Все рубрики
В Омске вторник, 26 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,7908    € 108,8705

Максим ОГОРОДНИКОВ, аспирант СибГУФК: «Наукой интересно заниматься: постигать что-то новое, находить интересные моменты и соединять это с обучением детей»

2 февраля 2011 15:07
0
2572

Максим полностью подтверждает: талантливый человек талантлив во всем. Он окончил университет с красным дипломом, готовится к защите кандидатской диссертации, получил звание кандидата в мастера спорта по боксу, имеет орден «Молодое дарование России». А недавно ученый выиграл грант У.М.Н.И.К. О своей научной работе и увлечениях он рассказал корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ.

— В чем заключается ваше изобретение?
— До нас исследованиями влияния дайвинга на организм человека, занимались лишь военные ученые. Первые работы были проведены еще в 50-х годах, но они имели одну направленность: рассматривали влияние погружений на военных специалистов и в свободном доступе их по-прежнему нет. Оценить же функциональное состояние организма детей, занимающихся дайвингом, до нас не пытался никто. Мы разработали компьютерную программу, которая позволяет проводить комплексную диагностику организма дайвера: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и вегетативной нервной системы до и после погружения. Разработанная нами компьютерная система может применяться как для оценки состояния человека перед первым погружением, так и отслеживать изменения, которые происходят в динамике, что в свою очередь может снизить риск подводных погружений. В этом и заключается суть нашей работы.

— Если я правильно понял, все измерения должны проводиться на суше?
— Оценка производится как на суше, так и под водой. Есть определенный ряд тестов и программ, существует целый программно-аппаратный комплекс, который проводит исследования электрокардиографию и энцефалографию, оценивает вариабельность сердечного ритма, также мы проводим различные психологические тесты, направленные на оценку пространственно-временной ориентации. Все это позволяет оценить состояние человека.

— Вы создали прибор, который дистанционно фиксирует состояние организма или же человек опутан проводами?
— Это секрет, который я пока не могу раскрыть. Существуют специальные приборы, которые измеряют сердечный ритм под водой, по количеству выдыхаемого воздуха можно понять, сколько циклов дыхания совершает человек. Психо-физиологическое тестирование под водой и на суше практически не отличается: оценивается, в чем заключается разница в движениях человека до погружения, во время и после него.

— В чем заключается психофизиологическое тестирование?
— В основном проводится пространственно-временное тестирование: всевозможные движения над и под водой. Оценивается, как изменяется субъективное ощущение времени: быстрее или медленнее для ныряльщика протекает единица времени под водой. Остальные подробности мы пока тоже не будем раскрывать.

— Этот прибор еще не изготовлен?
— В ходе наших исследований, мы герметизировали кардиограф, смотрели, как реагирует сердце на погружение. По возможности будем продолжать работу над герметичным беспроводным электрокардиографом.

— Максим, почему вы выбрали объектом своих исследований именно детей?
— Во-первых, по этому направлению никто не проводил исследований. Есть только работа о баротравмах уха при погружениях у детей, написанная украинскими учеными. Но около 10 процентов дайверов – это дети. Погружение может причинить ребенку такой же вред, если не больший, как и взрослому человеку.

— Может быть, вам удалось выявить, чем отличается воздействие на детский и взрослый организмы при погружении?
— Сравнивать детей со взрослыми очень тяжело и, наверное, неправильно. В этом возрасте, а дайвинг официально разрешен с двенадцати лет (до пятнадцати ныряльщик считается ребенком), идет активное формирование психики, физическое развитие. Закономерности, конечно, выявляются: это и снижение частоты сердечных сокращений, и снижение артериального давления, и преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что приводит к релаксации. Но таких эффектов можно добиться, только если занятие проведено правильно. Самое важное — организовать учебный процесс.

— Отдыхая на курорте, многие родители позволяют детям нырять с аквалангом, как вы относитесь к таким занятиям дайвингом?
— Я не могу никого судить. Это личное дело каждого. Если с ребенком квалифицированный инструктор, то никакой опасности, наверное, в погружении нет. Если же процессом руководит какой-то араб с ржавым оборудованием, родителям стоит задуматься о здоровье ребенка. Встречаются даже случаи, когда дайверов привязывают к лодке и выбрасывают за борт, и они плавают, пока не кончится воздух. Для многих это заканчивается психологической травмой. Здесь все зависит от квалификации ребенка и ответственности родителей.

— Ваши ближайшие цели?
— Первая — реализация нашей компьютерной программы. Мы хотим представить ее Конфедерации подводной деятельности, по возможности планируем завязать отношения с иностранными партнерами, надеемся, что наш продукт будет интересен и полезен как в России, так и за рубежом. Привлекательность его в том, что подобные разработки есть только у военных и рассчитаны они на спецназовцев, а наша программа — для обычных людей. Думаем, она будет пользоваться спросом. Вообще наукой интересно заниматься: постигать что-то новое, находить интересные моменты и соединять это с обучением детей.

— Максим, как я понял, вы не только проводите исследования детей-дайверов, но и сами погружаетесь. Для вас это больше увлечение или все-таки наука?
— Для меня дайвинг — это и увлечение, и научная деятельность. Здесь на самом деле большое поле для деятельности, мы обследовали не только детей, но и привлекали к исследованиям спортсменов, благо университет у нас физкультурный. Я специалист по выживанию — окончил университет по специальности «Безопасность жизнедеятельности», меня пригласили в дайвинг-клуб. После этого и началось мое увлечение, которое переросло в профессию: я не только профессиональный инструктор, но и ученый.

— Получается, две должности занимаете?
— Три. У нас есть еще фотолаборатория, я отвечаю за фото-, видеосъемку в университете. 

— Какое занятие больше по душе: научная работа, преподавание, дайвинг или съемка?
— Честно? 

— Желательно.
— Сноуборд. Я отдыхаю на нем: научная работа много времени и сил отнимает, преподавание тоже. Очень люблю выбраться куда-нибудь и покататься. Фото- и видеосъемка тоже дает расслабиться, отвлечься.

— Сноуборд, фотография и дайвинг — это все ваши увлечения?
— Я вообще много чем люблю заниматься. Познавать себя интересно. У меня есть звание КМС по боксу, первый разряд по плаванию. Я вообще много что перепробовал.

— У вас столько обязанностей: преподаватель, инструктор, фотограф. Сменить место работы желания не возникает?
— Нет. У нас создана хорошая база для ведения научной деятельности. Даже ученые из медицинской академии такой не имеют. Что касается зарплаты, скоро, надеюсь, она у меня повысится: я намерен защитить кандидатскую диссертацию.

Биография
Максим Анатольевич родился 28 июня 1985 года. В 2002 году поступил в Сибирский государственный университет физической культуры и спорта на факультет теории и методики видов спорта на специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2007 году окончил университет с красным дипломом и поступил в аспирантуру на кафедру плавания. В настоящее время готовится к защите кандидатской диссертации на тему «Адаптация сердечно-сосудистой системы детей двенадцатилетнего возраста к обучению занятиям дайвингом в условиях бассейна».
Имеет звание кандидата в мастера спорта по боксу, первый разряд по плаванию, награжен орденом «Молодое дарование России»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.