Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Роснанотех изучил омские нано-проекты

13 октября 2010 14:30
0
1391

Делегация РОСНАНО во главе с генеральным директором ГК «Роснанотех» Анатолием ЧУБАЙСОМ пробыла в Омске два дня. 7 октября гости осмотрели в региональном экспоцентре выставку «Омские проекты в масштабах нано». Масштаб этот действительно показался небольшим – экспозиция 12 омских предприятий разместилась на сравнительно маленькой площади. Но осмотр выставки занял у ЧУБАЙСА почти два часа: он надолго останавливался у каждого стенда и выяснял, в чем же инновационность омских проектов и действительно ли в них присутствуют нанотехнологии. Еще бы – ведь суммы требуемых от ГК «Роснанотех» инвестиций, которые запрашивают омские компании на реализацию своих нанозамыслов, немаленькие – от 150 млн до 5,5 млрд рублей. Анатолий ЧУБАЙС тщательно вникал в технологию каждого проекта, задавал экспонентам каверзные вопросы и находил у них слабые места.
«Я не нападаю на вас. Просто мне важно, чтобы вы понимали…»
Первым на пути делегации оказался стенд Группы компаний «Титан», где Анатолию ЧУБАЙСУ представили проект по строительству завода с полным циклом переделов кремния. Он реализуется с помощью ЗАО НПО «Силарус», общая сумма инвестиций в проект – 30,4 млрд рублей. От ГК «Роснанотех» требуется 9,1 млрд.
Главный инженер, первый заместитель генерального директора ЗАО НПО «Силарус» Сергей МИНЕНКОВ сообщил, что производство поликристаллического кремния на заводе будет иметь мощность 10 тысяч тонн в год.
— А вы знакомы с тем, что в других регионах страны реально сделано по этой теме? – неожиданно поинтересовался Анатолий ЧУБАЙС. — В вашем понимании, где успех, где неудача?
— Успехов нет нигде, Анатолий Борисович, — бодро ответил Сергей МИНЕНКОВ.
— То есть вы не считаете, что проект в Усолье-Сибирском – это успех? — удивился г-н ЧУБАЙС.
— Не считаю, что это успех, потому что пока нет готовой продукции, — настаивал на своем Сергей МИНЕНКОВ.
— Ну что вы, есть – 1 800 тонн в этом году, — с некоторой обидой в голосе стал рассказывать глава «Роснанотеха». — Там все построено практически с нуля. А где неуспех по кремнию, знаете? Есть вложенные деньги, закупленное оборудование, попытка поставить технологическое оснащение. И – полный провал в результате. Такое тоже есть. Я не нападаю на вас. Просто мне важно, чтобы вы понимали – в моем понимании требования к техническому процессу настолько высокие, что это очень серьезная и непростая история. Нужно быть абсолютно уверенным в профессиональной квалификации, понимании хлорной химии, электрометаллургии, чтобы по-настоящему на это замахнуться.
— Мы понимаем все эти проблемы, — заверил Анатолия ЧУБАЙСА Сергей МИНЕНКОВ. — У нас люди в команде, которые 15-20 лет и более работали на предприятиях кремниевой промышленности в Российской Федерации и Советском Союзе.
— Объем выпуска кремния в стране тогда знаете, какой был? — не уставал задавать вопросы Анатолий ЧУБАЙС. — 1 200 тонн. А у нас один завод сейчас выпускает 1 800 тонн. Ну что вы, нет, не работает этот советский опыт.
На этом протокольная съемка мероприятия завершилась, и журналистов попросили покинуть помещение экспоцентра. Однако они никак не желали выполнять это требование и остались. Фотокорреспондентам повезло меньше – сопровождающие Анатолия ЧУБАЙСА по всему маршруту тщательно следили за тем, чтобы фотосъемка на различных объектах была краткой, а по возможности ее бы не было вовсе. Кроме того, было запрещено использовать вспышку и снимать главу «Роснанотеха» с нижней точки.
Уже в стороне от официальной делегации Сергей МИНЕНКОВ поделился с корреспондентом «КВ» своими впечатлениями от встречи с генеральным директором ГК «Роснанотех»:
— Как вам общение?
— Нормально. Другое дело, что как всегда Анатолий Борисович вел его нестандартно. Спутал нам все карты. Мы готовились, у нас доклады, все продумано, презентация на экране монитора… Но я так понимаю, наверно, это правильно. Потому что все эти доклады как всегда содержат 50% такого, не имеющего непосредственного отношения к сути проекта. Поэтому мне очень понравилось, что сразу перешли к делу. Вопросы были конкретные, правильные. Потому что очень непростая ситуация вокруг кремниевой промышленности в России и неоднозначная.
По словам Сергея МИНЕНКОВА, для реализации их проекта уже выбрана американская инжиниринговая фирма, которая занимает в мире лидирующее положение по производству трихлорсилана и моносилана. Это основа для производства поликремния. «Специалисты «Силаруса» разработали очень интересную производственно-технологическую схему, — рассказал он. — Мы отдали ее на экспертизу этой инжиниринговой компании. И я уже получил подтверждение принципиальной возможности реализации этой схемы. В ноябре мы будем заключать с ними контракт на разработку технологии и оборудования для нашего проекта. Эта фирма станет западным генпроектировщиком. В России генпроектировщиком выступает Гипрохлор. Это вселяет уверенность».
Сапропель уступил нано резине
Пришлось защищать свой проект и ЗАНПО «Вега-2000-Сибирская органика». Оно представило технологию производства нанопористых сорбентов на основе озерных сапропелей. Общая сумма вложений в проект – 300 млн рублей. Требуемая сумма инвестиций от ГК Роснанотех – 150 млн. Сегодня готовится заявка для подачи в госкорпорацию. Продукты переработки сапропеля – нанопористые сорбенты – применяются для очистки вод, в фармакологии и ветеринарии.
— В чем преимущество использования вашего природного продукта? – первым делом поинтересовался Анатолий ЧУБАЙС.
— Преимущество – сырье более дешевое, — заверил генеральный директор ЗАНПО «Вега-2000-Сибирская органика» Дмитрий ШИПИЦЫН.
— Ой! – удивился ЧУБАЙС. — Вы чем его там, драгой выкапываете?
— Совершенно верно, драгой, — подтвердил ШИПИЦЫН.
— Вы нас не убедили, — продолжил гендиректор «Роснанотеха». — Могу сформулировать суть того сомнения, которое у нас появилось. У вас есть одно очень значимое отличие – органическая природа этого материала. Оно в итоге срабатывает. Но существуют сотни мембранных технологий для очистки в химической промышленности и даже в фармакологии. Вы замещаете обычные нанопористые материалы. Не могу сказать, чем это выгоднее и проще.
За проект вступился председатель совета директоров «Сибирской органики» Александр ТРЕТЬЯКОВ. Он пояснил, чем отличается данный продукт от синтетических сорбентов. «Утилизация такого сорбента, после того как он собрал нефть, не нуждается в сложных процессах, — рассказал г-н ТРЕТЬЯКОВ. — Он обычно просто сжигается, и он дешевый. Но если синтетический сорбент утилизируется с большими затратами после использования, данный сорбент таких затрат не имеет».
Однако, по словам ЧУБАЙСА, более интересен такой сорбент не для сбора разлившейся нефти или в отрасли ЖКХ, а в ветеринарии, биологии и фармакологии.
Зато нескрываемый интерес у Анатолия ЧУБАЙСА вызвал проект Омского научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (ОАО «Омский ОНИИД»). Он реализуется на базе крутогорского производства ОМО им. Баранова и предлагает технологию нанонапыления металла на резинотехнические изделия.
— Это такой остроумный проект, сочетающий в себе поразительную простоту и эффективность, — прокомментировал омскую нано резину в СМИ Анатолий ЧУБАЙС. — Это простая, яркая и очень убедительная идея. Мы готовы поработать с Омским НИИД вместе.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.