Все рубрики
В Омске среда, 20 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0348    € 105,7338

Эльдар ХАМИТОВ, аспирант ОмГАУ: «Если заниматься чем-то одним, можно замкнуться в своем маленьком мирке»

2 марта 2011 17:52
0
3697

Сначала молодой ученый скромничал, говорил, что по сравнению с другими У.М.Н.И.К.ами особыми талантами не блещет. Оказалось, Эльдар лукавил: его интересы только научной деятельностью не ограничиваются. Двадцатитрехлетний изобретатель успел проявить себя во многих сферах: окончил художественную школу, работал промышленным альпинистом, преподавал астрономию, увлекается экстремальными видами спорта — сноубордингом и кайтингом. Аспирант аграрного университета рассказал корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ не только о своих научных изысканиях, но и об увлечениях.

— Эльдар, что вы изобрели и в какой сфере будет применяться новинка?
— Сложно сказать, что мы что-то изобрели, потому что «изобрели» — достаточно громкое слово. На данном этапе наука находится на той стадии, когда сложно придумать что-либо действительно новое. Мой проект на конкурсе У.М.Н.И.К. — это результат той работы, которой я занимаюсь более двух лет. Основная тема гранта — анализ данных воздушного лазерного сканирования. Воздушное лазерное сканирование – одна из технологий, применяемых ныне наряду с космической и аэрофотосъемкой. Технология позволяет получать информацию об объекте съемки с высокой подробностью при точности, не превышающей десятка сантиметров. Необработанные данные лазерного сканирования отображают все объекты, попавшие в зону прохождения лазерного луча, в том числе деревья, дома, дороги, машины и людей. В картографических целях нам не нужна информация о том, где стояла машина. Перед нами стоит задача создать компьютерную программу, которая будет автоматически анализировать и классифицировать данные, полученные с помощью ВЛС.

— Что представляет собой ваше изобретение, это «коробочка» с лазером?
— Нет, «коробочку» с лазером уже давно изобрели. Мы занимаемся разработкой алгоритмов расчета параметров съемки и математического анализа данных, планируем создать необходимое программное обеспечение. Я сам немного программирую, но, наверное, нельзя быть хорошим программистом и хорошим ученым, каждый должен делать свое дело. Скорее всего, мы будем привлекать сторонних разработчиков: почему бы не заплатить людям, которые специализируются в той сфере, где ты не профессионал, чтобы сделать работу быстрее и эффективнее?

— То есть вам принадлежит идея автоматической обработки данных ВЛС?
— Идея автоматической обработки данных не нова, если существует технология, люди наверняка задумывались о том, как ее автоматизировать. Перед российскими картографами стоят немного другие задачи, чем перед их зарубежными коллегами. По нормативам, у нас, чтобы создать план пятисотого масштаба, нужно отобразить все, что находится на местности, включая все элементы облагорожения местности: бортовые камни, парапеты и т.д. В Европе и Америке таких задач перед картографами не стоит. То есть иностранцы не занимались теми проблемами, которые интересуют нас. При ВЛС информация о местности представлена в виде цифр, компьютер не может «увидеть», что набор чисел – это, например, дом. Мы хотим провести математический анализ данных, полученных с помощью воздушного лазерного сканирования, выявить закономерности. Затем на основе эталонных закономерностей классифицировать объекты и разработать программный продукт. Я работаю в ВИСХАГИ инженером в отделе перспективного развития. Мы выполняли задачи по обработке местности — обновляли топографические данные территории Омска. Заказчиком выступал департамент архитектуры. Объемы работ были колоссальные. Поэтому у нас возникла идея максимально автоматизировать процесс обработки данных ВЛС.

— Если я правильно понял, участие человека в процедуре воздушного лазерного сканирования и обработке данных будет сведено к минимуму?
— Полностью исключить человека из процесса не удастся. Мы пока не пришли к тому, что компьютер сможет завоевать мир без участия человека. Даже если это произойдет, за всем будет стоять человек (смеется).

— Сколько времени потребуется, чтобы полностью завершить работы над вашим проектом?
— Конкретные сроки назвать сложно. Многие организации опрометчиво инвестировали большие средства в эту область, купили дорогостоящее оборудование и не оправдали затрат, потому что не нашли заказчиков. В Европе ВЛС повсеместно применяется, а в России еще не пришло время для широкого внедрения этой технологии. Тем не менее работы уже выполняются, на эту тему пишутся научные статьи. Я думаю, что через пять лет все поймут, что эта технология – уже настоящее, а не далекое будущее, у заказчиков работ отпадут все опасения и спрос увеличится.

— Последние кадастровые скандалы – ваших рук дело?
— Какие скандалы?

— Дендропарк, Зеленый остров.
— Вот тут мы ни при чем (улыбается). Мы занимаемся картографией, а не размечаем собственность. Если на местности стоит дом, значит, он будет изображен на карте, именно в том месте, где находится, нас не интересует кому он принадлежит.
Может, это прозвучит как лесть, но я стараюсь регулярно читать «Коммерческие вести», чтобы быть в курсе событий, которые происходят в городе. В вашей газете часто появляется информация о том, что происходит в ВИСХАГИ. Интересно узнавать из СМИ о предприятии, на котором работаешь.
Периодически читаю статьи про У.М.Н.И.К.ов — волосы дыбом бы встали, но не могут, потому что заплетены в косички. Но иногда читаешь и думаешь: черт, один – кандидат в мастера спорта по боксу, второй — юное дарование России, третий на гитаре играет! Мимо меня это как-то прошло. Я в жизни другими вещами занимался.

— Какими?
— Как бы тривиально это ни звучало, я люблю кататься на сноуборде. Последнее время увлекся сноукайтингом. Для нашего города, пожалуй, единственный приемлемый способ катания, так как гор не было и нет, а ветра – всегда в достатке. По-моему, в Омске можно либо заниматься исполнением трюков — фристайлом, либо кайтингом.

— В Европу, стало быть, ездили, чтобы в Альпах покататься?
— Нет, в Альпах я всего два дня пробыл. Я ездил в Мюнхен на ISPO – выставку, посвященную зимним видам спорта. Это сильно расширило мой кругозор. Мне мой научный руководитель как-то сказал: «Нужно чаще выезжать, а то ты сидишь в своем болоте и чувствуешь себя мастодонтом». В прошлом году мы ездили в Новосибирск на выставку «Гео-Сибирь» — непосредственно по нашей тематике. Я думал: «Вот это выставка!» Съездив в Германию, понял, что «Гео-Сибирь» — это школьная ярмарка.

— Новый сноуборд не прикупили?
— Я купил баланс-браслет. Это приспособление якобы помогает держать баланс при катании на сноуборде или сёрфе. Кстати, выставка для меня прошла с пользой: я научился безошибочно определять в толпе людей из России. Они идут, ничего не говорят, а ты думаешь: «Из России что ли?». Потом слышишь – по-русски заговорили. В последний день наши туристы в китайских секторах устроили настоящую «оптовку».

— Вернемся к вашей работе, какие предметы вы преподаете?
— В этом семестре пока ничего не веду. А в прошлом я преподавал студентам-геодезистам астрономию. Это был достаточно интересный опыт: я поставил перед собой цель научить их конкретным вещам. Так как я недавно окончил университет, еще помню, в чем были недостатки нашего обучения. Поэтому постарался дать студентам те вещи, которые мне пригодились в дальнейшем. Постарался переработать материал и не просто спрашивать о каких-то фактах, делал так, чтобы студенты своими мозгами доходили до того, что написано в книгах. Сам я никогда ничего не зубрил, пытался понять принцип того или иного явления, со студентами старался работать по той же методике. Некоторые из них зачет до сих пор не получили. Я считаю, что преподаватель должен быть жестким и последовательным, со студентами мне приходилось вести себя беспощадно, иначе они сели бы на шею.

— А как студенты относились к преподавателю с такой необычной внешностью?
— На самом деле, еще когда я сам был студентом, преподаватели относились ко мне по-разному. Я считаю, если человек выглядит интересно, он заставляет окружающих пытаться разобраться в том, что он из себя представляет. Когда я преподавал, у меня была другая прическа, но при этом я всегда хожу в шапке. Однажды мне это аукнулось: был студент, который выходил к доске в куртке и шапке.

— Эльдар, чем бы больше хотелось заниматься — наукой или преподаванием?
— Наука и преподавание неразрывно связаны: ты можешь вести предмет год-два, затем достигнешь высокого уровня и рост прекратится. Если заниматься чем-то одним, можно замкнуться в своем маленьком мирке. Человек, который перестал развиваться, – мертвый человек. Наука дает волю к жизни. Я заметил, что люди, которые занимаются тем, что им нравится, имеют большую волю к жизни.

— Понравилось ли вам вести астрономию или же все-таки интереснее было бы преподавать профильные предметы?
— Если преподавать геодезистам, хотелось бы вести что-то по специальности. Геодезия достаточно интересная наука: можно преподавать наземную, воздушную съемку. Мне бы больше хотелось заниматься прикладными задачами, чтобы подготовить людей к выпуску из университета. Когда оканчиваешь учебу, возникает ступор: чем дальше заниматься? У меня этой проблемы не было: я с третьего курса работал, но для многих выпускников окончание учебы – настоящее испытание.
Сейчас для меня главное – выбрать одну дорогу и идти по ней, следовать в двух направлениях, наверное, не получится. Посмотрим, может быть, окажется так, что все пути приведут в одну точку.

Биография
Эльдар Тауфикович родился 8 октября 1987 года в Омске. В 2004 году поступил в Омский государственный аграрный университет на землеустроительный факультет на специальность «Прикладная геодезия». В 2009 году окончил вуз, получив диплом инженера-геодезиста, и поступил в аспирантуру. Сейчас учится на втором курсе аспирантуры, пишет кандидатскую диссертацию на тему «Использование данных воздушного лазерного сканирования при создании топографических планов».
Работает в ВИСХАГИ в отделе разработки и внедрения новых технических средств с четвертого курса университета.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.