Взгляд очевидца актуален и через девяносто лет.
Ирина КНОРРИНГ
Повесть из собственной жизни: Дневник
Серия «Символы времени»
М.: Аграф, 2009 год. — 608 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Не могу писать, руки застыли, холодно. Сегодня мы ставили на галерее самовар, он обледенел, и вода в нем начала замерзать. Дует сумасшедший норд-ост. Папа-Коля вернулся с базара и говорил, что он, вероятно, никогда так не зяб, как сегодня. Вчера мы целый день ничего не ели. Только вечером добрые соседи дали тарелку вареной фасоли и сварили немного картофеля, а сегодня насытились хамсой. Дали нам самовар, дали жаровню, а угля нигде нет: еле раздобыли. С трудом удалось самовар поставить: примерз. Картошка, которая стояла на окне, примерзла.... Сырые стены обледенели, на окнах висят льдинки. Туапсинцы все нас ругают: «Это беженцы из России погоду привезли». Во всем беженцы виноваты».
Это написано 27 января (по нов. ст. 9 февраля) 1920 года рукой тринадцатилетней девочки Ирины КНОРРИНГ. Почти 600-страничный том — это ее дневниковые записи в период с 26 августа 1917 года по 14 сентября 1926 года. Пронзительный, интереснейший человеческий документ, в котором бытовые зарисовки перемежаются актуальным и сегодня рассказом очевидца о тех событиях, что сотрясали постреволюционную империю девяносто лет назад.
Ирина КНОРРИНГ покинула Россию в 1920 году вместе с родителями, прожив в эмиграции всю оставшуюся жизнь. Ее дневник в его полном варианте охватывает период с 1917-го по 1940 год. В свет вышел пока только первый том, изданный при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной программы «Культура России».