Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

«В своей предпринимательской деятельности я часто сталкивался с ситуациями, когда приходилось давать взятки»

17 марта 2010 14:30
0
1996

Потерпевший Дмитрий ЗАРУБИН утверждает, что взяткой защищался от рэкета подсудимых. 

11-го и 12 марта в Омском областном суде продолжилось рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего начальника отдела аренды, оценки и отчетности территориального управления Росимущества по Омской области Игоря МАКАРЬЕВА и бывшего его подчиненного Алексея АБРАМЕНКО. Их обвиняют в совершении 11 эпизодов преступлений, предусмотренных п. а, в, г ч. 4 ст. 290 УК РФ — получение взятки (в общей сумме 1 млн рублей). Кроме того, подсудимых обвиняют в преступлении, предусмотренном ст. 159 УК РФ — мошенничество. В целом, по версии гособвинения, от действий подсудимых пострадали шесть предпринимателей. Судебное разбирательство ведет судья Алла МИХАЙЛОВА. Сторону обвинения представляют прокуроры прокуратуры Омской области Илья УМАНСКИЙ и Виталий КАМИНСКИЙ. Сторону защиты представляют адвокаты Наталья РОМАНОВСКАЯ и Вячеслав ПЕРИСТЫЙ (защита МАКАРЬЕВА), а также адвокат Александр НИКИФОРОВ (защита АБРАМЕНКО).

Версия потерпевшего

В отчете одна ставка, в заключении ТУ — другая
В этот раз был допрошен еще один из шести потерпевших предпринимателей — заместитель директора (он же учредитель) ООО «ЧП Зарубин Д. Ю.» Дмитрий ЗАРУБИН. Он рассказал, что арендует помещение продовольственного магазина у ОмГАУ по ул. Сибаковской, 4. Арендная плата устанавливалась ТУ по определенной методике расчета. Осенью 2006 года возникла необходимость вновь продлить договор аренды — ЗАРУБИН обратился в ОмГАУ, где ему объяснили, что с этого года договоры теперь будут трехсторонними, то есть с участием ТУ (до этого арендодателем был только вуз). В связи с этим необходимо произвести оценку рыночной стоимости арендной платы площадей, которые арендует ЗАРУБИН.

В ОмГАУ предпринимателю дали целый список оценщиков, но, по его словам, устно рекомендовали все же обратиться в Омский центр ТИЗ, так как якобы именно это предприятие советуют в ТУ Росимущества. ЗАРУБИН заказал оценочный отчет в Омском центре ТИЗ, по которому арендная ставка составила 141 рубль за 1 кв. м в месяц, что, по словам предпринимателя, вполне его устроило. Затем фирма ЗАРУБИНА отдала данный отчет в ОмГАУ, а вуз уже в ТУ Росимущества. Договор, по словам потерпевшего, долгое время так и не продлялся — на это в вузе отвечали, что ТУ сначала должно сделать свою экспертизу и дать на отчет положительное экспертное заключение. Через месяц сотрудница ОмГАУ сообщила ЗАРУБИНУ, что экспертное заключение ТУ готово, но арендная ставка в нем более 300 рублей за 1 кв. м в месяц. ЗАРУБИН удивился расхождению ставок, но сотрудница вуза отправила его разбираться в ТУ — дала контакты АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА. Предприниматель позвонил в ТУ — подсудимые назначили ему встречу в обеденное время на улице в районе кафе «Пеликан» на Тарской. По словам потерпевшего, неофициальность места встречи его удивила.

АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ при встрече вручили ЗАРУБИНУ заключение ТУ на оценочный отчет, где была указана арендная ставка 310-350 рублей за 1 кв. м в месяц. ЗАРУБИН, по его словам, недоуменно спросил, как так может быть, ведь в отчете, который он сдавал, ставка составляла всего 141 рубль за 1 кв. м в месяц... АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ пояснили ему, что отчет, о котором идет речь, не может быть принят за основу для заключения договора аренды, а ставка будет именно такая, которая указана в заключении ТУ.

— Я опешил. Понимал, что эта ситуация нездоровая, она вызывала у меня подозрения. Тем более что самого отчета моего мне не отдали, несмотря на то, что я попросил это сделать. АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ намекнули мне, что мой отчет с приемлемой для меня арендной ставкой может быть применен только в том случае, если я соглашусь на их условия. АБРАМЕНКО, подмигнув МАКАРЬЕВУ, написал пальцем по грязи на стекле рядом стоящей машины 60 тысяч рублей. Я был шокирован — предполагал, что с меня могут вымогать деньги, но не такую же большую сумму... — рассказал суду ЗАРУБИН.

«Вымогатели уехали со свистом, как в кино...»
По словам ЗАРУБИНА, он был возмущен, так как понимал, что его отчет был сделан на законных основаниях в госучреждении, поэтому сотрудники ТУ обязаны были принять его без какой-либо платы. Так как позиция АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА была непреклонна, предприниматель вынужден был согласиться передать им деньги — договорились, что передача состоится после того, как будет подписан договор аренды. В мае 2007 года АБРАМЕНКО позвонил ЗАРУБИНУ и сообщил, что договор со стороны ТУ подписан, нужно встретиться. По словам ЗАРУБИНА, он понимал, что теперь от него ждут денег. Предприниматель не заинтересован был платить, потому стал затягивать время и уклоняться от встречи. В конце мая ему позвонил МАКАРЬЕВ и в очень грубой форме (до этого чиновник изображал из себя молчаливого дипломатичного человека) сказал, что вынужден будет принять меры, если ЗАРУБИН и дальше будет уклоняться от встречи, и назначил место на стоянке по ул. Лермонтова.

Когда ЗАРУБИН подъехал, АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ уже ждали его в серебристой иномарке с госномером 555 — за рулем был АБРАМЕНКО. Оба вышли из машины. МАКАРЬЕВ показал ЗАРУБИНУ договор и сказал, что тот ведет себя непорядочно. АБРАМЕНКО взял этот договор и предложил предпринимателю сесть в машину.

— МАКАРЬЕВ остался на улице, озираясь по сторонам, изображая из себя разведчика. АБРАМЕНКО молчал. Я достал 60 тысяч рублей. АБРАМЕНКО приподнял коврик в салоне машины — я сунул туда деньги. Когда я вышел на улицу, вымогатели тут же уехали со свистом, как в кино. Я почувствовал к ним отвращение, так как они вели себя нагло и безнаказанно. Договор аренды остался у меня, он был продлен на 1 год, — пояснил потерпевший.

В конце лета 2008 года специалист по арендным вопросам ОмГАУ в частной беседе сообщила ЗАРУБИНУ, что АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ хотят вновь инициировать проведение оценки рыночной стоимости арендной платы. В августе предпринимателю позвонил АБРАМЕНКО и назначил встречу снова на улице, рядом со зданием ТУ.

— АБРАМЕНКО приехал в этот раз один. Начал говорить мне, что договор на следующий год должен быть продлен уже с новой арендной ставкой. Показал какой-то документ, где была указана ставка в 350 рублей за 1 кв. м в месяц. Я возмущенно спросил, чего ради такая большая ставка-то... А он мне — мол, инфляция... переоценку инициировал вуз... Сказал, чтобы я подумал. Потом он еще несколько раз мне звонил, и мы несколько раз встречались в разных местах — АБРАМЕНКО запугивал меня, что помещение, которое я арендую, хотят выставить на конкурс и т. п., — рассказал предприниматель.

«Чиновники могли нанести вред моему бизнесу своими полномочиями»
При очередной встрече потерпевшего с подсудимыми, осенью 2008 года на остановке в районе магазина «Радость», ЗАРУБИН прямо спросил их, чего они от него хотят. АБРАМЕНКО ответил, что ждет предложений ЗАРУБИНА.

— Я сказал им, что хочу, чтобы все осталось как в прошлый раз — раньше ведь было 60 тысяч рублей... МАКАРЬЕВ мне — а разве не 80 тысяч рублей... Я был в шоке — МАКАРЬЕВ оказался чиновником-взяточником, который к тому же еще и не помнит, сколько у кого денег берет... АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ пошептались. Активные действия всегда выполнял АБРАМЕНКО, но было видно, что контролировал все МАКАРЬЕВ — без него АБРАМЕНКО даже сумму назвать не мог. АБРАМЕНКО показал мне на дисплее сотового телефона цифру 100. Я уточнил, не веря глазам своим, 100 тысяч рублей?! У нас на предприятии и так было не очень хорошее финансовое положение, а тут еще и взятку увеличили — я был расстроен вдвойне. АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ еще посмеялись над моим телефоном. На своем телефоне я набрал цифру 80 — чиновники начали мне объяснять, что снизить цифру они не могут, перечисляли какие-то сложности, проблемы, от которых они меня спасают, запугивали конкурсами... в общем, им очень нужны были деньги. Я вновь вынужден был согласиться заплатить им за продление договора с приемлемой для меня арендной ставкой, — пояснил потерпевший.

По словам ЗАРУБИНА, в его предпринимательской деятельности ему часто приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ему приходилось давать взятки. В данном случае, как он утверждает, давая взятку, он защищался от неправомерных действий со стороны чиновников Росимущества. Он понимал, что если бы на месте АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА были бы другие люди, более порядочные, то ему не пришлось бы платить деньги за принятие оценочного отчета и продление договора аренды — он получил бы это само собой на законных основаниях. ЗАРУБИН утверждает, что с помощью взятки защищался от рэкета со стороны АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА:

— Я понимал, что АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ лгут ЗАРУБИНУ про конкурсы, ведь я относился к арендаторам-льготникам, чьи помещения не включают в конкурс. Но в то же время я понимал, что данные чиновники могли нанести вред моему бизнесу благодаря своим служебным полномочиям.

В феврале 2009 года АБРАМЕНКО позвонил мне и сказал, что допсоглашение о продлении договора аренды до 30 октября 2009 года со стороны ТУ подписано, что ставка осталась приемлемой — 140 рублей за 1 кв. м в месяц, настаивал на встрече. По словам ЗАРУБИНА, он не хотел вновь платить взятку, потому обратился в милицию. В своем заявлении предприниматель написал, что уже передал вымогателям АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВУ взятку в 60 тысяч рублей, а также, что они снова требуют с него уже 100 тысяч рублей. На Ленина, 2 с ЗАРУБИНА взяли согласие на участие в оперативном эксперименте, при понятых вручили ему 100 тысяч рублей, переписали номера купюр и т. п. ЗАРУБИН в этот же день, 24 февраля, созвонился и встретился с АБРАМЕНКО на ул. Тарской. Встреча проходила под контролем правоохранительных органов. АБРАМЕНКО сел в «Лексус» ЗАРУБИНА, они проехали в сторону ул. Орджоникидзе, не смогли развернуться и вернулись к зданию ТУ Росимущества. В машине АБРАМЕНКО вытащил подписанное допсоглашение и отдал его ЗАРУБИНУ. Предприниматель достал деньги, но АБРАМЕНКО побоялся брать их в руки — сказал положить их на консоль, попросил довезти его до столовой ветеринарного института на ул. Яковлева. Затем АБРАМЕНКО все-таки взял деньги и вышел из машины. ЗАРУБИН произнес контрольное слово, подтверждающее, что деньги у АБРАМЕНКО — тут же появились сотрудники правоохранительных органов и задержали АБРАМЕНКО на крыльце столовой.

Допрос потерпевшего

«АБРАМЕНКО был инструментом в руках МАКАРЬЕВА»

Прокурор КАМИНСКИЙ. Подсудимые говорили, куда делся ваш отчет, который вы делали в Омском центре ТИЗ?
ЗАРУБИН. Сказали, что он недействителен, что был отправлен обратно в ТИЗ, где его переделали, поэтому теперь ставка составляет 350 рублей за 1 кв. м. Хочу заметить, что оценщики выдают заказчику отчет в единственном экземпляре, который затем передается в ТУ. Получается, что чиновники могут с этим отчетом сделать все что угодно, хоть порвать и выбросить. К договору аренды-то прикрепляется всего лишь экспертное заключение ТУ, а не сам отчет — именно этот момент подсудимые и использовали для вымогательства денег. Получается, что у меня-то на руках не было документа, который бы подтверждал мои слова о том, что ставка в первоначальном отчете была 141 рубль за 1 кв. м, а значит, и не с чем было спорить, нечем было доказывать свою правоту.
Прокурор УМАНСКИЙ. Что же вас заставляло отдавать подсудимым деньги, раз вы понимали, что их действия незаконные?
ЗАРУБИН. С самого начала АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ, спрятав мой отчет, тем самым показали мне, что готовы на злоупотребление своими полномочиями по службе, чтобы не дать мне возможность продлить договор аренды законным способом. Я понял, что они способны на все. У них четко были распределены роли, была уже четкая схема по вымогательству денег с предпринимателей. МАКАРЬЕВ как начальник отдела аренды мог решать все вопросы, связанные с арендой, это было в его власти. АБРАМЕНКО был инструментом в руках МАКАРЬЕВА. Наибольшая угроза для моего бизнеса исходила от должностных полномочий МАКАРЬЕВА — я был убежден, что их хватит, чтобы создать мне много проблем. Они поставили меня в такие условия, в которых я вынужден был передавать им деньги, защищая свои законные интересы.
Прокурор КАМИНСКИЙ. Как по-вашему, помимо оказания воздействия на арендные ставки, подсудимые как-то еще могли повлиять на ваш бизнес?
ЗАРУБИН. У МАКАРЬЕВА были полномочия, которые позволяли ему сделать все что угодно. Например, в договоре аренды есть пункт — в случае возобновления этого договора на неопределенный срок арендодатель вправе предупредить арендатора о прекращении действия договора за 1 месяц. Кроме того, ТУ Росимущества проверяет своевременность уплаты арендных платежей, надлежащее использование помещений. Все это делало меня зависимым от ТУ и от МАКАРЬЕВА, начальника отдела, который контролировал все вопросы аренды госимущества.

Документы нигде не регистрировались

Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Экспертное заключение ТУ, которое вам якобы показывали подсудимые, носило официальный характер? Кем оно было подписано? Было ли оно зарегистрировано в ТУ, каковы были признаки официального документа?
ЗАРУБИН. Механизм документооборота между мной и ТУ сводился лишь к простой передачи из рук в руки — документы нигде не регистрировались. На мой взгляд, как раз этот момент и мог способствовать коррупционной составляющей в ТУ. Именно поэтому на заключении, как и на всех остальных документах, которые передавались мной в ТУ и получались обратно, не было никаких отметок, именно поэтому данный факт и не вызвал у меня каких-то подозрений.
Представитель ЗАРУБИНА. Почему вы раньше не обратились в милицию?
ЗАРУБИН. Потому что я был застигнут врасплох. Испугался, что МАКАРЬЕВ может злоупотребить своими полномочиями. Надеялся, что после того, как передам им взятку, они оставят меня в покое — в моем предыдущем опыте в подобных ситуациях обычно мне сразу же давали зеленый свет.
Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Когда впервые состоялось ваше общение с правоохранительными органами по поводу ваших отношений с ТУ Росимущества?
ЗАРУБИН. Осенью 2008 года меня по телефону вызвали в органы — спрашивали, есть ли у меня арендные отношения с ТУ. Речи о каких-то неправомерных действиях со стороны ТУ на тот момент не было. Каких-то прямых показаний против АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА я на тот момент не давал, официальных заявлений не писал. К тому же АБРАМЕНКО говорил мне, что до ТУ работал в милиции, поэтому я опасался неэффективности каких-либо официальных заявлений.


Адвокат РОМАНОВСКАЯ. А когда обратились в милицию с официальным заявлением?
ЗАРУБИН. На последней встрече — февраль 2009 года, точной даты не помню — АБРАМЕНКО мне серьезно угрожал, что договор аренды не будет подписан. Это и подтолкнуло меня к обращению в милицию.

«В науке есть такое понятие, как энерджентность..»

Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Аудиозаписи ваших разговоров с АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВЫМ от 3 октября 2008 года, которые имеются в материалах дела, вы сделали?
ЗАРУБИН. Нет, это записывал не я. Сотрудники милиции до этой встречи никаких записывающих устройств мне не передавали.

Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Где происходила эта встреча? Когда вам впервые стало известно о наличии таких записей?
ЗАРУБИН. Встреча была, скорее всего, на улице около здания ТУ. Об этих записях мне стало известно после задержания АБРАМЕНКО.

Адвокат РОМАНОВСКАЯ. В этот же день, 3 октября 2008 года, вы еще раз встречались с АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВЫМ, обсуждали с ними ту же тему?
ЗАРУБИН. Не помню.

Суд. В деле имеется еще одна аудиозапись от 3 октября 2008 года... Где происходила эта встреча?
ЗАРУБИН. Сейчас после прочтения стенограммы данной записи в суде я вспомнил, что эта встреча была на остановке в районе магазина «Радость». АБРАМЕНКО здесь два раза повторил мне фразу «мы решили пустить тебя по кругу» — я воспринял ее как реальную угрозу. На этой встрече мне была озвучена сумма еще одной взятки в 100 тысяч рублей. Действия АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВА нельзя рассматривать отдельно друг от друга, иначе они будут терять всякий смысл, так как АБРАМЕНКО в общении со мной часто блефовал, а МАКАРЬЕВ не высказывал прямых угроз. За все время общения с ними я понимал, что имею дело с группой, во главе которой стоит МАКАРЬЕВ. В науке есть такое понятие, как энерджентность — наличие у системы свойств, отсутствующих у составляющих ее элементов. Считаю, что система, которую создали подсудимые для заработка с помощью вымогательства денег у предпринимателей, полностью соответствует понятию энерджентности.
Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Сейчас какие-либо материальные претензии имеете к подсудимым? Насколько мне известно, гражданский иск вы не заявляли...
ЗАРУБИН. Да, иска пока нет, но возможно, что я потребую возместить мне 60 тысяч рублей, которые я передал в качестве взятки.


А была ли вообще в ТУ канцелярия?

Адвокат НИКИФОРОВ. Что вам мешало самому прийти в канцелярию ТУ и официально сдать туда все документы, зарегистрировать их?
Суд. Пока не ясно, была ли вообще в ТУ Росимущества на тот момент канцелярия — свидетели об этом не упоминали.

ЗАРУБИН. Вот именно, к тому же подсудимые по своей инициативе назначали мне встречи на улице, а не в ТУ, и сами инициировали передачу документов из рук в руки. В их полномочиях я не сомневался.

АБРАМЕНКО. Ваша честь, потерпевший в своем свободном рассказе пояснил, что с 2006 года договоры аренды госимущества стали тройственными, и в качестве арендатора теперь указывались вуз и ТУ. В договоре же ЗАРУБИНА от 1 мая 2007 года арендатором указан только ректор ОмГАУ... к тому же в материалах дела имеется только допсоглашение №2 к данномудоговору, а допсоглашения №1 нет. Могу объяснить это только тем, что ЗАРУБИН и вуз самостоятельно заключили между собой это соглашение и просто не представили его в ТУ.

ЗАРУБИН. Это ложь.
АБРАМЕНКО. Тогда где это допсоглашение №1, представьте его.

На следующей неделе судебное слушание продолжится, «КВ» будут следить за ходом разбирательства.


О суде над АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВЫМ см. публикации:
«Чиновники Росимущества предстали перед омским судом» в «КВ» №5 от 10 февраля 2010 года,
«К нам в офис позвонили милиционеры и спросили...» в «КВ» № 6 от 17 февраля 2010 года,
«Как же АБРАМЕНКО удалось держать вас...» в «КВ» № 7 от 24 февраля 2010 года,
«На механизм установления арендных ставок АБРАМЕНКО и МАКАРЬЕВ повлиять не могли» в «КВ» № 8 от 3 марта 2010 года,
«Абсолютно непонятно, кто и за что отвечает в ТУ Росимущества по Омской области» в «КВ» №9 от 10 марта 2010 года.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Вынесен приговор Анне ГЕРМАН за покушение на сбыт килограмма наркотиков в СФО

Жительнице Омска – матери двух малолетних детей – грозило до 20 лет лишения свободы

22 ноября 19:30
0
276

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.