Открытое письмо в Генеральную прокуратуру РФ от омичей-дольщиков многоквартирного дома № 3 по улице 70 лет Октября в Кировском округе Омска, оставшихся и без квартир, и без средств.
Мы полагаем, что с 2014 по 2022 год в отношении нас совершались мошеннические действия, в результате которых нам был причинен значительный ущерб: мы оказались лишены квартир № 81, 82, 120, 130, 134 в многоквартирном доме № 3 по улице 70 лет Октября в Кировском округе Омска, а также средств, за них уплаченных. На текущую дату общая сумма причиненного нам ущерба, по нашим подсчетам, не менее 30 млн рублей с учетом актуальной стоимости квартир в этом доме.
Квартиры тогда еще в строящемся доме были приобретены нами в 20-х числах июня 2016 года у ООО «Спецмонтаж», генерального подрядчика, получившего их у застройщика АО «ТПИ «Омскгражданпроект» в счет строительных материалов, отгруженных для возведения объекта, и в счет выполненных работ. Средства за квартиру были внесены в кассу ООО «Спецмонтаж», хотя их был обязан принимать застройщик, а не подрядчик. Было возбуждено уголовное дело, которое затем было прекращено.
Тем не менее тогда нам на руки выдали договоры цессии, договоры на участие в долевом строительстве, справки о взаиморасчете между ООО «Спецмонтаж» и АО «ТПИ «Омскгражданпроект». А также – и это очень важно – трехсторонние соглашения между ООО «Спецмонтаж», АО «ТПИ «Омскгражданпроект» и непосредственно нами, дольщиками. Этот документ как нельзя лучше доказывает: все три стороны согласились в том, что сделка состоялась. И состояться она без полной оплаты покупателями, разумеется, не могла.
Все выданные нам документы имеют подлинные печати и подписи – что было установлено экспертизой в ходе судебных разбирательств – в том числе корешки от приходных кассовых ордеров, доказывающие, что средства были приняты в кассу «Спецмонтажа». Договоры на участие в долевом строительстве зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, что также было подтверждено в судебных процессах. Это означает, что у застройщика была соблюдена вся процедура оформления документов, что безусловно давало нам основания полагать, что цедент ООО «Спецмонтаж» был правомочен совершать уступки, в соответствии с положениями ст. 390 ГК РФ. Все документы были подписаны непосредственно руководителями компаний, скреплены печатями, сфальсифицированными и недействительными не признаны, ни застройщик, ни генподрядчик не подвергали сомнению наличие обязательств перед нами по передаче оплаченных квартир.
Впоследствии в отношении АО «ТПИ «Омскгражданпроект» и ООО «Спецмонтаж» были инициированы банкротные процедуры. Стройка затянулась, и дом, завершенный застройщиком ООО «Сибгазстройдеталь Инвест», ввели в эксплуатацию только в декабре 2020 года. И обанкротившееся с многомиллионным долгом ООО «Спецмонтаж», аффилированное с топ-менеджментом АО «ТПИ «Омскгражданпроект», и само АО «ТПИ «Омскгражданпроект», которому в банкротстве судом было отказано, изменили изначальные позиции, отрицая все наши оплаты квартир. Как выяснилось, «Спецмонтаж» на момент приобретения нами квартир уже намеревался банкротиться, и его касса, как заявляли представители компании в судах, на тот момент уже не работала. Несмотря на наличие у нас на руках всех документов, доказывающих законность сделки и внесение средств в кассу, арбитражные суды признали наши договоры долевого участия недействительными.
Даже истребовав данные у госрегистратора, суды признали справки о полной оплате квартир недостаточно убедительным подтверждением того, что сделка на самом деле состоялась. При этом, напротив, застройщиком и подрядчиком не были предоставлены счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и прочие документы, доказывающие, что между ними был произведен взаиморасчет. Именно отсутствие первоначальной документации о поставках материалов и выполнении работ сыграло роковую роль. Причем мы-то ими обладаем и готовы их предоставить, но ни временный управляющий АО «ТПИ «Омскгражданпроект», ни конкурсный управляющий ООО «Спецмонтаж» не вызвали нас в суд, чтобы опросить насчет сущности сделки – после того как в процессе были обнародованы данные из Росреестра. Как минимум, по закону нас были обязаны включить в реестр кредиторов, что также не было сделано.
В итоге часть дольщиков, в числе которых и мы, не получила ни свои квартиры, ни свои деньги, что нарушило наши законные права. Также налицо несоблюдение застройщиком своей обязанности застраховать ответственность перед дольщиками: последняя редакция Ф3-214 позволяет говорить о существенных гарантиях для дольщиков, где в случае банкротства застройщик не сможет оставить дольщика ни с чем. А сокрытие документов и использование фиктивных, на наш взгляд, доказательств со стороны генерального директора АО «ТПИ «Омскгражданпроект» и конкурсного управляющего ООО «Спецмонтаж», полагаем, подлежит отдельному исследованию и, вероятно, привлечению их, а также других лиц к уголовной ответственности. Кстати, отметим, что начинал вести процедуру банкротства АО «ТПИ «Омскгражданпроект» внешний управляющий Вячеслав АЛЕКСИН, осужденный за растрату в особо крупном размере и незаконное создание юрлица через подставных лиц при банкротстве ЗАО «Корпорация АГРО-ТРАСТ».
Убедительно просим Генеральную прокуратуру РФ обратить внимание на наше дело и принять все необходимые меры для восстановления справедливости. Обращаем ваше особое внимание на то, что противоправные, на наш взляд, действия были совершены в отношении представителей уязвимых групп населения: среди нас есть многодетная мать и инвалид I группы. Будем признательны, если вы возьмете на особый контроль наше обращение.
С уважением
Елена ВАРЛАКОВА, Сергей СТАРЦЕВ, Юрий ЯШКИН, Константин ПОЗДНЯКОВ.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 января 2025 года.