Заседание дискуссионной площадки «Долой административные барьеры!», которое состоялось 27 мая 2010 года в рамках работы областного предпринимательского форума «Свое дело – твой успех», было посвящено возможностям решения основной, на взгляд чиновников, проблемы малого бизнеса – снижению излишнего административного давления со стороны государственных органов, осуществляющих контрольные функции. И хотя в дискуссии согласился принять участие даже первый заместитель губернатора Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО, предполагаемого живого общения на встрече омского бизнеса и представителей контрольных ведомств не получилось. Бизнес не нашел времени для дискуссий, и за все предпринимательское сообщество отдувался глава общественной организации «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» Вадим МОРОЗОВ.
Закон суров, но это закон
— Нет смысла, наверное, обсуждать, в какой сфере государство должно способствовать развитию малого бизнеса, пока существует огромное количество сложностей, которые создает само же государство, одной рукой помогая в работе, другой – выстраивая систему бесконечных согласований и проверок, — начал с главного предполагаемую дискуссию первый заместитель председателя регионального правительства Андрей БЕСШТАНЬКО. — Первый указ по поводу негативного влияния государственных органов на развитие бизнеса издавал еще Борис ЕЛЬЦИН в 1998 голу, который так и назывался: «О снятии административных барьеров в развитии бизнеса». Все помнят и пакет антикоррупционных законов Германа ГРЕФА в 2001 году, который предоставил хозяйствующим субъектам возможность влиять на деятельность проверяющих органов. Но, при всем этом, борьба с административными барьерами, на мой взгляд, в значительной части движется по кругу.
В 2002-2003 годах, по словам Андрея БЕСШТАНЬКО, объем проверок, которые осуществлялись контрольными органами, действительно снижался, но ситуация с нестабильностью в отраслевом законодательстве, с постоянно растущим количеством подведомственных актов практически заново поставила проблему административных барьеров к 2008 году. И тогда с подачи президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА все опять заговорили о том, что «пора перестать кошмарить бизнес». В конце 2008 года был принят и памятный Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который воспринимался тогда как значительный шаг вперед. Но при этом, как считает Андрей БЕСШТАНЬКО, сама формула регулирования бизнеса осталась прежней с 2001 года, поэтому эффективность нового закона не слишком высока.
— Как предприниматели учатся обходить законодательство, так и люди, наделенные контрольными функциями, во многом добросовестно исполняющие свои обязанности, нашли лазейки в законе, который должен был снизить административную нагрузку на бизнес, — пояснил свою мысль Андрей БЕСШТАНЬКО. — Количество плановых проверок в последнее время действительно снизилось, и это отмечают все общественные организации предпринимателей, но при этом увеличилось количество внеплановых проверок по определенной тематике и количество проверок по ранее выданным предписаниям. И очень многие аспекты понятия «административный барьер» вообще никак не урегулированы на уровне законодательства. Прежде всего я имею в виду огромное количество согласований, которые очень серьезно усиливают нагрузку на малый и средний бизнес.
Наблюдение за наблюдателями
Весьма натянутые отношение с Федеральным законом № 294-ФЗ и у контролирующих инстанций. В том виде, в котором законодательство о защите бизнеса от административных барьеров существует сегодня, оно, по словам заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Нины РЯПОЛОВОЙ, не устраивает никого – ни предпринимателей, ни контрольные органы.
— На наш взгляд, недостаточна и добросовестность предпринимателей, — считает Нина РЯПОЛОВА. – Очень часто мы, проверяя выполнение своих предписаний, опять находим те же самые нарушения. Конечно, предприниматели недовольны. Но мы, как надзирающий орган, просто обязаны реагировать на нарушения санитарного законодательства, которые действительно несут угрозу жизни и здоровью потребителей. Если говорить об усилении ответственности Роспотребнадзора за неправомерные действия, то мы к этому готовы. Но нужно одновременно ужесточить ответственность и самих предпринимателей. Рост количества жалоб, которые поступают к нам от жителей Омска и Омской области, нас очень настораживает. А мы сегодня можем прийти на предприятие с плановой проверкой только один раз в три года. Причем мы ничего не скрываем. Весь план, согласованный с прокуратурой Омской области, доступен на нашем официальном сайте. В итоге, когда мы приходим на предприятие с проверкой, некоторые предприниматели успевают сменить форму собственности. И снова мы три года не имеем права его проверить.
Сложности, которые вносит в работу закон о защите прав предпринимателей, отметил даже представитель антимонопольного органа. Как осторожно заметил заместитель руководителя Омского УФАС Вадим КАБАНЕНКО, антимонопольное ведомство оказалось сегодня в двойственном положении. С одной стороны, у ведомства есть полномочия по оценке деятельности органов власти всех уровней на предмет ограничений в работе предпринимателей. С другой стороны – оно само является контролирующим органом, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, то есть подпадает под действие ограничений в части количества проверок бизнеса.
— Исходя из опыта могу сказать, что Федеральный закон № 294-ФЗ действительно внес в нашу работу определенные трудности, — признает Вадим КАБАНЕНКО. — Иногда, когда проверка и необходима, мы понимаем, что процесс ее согласования может занять столько времени, что мы просто можем опоздать с реагированием.
По поводу административных барьеров не беспокоятся только пожарные. У них уже есть вариант – система аудита пожарной безопасности. Эта система, по мнению заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору в Омской области Юрия ХАРИНИНА, и является тем самым универсальным способом снижения количества проверок и вообще любого взаимодействия малого бизнеса с Госпожнадзором.
— В техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, который вступил в действие с 1 мая, предусмотрена такая форма, как аудит пожарной безопасности, и в большей степени это нововведение касается как раз объектов малого и среднего бизнеса, — рассказал собравшимся Юрий ХАРИНИН. – Владельцы объектов могут получить заключение о его соответствии правилам пожарной безопасности и не опасаться проверок. На объекты, по которым есть положительное заключение экспертизы, мы уже не пойдем, соответственно, снизится и административная нагрузка на малый и средний бизнес. Самоорганизация – путь к победе?
Точку зрения предпринимателей на взаимоотношения с государством высказал, по сути, только глава областной общественной организации «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» Вадим МОРОЗОВ, поскольку остальные омские предприниматели дискуссионную площадку по каким-то причинам проигнорировали.
— Предприниматели у нас действительно разные, — вынужден был согласиться с критикой Вадим МОРОЗОВ. — У кого-то опыт работы более 15 лет, а кто-то работает полгода-год. И нужно учесть, что неопытный предприниматель может ошибиться неосознанно, по причине недостаточности знаний или невозможности оплачивать услуги юриста.
Как подчеркнул Вадим МОРОЗОВ, он не призывает к тому, чтобы для неопытных предпринимателей создавались тепличные условия. За таких предпринимателей должно нести ответственность предпринимательское сообщество. И реагировать должным образом через общественные, саморегулируемые организации предпринимателей, которые способны выстроить внутреннюю систему оценки и ответственности за действия своих членов.
— Но нужны не пиар-сообщества предпринимателей, которые занимаются только выездами на природу, — не забыл добавить Андрей БЕСШТАНЬКО. — А такие организации, которые возьмутся за решение сложных, неприятных проблем.
Снизить градус общего пафоса дискуссии попытался только представитель бизнес-науки. По мнению заведующего кафедрой экономической теории и предпринимательства экономического факультета ОмГУ Евгения КАПОГУЗОВА, саморегулирование как альтернатива государственному регулированию тоже не решит всех проблем, поскольку саморегулирование, снимая одни проблемы, тянет за собой другие.
— Опыт создания в России саморегулируемых организаций в некоторых сферах бизнеса уже показал, что саморегулирование почти сразу ведет к ограничению конкуренции на рынках, — отметил Евгений КАПОГУЗОВ. — Малые предприятия уходят с рынков, поскольку не в силах выплачивать страховые взносы в СРО. И здесь нужно искать золотую середину. В некоторых случаях госконтроль для предпринимателей даже предпочтительней, поскольку он обременяет меньше, чем участие в СРО. А вопрос чрезмерности проверок со стороны контрольных органов можно решить системой страхования ответственности проверяющих. На мой взгляд, государство должно отвечать финансово и за чрезмерное влияние на бизнес. Эта тема обсуждается давно, но пока все ограничивается словами, что в бюджете отсутствуют средства на эти цели.
После чего все участники дискуссии были вынуждены согласиться с мыслью Андрея БЕСШТАНЬКО о том, что административные барьеры – это данность, с которой мы будем иметь дело всегда. А своеобразно подытожил дискуссию министр экономики Омской области Игорь МУРАЕВ, который к концу не выдержал и честно признался, что иногда искренне завидует предпринимателям, о которых государство проявляет заботу.
— Читая закон о защите прав предпринимателей, порой ловишь себя на мысли, что было бы неплохо распространить требования этого закона и на органы власти, — заметил Игорь МУРАЕВ. – Органы исполнительной власти порой проверяют еще больше, чем предпринимателей. Когда я был еще заместителем министра строительства и ЖКК, специально подсчитывал количество проверок. В течение одного года наше министерство проверили 14 раз. В каждом органе исполнительной власти есть даже специальные кабинеты для проверяющих. И эти кабинеты, я вам скажу, никогда не пустуют.