тем, что такие тенденции сейчас присутствуют, должны обратить ваше внимание на структурные особенности этого роста. Если изучить динамику отдельных макропоказателей 2009 года к 2008-му, мы увидим, что, несмотря на рост производства, такие элементы спроса, как розничная торговля, инвестиции и платные услуги (при исключении сезонности) либо стагнируют, либо продолжают падать. А растет у нас только импорт. Таким образом, рост спроса в значительной и более того растущей степени удовлетворяется импортом. В этих условиях рост промышленного производства и ВВП, который мы наблюдаем, не имеет под собой прочных оснований в виде растущего спроса именно на продукцию отечественных производителей. В целом состояние российской экономики все еще продолжает ухудшаться.
Пока нет оснований считать, что качество экономического роста в России может измениться, поэтому мы ожидаем, что внутренний спрос в экономике будет стагнировать и при ожидаемом нами в 2010 году быстром росте отложенного в текущем году спроса на импортные товары продолжится снижение спроса на отечественную продукцию и возможно сокращение ВВП на 1-2%. Заметим, что сокращение внутреннего спроса на отечественную продукцию происходит в 2010 году не только в наших сценариях, но и в сценарии Министерства экономического развития.
Снижение цены на отечественные товары
В течение последнего года происходило устойчивое снижение базовой инфляции. Когда мы говорили об этом квартал назад, то в годовом выражении базовая инфляция составляла около 5 %, сейчас она уже опустилась ниже 3,5 % в годовом выражении. При этом структурно можно заметить растет доля товаров, цена которых снижается, а доля товаров, цена которых растет, падает. Признавая, что в целом снижение инфляции — позитивная тенденция, мы все же должны сделать два замечания: такое снижение не является следствием специальной политики, направленной на снижение инфляции, и второе — инфляция является следствием той стагнации компонентов внутреннего спроса.
О желании реформировать экономику
По нашей оценке, то оживление в российской экономике, которое мы сегодня наблюдаем, не является связанным с тем что происходит в самой экономике. Это связано исключительно с ростом экспорта, экспортной выручки, и мы не считаем что на этот процесс стоит рассчитывать в 2010 году. Более того, тенденция сокращения внутреннего спроса в случае ее продолжения приведет к тому, что российская экономика не будет расти. Если вы заметили и в U-и в L-сценариях, мы прогнозируем хоть маленький, но минус для российской экономики в 2010 году. Не является секретом, что чем ниже цены на нефть, тем больше желания реформировать что-то в российской экономике у российских властей. Наши оценки показывают, что сценарий затяжной рецессии, умеренных, но стабильных цен на нефть наиболее выгоден для российской экономики. Хотя вся мировая экономика будет находиться в тяжелом состоянии, за счет того, что экспорт сырья будет на стабильном уровне, российская экономика почувствует себя очень и очень неплохо. Но сценарий второй волны кризиса будет крайне тяжел для России, и так же, как в первой волне Россия явилась одной из самых пострадавших, здесь Россия пострадает сильнее всех из стран двадцатки.
О так называемом росте промышленности
Не стоит быть большим оптимистом, видя, что сегодня промышленность выходит в положительную область, если сравнивать год к году. В ноябре мы впервые получили 1,5 % год к году, в декабре будет 3-4 %, а в январе, даже если будет стагнация и не будет роста к декабрю, промышленность подскочит процентов на 9 – 11 год к году. На самом деле это будет реальная стагнация. В целом из-за провальных пяти месяцев 2009 года промышленность в 2010 году в целом чуть-чуть вырастет на 3 – 4%. Должна будет уйти диспропорция между снижением выручки в номинальном выражении в промышленности примерно на 14% и снижением фонда оплаты труда всего лишь на 4 – 5%. Предприятия вынуждены будут ликвидировать эту диспропорцию, потому что прибыль в результате этого по сравнению с 11 месяцами 2008 года упала процентов на 40. И это не дает возможности в условиях укрепления рубля инвестировать и развиваться и поэтому год будет сложным для промышленности.
Об исполнении предыдущих прогнозов
Прогнозы на 2009 год менялись в зависимости от того, когда они давались — в середине 2008 года, в октябре, ноябре и т.д. В конце I квартала 2009 года мы прогнозировали, что российская экономика застынет на уровне I квартала и снижение ВВП по итогам составит 9,5-9,7%. Сегодня понятно, что снижение окажется несколько меньшим. Мы, честно говоря, не ожидали такого быстрого восстановления мировой экономики, такого мощного экспортного спроса: жизнь оказалась лучше наших прогнозов и острая фаза падения оказалась короче, чем мы все ожидали. Видимо, сказались скоординированные действия центральных банков разных стран, которые начали одновременно проводить слабую денежную политику и активное стимулирование за счет бюджетов, увеличивая расходы на различные программы по стимулированию спроса – это сыграло свою роль. Но чем 2009 год оказался хуже, чем мы ожидали, так это тем, что российская экономика показала себя, мягко говоря, не сильно жизнеспособной, то есть вопреки ожиданиям многих экспертов фактически не проявилось импортозамещение. Рубль ослабел достаточно сильно к уровню начала осени 2008 года. Но на объемах промышленной продукции это никак не отразилось. Возможно, сказалось то, что наши соседи по СНГ девальвировали свои валюты сильнее, чем российский рубль, и мы стали и с ними конкурировать, и с Китаем, где курс юаня привязан к доллару. Но тем не менее случился такой неприятный факт: российская экономика не смогла найти никаких опор для своего роста в 2009 году за исключении привычной поставки сырья на экспорт. Получается, что наша экономика не двуногая даже, а вообще одноногая.
О слабости банковской системы
К сожалению, российские власти и в первую очередь Банк России пытаются сделать вид, что с отечественной банковской системой все в порядке, и поэтому сквозь пальцы смотрят на то, что банки приукрашивают свою отчетность, не заставляют их в полной мере признавать плохие долги. Во всех наших сценариях мы исходим из того, что российские банки будут в слабом состоянии в ближайшие два года и активного роста кредитования не будет. Мы не видим причин для ожидания каких-либо потрясений в 2010 году в банковской сфере. Мы говорим, что вялый кризис в банковской системе — это когда банки не кредитуют, привлекают депозиты — деньги населения им нужны, чтобы решать проблемы с текущей ликвидностью. В то же время невозврат кредитов, выданных ранее, не позволяет им кредитовать экономику. В этой ситуации банки могут жить достаточно долго. Перевести банковский кризис в острую фазу, как это мы наблюдали осенью 2008 года или в 2004-м и1998-м, может только какое-то внешнее потрясение. Например сценарий W — резкий рост цен на нефть и потом резкое падение.
О неэффективности государственной борьбы с кризисом
За последний квартал российское правительство декларирует, что кризис закончился и новых мер принимать не надо, так что анализировать то, что не делается, очень тяжело. В целом мы считаем что фискально-денежный пакет по поддержке экономики, если мерить его в процентах от ВВП, оказался в России одним из самых больших среди стран членов двадцатки. Если сравнивать с другими странами, такой пакет помощи должен был привести гораздо к более высоким результатам для российской экономики. Если взять статистические пакеты помощи и среднестатистические темпы роста стран двадцатки, то Россия должна была не минус 9% ВВП иметь по итогам 2009 года, а минус 5 — 6, то есть существенно отскочить от того дна, на которое оно упало в первом квартале. То, что этого не произошло, то, что практически три квартала экономика слегка поднимается за счет удорожания сырья на мировых рынках, говорит о том, что эти меры по поддержке экономики оказались низкоэффективными. Например, широко известна такая мера поддержки, как предоставление бюджетных гарантий по банковским кредитам. Но, как правило, эти гарантии даются предприятиям, которые находятся в тяжелейшем долговом тупике и не могут разрешить своих долговых проблем. Вместо того чтобы давать бюджетные гарантии хорошим предприятиям, у которых устойчивое состояние, которым нужны кредиты на развитие, даются бюджетные гарантии утонувшим в долгах предприятиям на то, чтобы банки им выдали новые долги.