Читать о классическим романе не менее интересно, чем сам роман.
Милан КУНДЕРА
Занавес
Пер. с фр.
СПб.:Издательская Группа «Азбука-класссика», 2010 год. — 240 стр.
Тираж 8 000 экз.
«Занавес» — это новая книга Милана КУНДЕРЫ, впервые переведенная на русский язык. Один из крупнейших прозаиков современности вновь погружается во вселенную романа. Автор размышляет о глубинных закономерностях этого сложнейшего жанра. В сущности, как уверяют издатели, КУНДЕРА создает основополагающий курс искусства романа и его роли в мировой литературе. Эссе КУНДЕРЫ состоит из семи частей, каждая из которых посвящена размышлениям о творчестве таких классиков, как Рабле и Сервантес, Лев Толстой и Пруст, Музиль, Кафка, и других титанов мировой литературы. Серьезное по мысли повествование перемежается характерными для КУНДЕРЫ экскурсами не только в бесконечное пространство мировой цивилизации с ее войнами, экзистенциальными безднами и бытовой конкретикой, но и в свою собственную личную жизнь.
К примеру, в отношении к Достоевскому проступит явное восхищение, поскольку именно Федору Михайловичу подвластна, по выражению КУНДЕРЫ, красота внезапной плотности жизни: «В романах Достоевского постоянно указывается время «часов в девять утра», — говорится в первой фразе «Идиота»; в этот момент, по чистому совпадению (да, роман начинается с совпадения!), три персонажа, которые прежде никогда не встречались, оказываются в одном купе поезда: Мышкин, Рогожин, Лебедев: вскоре разговор заходит о Настасье Филипповне»...
В общем-то, всем известно, что произошло далее, во всяком случае, как пишет КУНДЕРА, на двух с половиной сотнях страниц первой из четырех частей романа пройдет всего лишь пятнадцать часов реального действия в пространстве всего-то четырех декораций, что поразит воображение читателя потрясающей концентрацией действия и непередаваемой полнотой жизни. «Внезапно в памяти возникает распутная богема моей молодости: мои друзья заявляли, что нет для мужчины более прекрасного опыта, чем иметь связь с тремя женщинами подряд в течение одного и того же дня», — припоминает свой опыт беспокойный КУНДЕРА, утверждая, что подобные экзерсисы хороши были отнюдь не механическим результатом сексуальной оргии, а тем удивительным эстетическим эффектом, который он же сам и назвал «красотой внезапной плотности жизни».