22 февраля Центральный районный суд Омска вынес обвинительный приговор пенсионерам Александру ШКУРИНУ (62 года) и Владимиру КРОТОВУ (67 лет). Насколько известно «КВ», первый на момент совершения преступления работал в аппарате Законодательного Собрания Омской области, а до этого в Министерстве промышленности Омской области, а второй когда-то работал в городском тресте столовых и ресторанов. Суд признал их виновными в покушении на мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ). КРОТОВУ назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года, а ШКУРИНУ — 1 год 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Суд установил, что КРОТОВ в январе 2010 года предложил ШКУРИНУ обманным путем завладеть деньгами потерпевшего СИДОРЕНКОВА, руководившего строительной фирмой. Они знали, что в 2006 году у последнего возникли проблемы с подключением к тепловым сетям новостройки, расположенной по ул. Маяковского, 20 / ул. Учебная, 152. КРОТОВ предложил СИДОРЕНКОВУ свою помощь в решении данной проблемы, потребовав с него 100 тысяч рублей якобы для того, чтобы передать эту сумму высокопоставленным должностным лицам правительства Омской области, которые поспособствовали бы подключению дома к тепловым сетям. По словам потерпевшего, он отказался от услуг КРОТОВА, однако дом все-таки был подключен. КРОТОВ стал звонить СИДОРЕНКОВУ и требовать с него вознаграждение, утверждая, что подключение дома произошло только благодаря содействию его знакомых из администрации Омской области. КРОТОВ угрожал потерпевшему, что если он не заплатит, то его ждут неприятности. Потерпевший не хотел для себя проблем, потому согласился заплатить КРОТОВУ. В феврале 2010 года СИДОРЕНКОВУ позвонили сотрудники ФСБ и сообщили, что КРОТОВ и ШКУРИН пытаются обманным путем вытянуть из него деньги. Оперативники предложили СИДОРЕНКОВУ поучаствовать в оперативном эксперименте и под контролем передать 100 тысяч рублей КРОТОВУ в районе библиотеки им. А. С. Пушкина. Когда же КРОТОВ после этого передавал половину суммы, полученной от СИДОРЕНКОВА, ШКУРИНУ в здании Заксобрания Омской области, сотрудники УФСБ по Омской области их задержали. Как выяснилось, осужденные не имели к подключению дома какого-либо отношения, а потерпевшего ввели в заблуждение относительно своей роли в этом процессе.
КРОТОВ своей вины не признал. Рассказал суду, что купил квартиру в указанном доме, а так как у заказчика строительства данного дома возникли проблемы с его подключением к тепловым сетям, предложил свою помощь. КРОТОВ, по его словам, используя свои связи и знакомства, организовал подключение дома к сетям, однако СИДОРЕНКОВ тянул с выплатой ему оговоренного вознаграждения в размере 100 тысяч рублей. Так как потерпевший потребовал, чтобы КРОТОВ как-нибудь подтвердил свое участие в решении проблемы с подключением дома, то КРОТОВ попросил своего знакомого ШКУРИНА, который работал в аппарате Заксобрания Омской области, подтвердить это. За это КРОТОВ пообещал ШКУРИНУ занять в долг необходимые ему 50 тысяч рублей. ШКУРИН своей вины в мошенничестве не признал, утверждая, что всего лишь согласился подтвердить слова КРОТОВА, в чем теперь раскаивается. По мнению осужденных, в их отношении сотрудниками ФСБ была проведена провокация. Однако суд посчитал, что вина подсудимых доказана. Суд учел их возраст, что они ранее не судимы, имеют положительные характеристики, также то, что КРОТОВ является инвалидом 2-й группы, а ШКУРИН имеет медаль «Заслуженный работник промышленности Омской области» и частично признал свою вину. По мнению суда исправление осужденных возможно без их изоляции от общества. Приговор в законную силу еще не вступил.
— За более чем четверть века моей работы непосредственно по юриспруденции это самое странное дело по мошенничеству, которое мне довелось видеть. Мошенничество предполагает собой какой-то обман, однако в данном деле осужденные не обманывали, а просто требовали деньги, говоря, что иначе у потерпевшего возникнут проблемы. Потерпевший прекрасно знал, что КРОТОВ и ШКУРИН не имеют никакого отношения к тому, за что просят передать им деньги. Налицо вроде бы признаки вымогательства, но и здесь нет необходимой для этого преступления реальной угрозы жизни. Мы обязательно ознакомимся с протоколом по делу, а потом решим, будем ли обжаловать приговор, — сообщил «КВ» защитник ШКУРИНА адвокат Александр ЖЕЛЕЩИКОВ.