За ответами на вопросы, которые прозвучали в открытом письме Сергея КРУГЛОВА, «КВ» обратились к генеральному директору ОАО «Омский аэропорт». Как пояснил Михаил БЕРМАН, он не является сторонником обсуждения серьезных вопросов путем публикации открытых писем в СМИ, тем не менее не отказался прокомментировать обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ несколько важных тем, которые поднимает бывший гендиректор аэропорта.
— Михаил Львович, в своем открытом письме Сергей КРУГЛОВ уверяет, что судебное решение по запрету строительства высотных зданий в районе аэропорта не исполняется…
— Если у КРУГЛОВА есть вопросы, он всегда может записаться ко мне на прием, высказать свои замечания, а если его замечания будут иметь под собой основания, то мы к ним, безусловно, прислушаемся. Сергей Федорович отработал в авиационной отрасли продолжительное время, и в его профессионализме сомневаться не приходится. Да, проблема с высотными зданиями, безусловно, имеет место, но я бы не стал так категорично утверждать, что решение суда не исполняется. В данный момент, насколько мне известно, строительство новых зданий не ведется. И аэропорт, кстати, предпринимает множество усилий для решения этой проблемы. Ничуть не меньше чем в то время, когда предприятием руководил Сергей КРУГЛОВ. Еще могу сказать, что на ближайшем заседании областной аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, которую возглавляет первый заместитель председателя правительства Омской области Валерий БОЙКО, по инициативе аэропорта тема высотных зданий будет вынесена на рассмотрение. Необходимо принять решения по действиям в отношении уже построенных зданий и понять, что нужно делать, чтобы не допустить нарушений при новом строительстве.
— А что с Птичьей гаванью?
— Мы эту тему тоже не оставляем без внимания. Например, по инициативе аэропорта проведена независимая экспертиза, которая дала свое заключение по количеству и по видовому составу птиц, гнездящихся в Птичьей гавани, а также той опасности, которую они представляют. Этот вопрос также будет обсуждаться в ходе заседания аэропортовой комиссии.
— Хотелось бы понять, и чем завершился спор по земле аэропорта, которую выкупила в свое время авиакомпания «Антей». В чем суть подписанного мирового соглашения?
— Никаких мировых соглашений не заключалось, был взаимный отказ от исков. На самом деле между аэропортом и компанией «Антей» было несколько затяжных судебных споров. В одном из них обжаловалась сделка по продаже компании «Антей» земельных участков. Причем сам аэропорт в этой сделке участия не принимал, участки были реализованы по распоряжению уполномоченного органа – территориального управления Росимущества. С моей точки зрения, как директора ОАО «Омский аэропорт», данный судебный спор был абсолютно бесполезен для компании. Поскольку я не вижу никаких выгод для предприятия в случае победы, то не вижу и необходимости отвлекать на этот спор силы и средства. Иначе говоря, предприятию совершенно неважно, кто именно является собственником этих земельных участков – Российская Федерация или какая-либо компания. Главное, чтобы собственник не препятствовал выполнению наших прямых задач. И мы совместно с авиакомпанией «Антей» пришли к компромиссному решению по всем вопросам. В результате был заключен договор аренды на все объекты, которые принадлежат на праве собственности авиакомпании «Антей». Тем самым мы прекратили бесперспективные судебные тяжбы по нескольким искам, в том числе по искам авиакомпании «Антей» к аэропорту, и исключили возможность нахождения их сотрудников на нашей территории. Могу сказать и ставку аренды – это не секрет.
— Было бы любопытно…
— Мы арендуем у компании «Антей» административное здание площадью более 600 кв. метров, склад, в 600 кв. метров, еще несколько зданий. И ежемесячно платим за все это 50 тысяч рублей. Думаю, что это крайне невысокая ставка аренды. И арендуемые помещения, на мой взгляд, для нас совсем не лишние. Часть служб аэропорта расположены территориально слишком далеко, что существенно затрудняет их работу, теперь эти службы переедут внутрь территории, это гораздо удобнее. А высвобождаемые площади, как не используемые в производственном процессе, мы планируем реализовать.
— Здание бывшего аэровокзала местных линий тоже будете продавать?
— Да, это здание также планируется к реализации. В настоящее время завершены работы по оформлению правоустанавливающих документов и независимой оценке данного объекта недвижимости. Решается вопрос с банком, у которого объект находится в залоге. Получено предварительное одобрение сделки со стороны совета директоров. Освободившись от непрофильных активов, аэропорт не только сократит затраты на их содержание, но и получит дополнительные средства, которые будут инвестированы в развитие предприятия.
— Сколько планируете выручить за аэровокзал местных линий?
— Не хотелось бы озвучивать цифру раньше времени. Могу только сказать, что мы проведем открытый аукцион и продадим этот объект по максимальной возможной цене.
— Я так подробно спрашиваю, поскольку продажа любой недвижимости аэропорта всегда вызывает резонанс. Комплекс зданий аэропорта Омск-Федоровка был реализован по балансовой цене – и сразу пошли вопросы…
— Сделка по продаже объектов аэропорта Омск-Федоровка была, я считаю, абсолютно законной, жизненно необходимой и обоснованной со всех точек зрения. С точки зрения государственного подхода она абсолютно логичное продолжение процесса консолидации имущественного комплекса строящегося аэропорта в рамках одного собственника – Омской области в целях наилучшей организации строительства нового аэропорта. Федеральные объекты, я напомню, были переданы в собственность Омской области безвозмездно. А та часть, которая являлась собственностью ОАО «Омский аэропорт», была Омской областью выкуплена. Причем за реальные и весьма немалые деньги. Для экономики ОАО «Омский аэропорт» продажа этих объектов – большое облегчение, ведь на содержание объектов Федоровки до настоящего времени аэропорт тратил более 15 млн. рублей в год. Это совершенно непрофильный актив, и я удивляюсь, по правде сказать, почему вопрос отчуждения этих объектов в пользу государства не был решен раньше. Все остальное — утверждения по поводу заниженной цены или возможности продажи третьим лицам не что иное как демагогия и популизм. Если у кого-либо из миноритарных акционеров аэропорта иная точка зрения по этому вопросу, у них есть право обжаловать эту сделку в установленном законом порядке.
— А куда использовались областные деньги, вырученные за объекты Омск-Федоровки?
— Эти средства целевым образом были направлены на погашение задолженности перед ЗАО «Газпромнефть-Аэро», которая возникла не в период моего руководства, если уж говорить прямо, и долго висела над нашим предприятием тяжким бременем. Непогашение данной задолженности до конца 2009 года могло бы привести к потере ТЗК – топливо-заправочного комплекса, что в сегодняшних условиях для предприятия смерти подобно.
— Куда еще планируется вкладывать деньги?
— На предприятии принята инвестиционная программа. Средства предполагается вкладывать в первую очередь в завершение реконструкции аэровокзала, а также модернизацию ТЗК, приобретение оборудования. Кроме того, мы планируем продолжить работу по завершению реконструкции аэродрома. На сегодняшний день у нас введены ограничения по приему ряда воздушных судов – и это очень серьезная проблема. Поскольку аэродром – объект федеральной собственности, для его реконструкции мы планируем привлечь средства федерального бюджета.
— Не совсем понятно. Самолет президента в Омске приземлялся, значит, теоретически длины полосы хватает, чтобы принимать тяжелые воздушные суда…
— Длины полосы у нас хватает. Проблема — в состоянии части рулежных дорожек и перрона. Хотя посадка президентского самолета была для нас, прямо скажем, нерядовым событием. Впервые за всю историю аэропорта Ил-96 совершил посадку в Омске. Разрешение на прием данного типа воздушного судна мы получили, но при этом надо признать, что нам погодные условия помогли. Была низкая температура, а в условиях низких температур крепчает все, в том числе взлетно-посадочная полоса. Ну и, конечно, большая работа проведена была коллективом по поддержанию необходимого состояния аэродрома в целом. Я сам смотрел, как президентский Ил-96 приземлялся. Он на середине полосы уже просто докатывался. Летом было бы сложнее.
— Не могу не спросить об итогах работы аэропорта в 2009 году. Удалось ли завершить год с прибылью? Какова вообще прибыль, если она была?
— По итогам года чистая прибыль составила около 2 млн рублей. Конечно, она не очень большая, но ее наличие само по себе уже положительный момент. Прошедший год был нелегким не только для аэропорта, но и для всей отрасли.
— Сейчас аэропорт работает рентабельно?
— В январе были убытки, правда в меньшем объеме чем было запланировано. В феврале мы вышли практически в ноль. Деятельность аэропорта традиционно носит ярко выраженный сезонный характер. Первый и последний квартал года – планово-убыточны. В зимние месяцы резко уменьшаются объемы перевозок и, соответственно, доходы, а постоянные затраты аэропорта тем не менее достаточно высоки. Все зимние убытки, как правило, компенсируются за счет летнего периода, и я смотрю на наши перспективы достаточно оптимистично.
— Летом ожидается увеличение перевозок?
— Конечно. В настоящее время идет работа по подготовке весенне-летнего расписания, и увеличение объемов ожидается объективно. Планируется выполнение прямых рейсов в Германию. Уже открыты продажи в Ганновер и Дюссельдорф. Многие авиакомпании изъявляют желание выполнять рейсы на популярных направлениях – Турция, Греция, Египет, Сочи, Краснодар. Ведется работа и в других направлениях.
— А что с «Ямалом», кстати? Эта авиакомпания то собирается летать из Омска, то передумывает.
— В настоящее время, насколько я знаю, «Ямал» планирует вернуться. У них в планах несколько направлений – Германия, Сочи, Баку, Ереван. Мы не возражаем, естественно. Нам интересны эти направления. Мы считаем их перспективными и нужными. Ну а насколько планы авиакомпании «Ямал» реализуются – пока ничего не могу сказать.