Врач-терапевт Городской клинической больницы № 1 им. Кабанова Арман ЖЕНАТОВ почти всегда занят: он совмещает работу в Медицинской академии с дежурствами в стационаре и к тому же пишет кандидатскую диссертацию. Теперь времени у молодого доктора-изобретателя станет еще меньше — в семье ЖЕНАТОВЫХ пополнение: у Армана родилась дочь. Но ученый согласился встретиться с корреспондентом «КВ» Максимом ДУБОВСКИМ и рассказать ему, за что получил грант У.М.Н.И.К.а.
— Арман, название вашего проекта — «Возможности диагностики функции эндотелия у пациентов с сердечно-сосудистой патологией», в чем заключается изобретение?
— Я исследовал сосуды пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы. В Медакадемии есть аппарат английской фирмы-Micro Medical, он куплен лет пять назад. Сейчас такой стоит около 450 тысяч рублей. Моя задача заключалась в том, чтобы с помощью этого аппарата выявить у пациентов изменение функциональных эффектов сосудистой стенки при лечении гипертензии. Не секрет, что при длительном течении артериальной гипертензии сосудистая стенка очень сильно перестраивается: становится толще, жестче, появляется атеросклероз. Сейчас перед медициной стоит задача не только снижения давления, но и возвращения сосудам их первоначального состояния. Обследуя пациентов, я заметил много минусов у аппарата. Он очень неустойчив к внешним воздействиям: электромагнитное излучение и сотовый телефон очень сильно влияют на погрешность измерений, как и температура в помещении, также, если у человека холодные руки, датчик не может снять показания, главный недостаток этого прибора — он не производит расчеты, которые необходимы врачу для уточнения диагноза, он показывает только цифры по четырем показателям. В 2007 году нами был получен патент РФ на методику проведения исследований сосудистой жесткости на данном аппарате. Этот тест получил одобрение на всероссийском уровне. Наша задача заключается в том, чтобы методику расчета ввести в «мозг» аппарата.
— То есть вы планируете создать новый прибор?
— Да, мы хотим убрать все минусы английского аппарата: ввести защиту от излучений, защиту от колебаний температуры. И использовать его плюсы, чтобы создать собственный. Надеюсь, нам это удастся, ведь точность нашего метода очень высокая: из 100 пациентов даже английский аппарат, со всеми его недостатками, найдет 95 с атеросклерозом.
— Арман, вы сказали, что английский аппарат появился в Медакадемии несколько лет назад. Может быть, англичане за это время доработали прибор?
— Нет, я заходил на сайт, смотрел, они ничего нового не сделали, количество функций за это время не изменилось.
— Micro Medical — единственная фирма, выпускающая подобные аппараты?
— Я думаю, конкурентов у нас со временем будет много. Но мы защищены патентом, нашу методику для определения жесткости сосудистой стенки никто не сможет использовать. Ее мы планируем ввести в программу прибора. Конкурентам придется разрабатывать собственные методы диагностики.
— Возможно ли сделать ваш прибор на базе омских предприятий?
— Да, в нашем городе есть компании, занимающиеся производством медицинской техники, это НИИП, ЦКБ «Автоматика». Их техника довольно высокого качества. Если у нас получится реализовать этот проект, прибор будет на порядок дешевле аналогов.
— Сколько, если не секрет?
— Порядка 150 тысяч рублей.
— То есть ваш прибор будет стоить в два с половиной раза дешевле?
— Да, но низкая стоимость — не главное достоинство нашего аппарата. Серийный выпуск такого прибора позволит обследовать более широкий круг пациентов. К тому же на нем сможет работать медперсонал средней квалификации — в любой поликлинике медсестра без проблем проведет исследования. Наш прибор сможет конкурировать с методом дуплексного сканирования — УЗИ сосудов, это довольно сложная процедура: во-первых, нужен дорогостоящий аппарат, во-вторых, квалификация медицинского работника должна быть очень высокой. С нашим методом таких трудностей не возникает. Нашим прибором сможет пользоваться даже медперсонал со средним образованием.
— Почему вы решили заниматься именно диагностикой сердечно-сосудистых заболеваний?
— Не секрет, что Россия занимает первое место в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний. С помощью нашего аппарата можно существенно снизить стоимость диагностики и, следовательно, обследовать большее количество людей.
— Сколько времени потребуется, чтобы наладить серийный выпуск вашего прибора?
— План работы расписан на четыре года. Много времени нужно потратить на апробацию, чтобы получить все разрешительные документы на медицинское оборудование.
— А сколько лет вы уже трудитесь над созданием этого аппарата?
— Я являюсь соискателем уже два года. За это время обследовал человек двести: и относительно здоровых молодых людей, и спортсменов среднего и высокого классов: я исследовал и хоккеистов «Авангарда», и велосипедистов, и биатлонистов, и пожилых пациентов. Когда плотно поработал с английским прибором, задумался, а почему бы не создать прибор, который устраивал бы нас полностью?
— Максимальный срок финансирования по программе У.М.Н.И.К. составляет два года, изобретатель может получить на исследования 400 тысяч рублей. Хватить ли этих денег, чтобы закончить проект?
— Однозначно не хватит. Я думаю, если нам удастся на эти деньги создать пробный образец прибора — это хорошо. В дальнейшем я планирую заинтересовать министерство здравоохранения Омской области, найти спонсоров. К тому же существуют другие программы и фонды, которые могут выделить деньги на исследования. Если стоит задача продлить жизнь людям, я думаю, вопрос о деньгах не стоит. Я думаю, стоит искать помощь во всех существующих фондах, можно также войти в бизнес-инкубатор.
— Как считаете, ваш аппарат будет пользоваться спросом?
— Я думаю, да: его стоимость будет ниже, требования к обслуживающему персоналу — не такими высокими. К тому же мы планируем при накоплении клинического материала увеличить спектр возможных исследований на этом приборе.
— Арман, как вам удается совмещать работу врача и научную деятельность?
— В Городской больнице № 1 им. Кабанова я врач-терапевт приемного отделения. Мои обязанности — осмотреть пациента, провести консультацию и назначить лечение. Максимум в больнице я нарабатываю на половину ставки. В основном я здесь нахожусь
в выходные или праздничные дни. Когда на кафедре небольшая нагрузка, во время сессии или каникул, я дежурю чаще, когда работы в Медакадемии много, я в больнице появляюсь один-два раза в неделю. К нам попадают пациенты с различными заболеваниями и травмами, по сути, ГБ № 1 работает в режиме больницы скорой помощи, только не имеет этого статуса. Романтики в этом никакой нет.
— То есть ничего похожего на то, что показывают в сериалах, нет?
— Что-то похожее есть. Бывают сложные дежурства, случаются и спокойные. На самом деле не все так трудно, как показывают по телевизору.
— Арман,у врачей зарплаты невысокие, вы говорите, что получаете полставки...
— Каждый, когда учился, знал, на что он идет. Всякий должен выполнять свою функцию.
— Профессия врача — ваше призвание?
— Еще в школе я определился, меня интересовала биология, химия. Поэтому, когда пришло время поступать, я последовал примеру мамы, она у меня медсестра. А отец у меня педагог в Политехническом университете. У меня так получилось, что медицина от мамы, а преподавание — от папы.
— Не возникало ли у вас желания после сложного дежурства сменить место работы?
— После каждого тяжелого дежурства такое желание возникает, но проходит день и меня тянет обратно. Когда профессия затягивает человека — он без нее не может. Бывает, звоню в отделение и спрашиваю у коллег, как чувствует себя пациент, как прошло дежурство.
— Я вижу у вас календарь с символикой марафона, а сами спортом занимаетесь?
— Да, я не курю, стараюсь больше двигаться: каждый четверг мы с друзьями играем в футбол, я участвую в марафонах, полумарафонах. На личном примере доказываю пациентам, что заниматься спортом необходимо.
— Биография:
Арман Бекинович родился 1 марта 1982 года в Омске. В 1999 году поступил в Омскую государственную медицинскую академию. В 2006-м окончил клиническую интернатуру по специальности «Терапия». С 2006 года — сотрудник кафедры пропедевтики внутренних болезней ОмГМА. С 2008 года — соискатель научной степени кандидата медицинских наук. Тема диссертации — «Сосудистые и метаболические эффекты комбинированной терапии пациентов с артериальной гипертензией». Женат, есть дочь.