В понедельник, 12 июля, губернатор Омской области провел пресс-конференцию, на которой озвучил предварительные итоги социально-экономического развития Омской области за первое полугодие 2010 года и ответил на многочисленные вопросы представителей омских и областных СМИ. Предлагаем вниманию читателей «КВ» выдержки из пресс-конференции главы региона.
Об инвестиционной программе
Не так-то просто создавать новую экономику, новые трудовые отношения. Это очень сложные общественные процессы. И если кто-то внимательно наблюдает за работой исполнительной власти, то он не может не заметить, что я все время нахожусь в эпицентре каких-то событий, которые считаю очень важными и нужными. И показываю собственный пример, который заставил бы остальных работать. По-другому, к сожалению, не получается. Когда премьер-министр говорит, что он вынужден антикризисную программу выполнять в ручном управлении – этот тот же самый пример, только на другом уровне. Возьмите стекольный завод – последнюю новинку нашей инвестиционной программы. 99% за то, что он мог в Омске не появиться вообще, против 1% за то, что он появился. Инвесторы завода мне так и говорят: до сих пор понять не можем, зачем мы его вообще здесь построили. Сырье для него нужно возить со всех концов страны – из Казахстана, из Поволжья, с Урала. Но раз уже построили, то теперь от этого никуда не деться. Шведы тоже сдали в Омске торговый комплекс ИКЕА, и больше по России ИКЕА они не строят. В общем, привлечение инвесторов – это очень специфическая деятельность, которая требует личного и заинтересованного участия всех – начиная с губернатора и заканчивая самым низшим звеном. А если подготовить решение и думать, что все бросятся сразу его выполнять, такого и не было никогда.
О доходной части бюджета
Оживление экономики, рост объемов промышленного производства не всегда сопровождается ростом объемов прибыли и адекватными поступлениями в доходную часть бюджета. Да, положительная тенденция есть, но рассчитывать, что вот сейчас мы вернемся к бюджетным доходам, которые были до 2008 года, было бы наивно. Нужно сначала восстановить потенциал, который был, успокоить бизнес, связать это с тенденциями, которые происходят в целом в экономике, и тогда уже говорить о результатах.
О ЧУБАЙСЕ и деньгах Роснано
Мы активно работаем с Роснано по отдельным проектам, и у меня есть, конечно, свое мнение по поводу тех возможностей, которые мы можем получить, но сейчас еще трудно говорить о чем-то конкретном. Со стороны Роснано идет накопление информации по проектам, и они работают в этом направлении со всей страной. Роснано собирает проекты, мы дали им свои предложения. Будет ли какой-то финансовый эффект от этой работы – еще не очень понятно. Но мы на это надеемся, естественно. Я стараюсь, как вы сами видите, вообще никакого шанса не упустить, даже самого призрачного, если это касается привлечения средств для развития экономики области. Приедет Анатолий Борисович – очень хорошо. Будем разговаривать. Но какого-то такого душевного трепета по поводу его приезда у меня нет.
О ТГК-11
Мы продолжаем вести переговоры по поводу перерегистрации ТГК-11 из Новосибирска в Омск. И это наше требование – оно вполне закономерное. Согласитесь, странно, когда порядка 70% мощностей компании находятся в Омске, а налоги при этом получает Новосибирск. Может, кому-то безразлично, что наши деньги уходят в другой регион, а мне нет. Если мы так щедро будем все раздавать, то что тогда останется у нас – налог с физических лиц? Наверное, этот вопрос был поставлен резко. Может, просто время подошло, чтобы ставить его именно так. Пусть ТГК-11 будет если не у нас, то хотя бы в Москве, по крайней мере. Но никак не в Новосибирске. Мы любим, конечно, своих соседей, но не настолько.
О ценах на омское зерно
В связи с засухой в европейской части России интерес рынка к сибирскому зерну, естественно, растет. Интерес будет иной, чем в прошлом году. Да он и сейчас уже иной. Еще две недели назад тонна продовольственной пшеницы стоила 3-3,5 тысячи рублей, а сегодня – 4,5 тысячи рублей. Мы прогнозируем, что к осени цена поднимется еще выше – до 6 тысяч рублей за тонну, а эта цифра уже гарантирует высокую окупаемость продукции растениеводства. Если касаться будущего урожая, то мы не ждем, что он будет в пределах 4 млн тонн, как осенью 2009 года. Но чуть более 3 млн тонн, полагаю, мы соберем. В Омской области нет таких зон, где была бы острая засуха. В целом на полях благоприятная обстановка, и мы сегодня думаем больше не о пшенице, а о грубых кормах, заготовке которых погода не очень благоприятствует.
Об инвесторах в аграрном производстве
Осторожность крестьян, которые уже напоролись на различных недобросовестных инвесторов, я лично могу понять. От некоторых хозяйств сегодня уже не осталось вообще ничего – ни скота, ни техники. Нужно, конечно, смотреть: кто приезжает, зачем и какие это инвесторы. Безоглядно доверять нельзя никому. И в вопросе передачи земельных паев в долгосрочную аренду я сторонник осторожного подхода. Земля – это совершенно особая субстанция.
О кадастровой оценке земли
На самом деле, если бы не было кризиса и торможения строительного рынка, никто бы и не заметил никаких проблем. Кадастровая оценка в Омской области делалась под определенную ситуацию. Ситуация изменилась. Значит, и мы теперь должны изменить подходы. Мы имеем право заявить о новой кадастровой оценке после 1 января 2012 года, и мы это обязательно сделаем. Пусть предприниматели не волнуются, решение правительством на этот счет принято. Всем, кто занимается землей, задачи уже поставлены, деньги на проведение этой работы в бюджете 2011 года уже предусмотрены – 35 млн рублей. Я думаю, что в работе по новой переоценке кадастровой стоимости земли мы будем придерживаться большей гласности на всех этапах ее проведения, чтобы это не было тайной мадридского двора и чтобы новая кадастровая стоимость земли была понятной. И, самое главное, справедливой.
О таможенном союзе
Трудно пока говорить о каких-то результатах таможенного союза. Он только что рожден, этому рождению предшествовала большая, вязкая работа, которая шла, по крайней мере, в течение 7-10 лет. Медленно шли к этому союзу Россия, Белоруссия и Казахстан. Да, теоретически мы рассчитываем, что свободное перемещение товаров и услуг будет способствовать развитию бизнеса. Этого мы все ждем. Но это еще только должно случиться.
О расследовании по факту ДТП на Красноярском тракте
Для меня не были неожиданностью выводы комиссии МВД, но что бы сегодня в МВД ни писали, как бы ни зализывали пятна на своем мундире, для меня ситуация совершенно ясна. Никто не сможет снять моральной и нравственной ответственности с должностных лиц, которые обязаны были обеспечить безопасность передвижения колонны с детьми. Свою функцию они не выполнили, не обеспечили безопасность, не обезопасили колонну, не помогли этой колонне избежать аварийной ситуации. Можно, конечно, сейчас заниматься не проверкой наличия проблесковых маячков или ремней безопасности в автобусах, которые нужно было обследовать еще до начала движения, можно спрятаться за инструкцию или норматив, но я не считаю, что это тот путь, который хорошо характеризует деятельность ведомства. Почему такое вообще случилось? Это что, какой-то фатальный случай? Так мы не фаталисты и в случайность не верим. На мой взгляд, это ДТП с детьми свидетельствует о разложении, о потере ответственности в правоохранительном ведомстве. И требования о повышении ответственности, которые выдвигаются и со стороны общества. и с моей стороны – они совершенно обоснованны, я считаю. А какие выводы будут сделаны – покажет время. Но выводы должны быть сделаны.
Об обманутых дольщиках
Вы знаете, я уверен, что существуют какие-то тормозящие факторы во всей этой истории с дольщиками. И сбрасывать их со счета нельзя. Почему после прекращения работы областной комиссии по проблемам дольщиков не дала результатов работа муниципальной комиссии, которая продолжает работать? Мне трудно ответить на этот вопрос, но я думаю, что в данном случае мы опять сталкиваемся с примером, когда для получения результата кому-то нужно взять ответственность на себя. Понятно, что желающих брать ответственность мало. С МАТРОСОВЫМИ у нас вообще напряженка, а тем более, когда вопрос очень сложный. Ведь здесь мы вторгаемся в сферу взаимоотношений частного лица и коммерческой структуры. Можно вообще сказать, что это не дело власти. Ведь дольщики, когда заключали договоры, совета у власти не спрашивали. Они почему-то доверились людям, которые называли себя инвесторами и обещали построить им квартиры, а теперь они спрашивают: куда смотрела власть, куда смотрел губернатор? Конечно, все это непросто. Я же не могу заключить договор с каждым дольщиком, дать ему денег и сказать: иди и достраивай свое жилье. Тогда бы мне был прямой путь в СИЗО. Но власть действительно не может не вмешаться, если социальная проблема есть. И решение по этому поводу мной уже принято. Соответствующие поправки в бюджет мы внесем, и проблемные дома обязательно достроим. Думаю, что в основной части с проблемой дольщиков в 2010 году мы закончим. Если в 2009 году мы смогли обеспечить сдачу жилых домов для 7,5 тысячи дольщиков, то и в этом году вполне сможем решить вопросы со сдачей еще порядка 30 домов, чтобы еще 3,5-4,5 тысячи дольщиков получили свое жилье.
Об онкологических заболеваниях
Количество онкологических заболеваний в области приблизилось вплотную к количеству сердечно-сосудистых заболеваний, что не может, естественно, не вызывать тревогу. Причем это проблема не только Омска. Многие говорят: вот в городе экология плохая и это является причиной роста онкологической заболеваемости. Но когда смотришь статистику по области, то Омск здесь далеко не в худшем положении. А самая высокая заболеваемость онкологией вообще в Муромцевском районе.
О дорогах
У меня нет ощущения, что нашу область как-то сильно обходят федеральными деньгами. По Сибирскому федеральному округу мы ничем не выделяемся и получаем средства на строительство дорог практически в таком же объеме, как и Новосибирск, и Красноярск, и Кемерово. Другой вопрос, что выделяемых средств недостаточно и для Новосибирской области, и для Омской области. Вызывает большую озабоченность и состояние дорог в самом областном центре. Проблема ведь не только в улицах Красный путь, Орджоникидзе или Маяковского. Речь идет о сотнях дорог квартальных и межквартальных, которые вызывают раздражение у жителей. Проблем ведь не скроешь, едва ли не треть омичей сидит сегодня за рулем, и известным нежным местом ощущает качество дорог. Естественно, накапливается раздражение. И вне зависимости от того, будет ли выделять федеральный бюджет деньги на дороги городу Омску или не будет, мы должны находить деньги в консолидированном бюджете области и интенсивно заниматься их ремонтом и восстановлением.