В принципе август был логическим продолжением всего летнего тренда. Динамика финансовых рынков, как российских, так и мировых, двигалась по затухающей, и к концу лета объемы торгов на российском рынке акций упали до критического минимума. Тем не менее, несмотря на минимальный уровень продаж, фондовый индекс РТС успел потерять за август почти 4%, снизившись с уровня в 1479 пунктов до уровня в 1421 пункт. О том, какие тенденции доминировали на августовском рынке, и о перспективах на ближайшие несколько месяцев, «КВ» рассказал заместитель директора ЗАО «Октан-Брокер» Евгений ЛЫСАК.
Тенденции
Весь минувший месяц фондовые рынки находились под давлением пессимистичных прогнозов фондовых аналитиков и неблагоприятной статистики по американской экономике. Фондовые индексы весь месяц тихо сползали вниз (по мнению аналитиков, инвесторы бежали от рисков, вкладываясь в американские казначейские бумаги), и буквально все уже стали говорить о том, что надежды на быстрое восстановление американкой экономики уже точно не оправдаются. Но, на наш взгляд, ситуация не настолько безнадежна, как кажется на первый взгляд. На валютном рынке в августе отмечалось активное укрепление доллара к евро, а ликвидность на рынках остается по-прежнему высокой. Банки, которые уже давно не знают, куда деть избыток ликвидности, сильно перегрели за последние полгода рынок долговых обязательств, в результате чего доходность по надежным бумагам опустилась ниже уровня инфляция. В реальном секторе экономики риски все еще достаточно высоки, поэтому банкам и инвестиционным фондам остается не так много вариантов, один из которых– начать накачивать деньгами рынки акций, которые сегодня все еще недооценены.
Российский рынок, упрямо копирующий динамику нефтяных котировок, тоже не избежал общей участи сползания фондовых индексов. Нефтяные цены застряли на три летних месяца в коридоре между 70 и 80 долларами за баррель, и с такой же амплитудой, вполне закономерно, колебался и весь российский рынок. В августе лидером падения стал, понятно, нефтегазовый сектор, а за ним уже захромало подавляющее большинство ключевых секторов экономики, представленных на российском рынке. В итоге почти все бумаги продемонстрировали либо отрицательную, либо практически нулевую динамику. Уверенно росли только акции телекоммуникационных компаний. Правда, если учесть, что объемы августовских торгов на рынке в целом были весьма незначительные, то говорить о каком-то доминирующем тренде весьма затруднительно. Скорее это было время консолидации.
Лидеры и аутсайдеры
Основными пострадавшими от плавного снижения рынка в августе стали акционеры Сбербанка, бумаги которого в очередной раз продемонстрировали свою чрезвычайную подвижность. Если российский рынок акций просел в целом на 4%, то снижение по бумагам Сбербанка составило 7%. Газпром держался более уверенно и снизился только на 2%, хотя на него уже который месяц продолжает давить негативный новостной фон. Впрочем негатив во многом не имеет под собой никаких оснований, а августе приказала долго жить очередная страшилка о том, как Газпрому придется потесниться на газовом рынке. Когда сразу пять американских компаний, добывающих сланцевый газ и записанных в конкуренты газовому ходингу, выставляются разом на продажу, то это уже верный признак большой корпоративной аферы.
Периодически возникали негативные новости и по Роснефти, и по ЛУКойлу. Роснефть взволновала инвестиционное сообщество перспективами ухода в отставку ее президента и бессменного лидера Сергея БОГДАНЧИКОВА, а ЛУКойл – возможностью отставки Вагита АЛЕКПЕРОВА. И хотя оба слуха не подтвердились и бумаги лидеров российской нефтянки, в итоге ничего не потеряли, но в ближайшее время мы бы воздержались от рекомендаций по инвестированию и в бумаги ЛУКойла, и в бумаги Роснефть. На сегодняшний день мы видим достаточно большое количество причин, которые если и не вызовут снижение акций лидеров нефтяной отрасли, то уж точно смогут помешать их росту.
Запомнился август и обострением отношений между сегодняшними акционерами «Норильского никеля» Владимиром ПОТАНИНЫМ и Олегом ДЕРИПАСКОЙ, что освежило в памяти инвесторов не такую уж далекую историю корпоративной войны между тем же ПОТАНИНЫМ и его прежним партнером Михаилом ПРОХОРОВЫМ. Тем не менее даже с таким грузом явного негатива бумаги «Норильского никеля» смогли подрасти в августе на 5%. И это, на наш взгляд, еще раз доказывает, что весь российский рынок очень сильно недооценен, поэтому повышательное движение происходит всюду, где есть хоть какой-то интерес. Пусть даже и негативный.
Ну а однозначные лидеры месяца – бумаги телекоммуникационного сектора. Пока шла речь об эффекте синергии от слияния Ростелекома с региональными телекомами, инвесторы реагировали вяло. Но как только стали известны размеры промежуточных дивидендов по акциям межрегиональных операторов и они оказались весьма существенными, то телекоммуникационный сектор сразу пошел в рост, несмотря на общие негативные настроения, которые доминировали на рынке. В итоге обыкновенные акции Сибирьтелекома подорожали на 11%, привилегированные – на 8,5%, и аналогичная динамика была по остальным региональным телекомам.
На 12,5% подросли и обыкновенные акции самого Ростелекома, акционеры которого уже подсчитывают будущие прибыли от слияния. Но в максимальном выигрыше остались все же владельцы привилегированных акций Ростелекома. Поскольку количество привилегированных бумаг в объединенном Ростелекоме не изменится, то это должно привести в будущем к существенному увеличению размера дивидендных выплат. И эти перспективы не могли не вызвать ажиотажного спроса. А в результате привилегированные акции Ростелекома подорожали за месяц сразу на 46% и стали безусловными лидерами всего российского рынка акций.
Прогнозы и перспективы
Сентябрь, конечно, будет сложным месяцем. Вообще по традиции, сложившейся в России, первый осенний месяц (как и последний месяц лета, впрочем) никогда не бывал на фондовом рынке хорошими. Но традиция – это вовсе не догма. Рынок живет ожиданиями, а ожидания у инвесторов (в отличие от пессимистично настроенных аналитиков) вполне умеренно позитивные. Ведь бегство от рисков на самом деле происходило вовсе не в августе, а еще в июне, когда действительно имели место быть массированные продажи рисковых активов на развивающихся рынках, а консервативно настроенные инвесторы скупали массово американские казначейские облигации. В июле и августе рынки уже стали восстанавливаться после большого июньского провала, и когда неудачливые продавцы вернулись в августе на рынок и обнаружили, что те же активы, которые они продали в начале лета на минимумах, уже существенно подорожали, то были этим фактом сильно разочарованы. Отсюда и негативный новостной фон, и большое желание увидеть еще одну коррекцию.
Между тем ФРС дает однозначные сигналы, что в США отказываться от курса по финансовой накачке национальной экономики никто не намерен. Как заявил недавно президент ФРС Бен БЕРНАНКЕ, положительный эффект от увеличения ликвидности все равно перевесит негативный. И если, мол, понадобится, то мы добавим денег в экономику еще. В качестве положительной перспективы можно вспомнить и грядущую корпоративную отчетность за третий квартал, которая должна появиться в середине октября. Поскольку корпорации, в отличие от национальных экономик, демонстрируют рекордные прибыли, то их красивая отчетность явно добавит оптимизма инвесторам, которые вкладывают свои средства не в какие-то абстрактные экономики, а в конкретные бумаги конкретных компаний, которые показывают суперприбыль. Это же ожидание справедливо и для наших крупных компаний – лидеров в своих сегментах. И Газпром, и Сбербанк демонстрируют в этом году чрезвычайно хорошие финансовые результаты.
В общем, на наш взгляд, все возможные негативные варианты в ценах российских бумаг уже заложены. Следовательно, при малейших положительных изменениях макроэкономических показателей в американской экономике (или хотя бы при наличии сигналов о близкой ее стабилизации) российский рынок вполне может развернуться и уверенно пойти вверх. Особенно если учесть темпы прироста денежной массы в глобальных фондах, которые специализируются на инвестициях в развивающиеся рынки. Когда именно это произойдет, то есть когда количество перерастет в качество, пока еще вопрос. Но повышательный тренд, который обозначился в первых числах сентября, уже частично подтверждает наши ожидания.
Евгений ЛЫСАК.