Двадцать первого апреля в областном Экспоцентре состоялся первый семинар по вопросам развития территориального бренда. Агентство «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», взявшееся за 12 млн рублей разработать стратегию бренда Омской области, представило первые результаты своего труда.
Цель брендинга — «сделать жизнь лучше»
Напомним, что открытый конкурс на разработку и внедрение регионального бренда был объявлен в Омской области в феврале текущего года. Финансирует проект Агентство по рекламно-выставочной деятельности Омской области. В экспертный совет, который участвует в создании регионального бренда, из числа омичей вошли заместитель председателя правительства Омской области Андрей БЕСШТАНЬКО, министр экономики Омской области Игорь МУРАЕВ, директор АРВД Елена ЧЕНТЫРЕВА и автор первого варианта омского бренда – медвежьей лапы – Станислав ИВАНЧЕНКО. Открывая семинар, председатель экспертного совета Андрей БЕСШТАНЬКО сообщил, что работа над брендом будет комплексной и прозрачной, а также предупредил о наличии рисков: визуализация бренда, по его мнению, может понравиться не всем. Или не сразу.
Руководитель исполнительной дирекции проекта по разработке бренда Омской области Александр ЧУМИКОВ рассказал, что его агентство провело комплексный аудит Омской области, изучив все стороны ее истории и сегодняшней жизни. Кроме того, в окнчательном варианте омского бренда будут учтены результаты всероссийского и регионального опросов. «Самые сильные бренды исходят из истории и традиции, ориентированы на значимые цели в будущем. Главный аргумент, драйвер и итог брендинга – улучшение качества жизни на конкретной территории», — так сформулировал цель всей этой идеи еще один член экспертного совета, координатор Российской ассоциации маркетинга территорий Александр ПАНКРУХИН.
«Регион зависим от нефтепереработки»
Управляющий партнер группы компаний Stas Marketng Partners Андрей СТАСЬ рассказал о том, к каким результатам агентство пришло по итогам комплексного аудита Омской области. На его взгляд, в экономике региона до сих пор мала доля инновационной продукции (около 5% при запланированных в стратегии «2020» 10%), незначительна доля малого бизнеса в общем обороте предприятий (12% при запланированных 25%). «Региональный бюджет дефицитен, при этом доля основного корпоративного налога – налога на прибыль – сокращается вследствие перерегистрации ряда предприятий в других регионах после продажи федеральным структурам. За чертой бедности живут 15% жителей региона. Существует выраженная зависимость от нефтепереработки – ведь эта отрасль составляет 23% от валового регионального продукта», — отметил СТАСЬ. В плане демографии с точки зрения московских пиарщиков Омская область выглядит достойно: рождаемость не хуже, чем по России в целом, отток невелик, а беспокоит лишь сокращение численности работоспособного и экономически активного населения. Еще одна проблема региона, по мнению СТАСЯ, — износ инфраструктуры в сфере транспорта – авиационного, автомобильного.
Свел минусы и плюсы СТАСЬ в итоговом SWOT-анализе, выделив сильные и слабые стороны региона, возможности и угрозы. К сильным сторонам он отнес рост ВРП и сокращение дефицита бюджета, перспективные экономические проекты и выгодное географическое расположение, а также «наличие своих героев». К слабым – значительное количество бедняков, низкую долю инновационного и малого предпринимательства, отставание в развитии инфраструктуры, а также дисбаланс в структуре высшего образования. «Возможности региона заключаются в изменении отраслевых приоритетов, стимулировании бизнеса, развитии инфраструктуры. Нужно эксплуатировать географическое расположение региона, использовать культурные, исторические, спортивные предпосылки для объединения населения вокруг мощных идей. Говоря об угрозах, нужно помнить об активной позиции ряда соседних регионов, угрозе повторного глобального кризиса в 2013 году, о волевом распределении ресурсов федеральными центром, а также о возможном переходе крупных предприятий под федеральный контроль», — сообщил СТАСЬ. Еще одной угрозой разработчики омского бренда назвали пассивность населения.
«Пять озер» и пять озер как составляющие омского бренда
Затем Андрей СТАСЬ перечислил, какие сильные бренды, связанные с Омской областью, уже существуют в разных отраслях. Это в первую очередь корпоративные («Газпромнефть», «Мостовик», «Титан», «ОмскШина», «Омский бекон») и товарные бренды («Пять озер», «Сибирская корона», «Инмарко», «Сладонеж»). В числе «природных» брендов специалисты назвали Иртыш, пять озер Муромцевского района, природный парк «Птичья гавань» и Большереченский зоопарк (как единственный в России сельский зоопарк). Из культурных, образовательных и исторических брендов Омской области СТАСЬ назвал Достоевского, Врубеля, Историко-краеведческий музей, сибирское казачество, временное всероссийское правительство КОЛЧАКА, Омский кадетский корпус, ОмГУ имени Ф.М. Достоевского, аграрный университет и драмтеатр. «Пока мы не пришли к единому мнению, положительны или отрицательны связи омского бренда с ДОСТОЕВСКИМ и ВРУБЕЛЕМ. Лично мое мнение — это отрицательный фактор. ДОСТОЕВСКИЙ вообще «плох» для России — это сплошная депрессия, «чернуха», студент бабушку убил, все с ума у Достоевского сходят различными способами. Не хотелось бы, чтобы Россию, и Омск в частности, воспринимали через призму такой депрессивной картинки», — рассуждал СТАСЬ. «Вы не дочитали ДОСТОЕВСКОГО до конца, там в конце романа позитив», — оборвал московского пиарщика Андрей БЕСШТАНЬКО, подразумевая под позитивом, видимо, раскаяние Раскольникова. «А я все-таки считаю, что образы ДОСТОЕВСКОГО не несут ничего положительного для Омска», — настоял СТАСЬ, а вот про ВРУБЕЛЯ ничего и вовсе не сказал, предложив сместить акценты в сторону сибирского казачества и КОЛЧАКА.
Не обошли вниманием сотрудники агентства ЧУМИКОВА и спортивные бренды, сформировавшиеся в Омске, – ХК «Авангард», ФК «Иртыш», Сибирский международный марафон, а также знаменитых спортсменов – СЫЧЕВА, КАНАЕВУ, ТИЩЕНКО. И наконец, еще один брендовый пласт — бренды событийные, такие, как ВТТВ, Российско-германский сырьевой форум, Омский экономический форум. Перечислив все возможные составные части бренда Омской области, СТАСЬ свел их воедино и озвучил три рабочих гипотезы «о направлениях развития бренда Омской области». «КВ» представляют эти гипотезы читателям дословно.
Концепция № 1
Мы – Омский регион. Край с мужским характером. Край мужских дел.
«Здесь, где покоритель Сибири Ермак достиг берегов Иртыша, у его слияния с Омью возникла первая Омская крепость. Здесь сибирские казаки два столетия охраняли рубежи России от восточной угрозы. Лучшие из них учились в Омском кадетском корпусе и становились российскими генералами. В годы столыпинских реформ тысячи крестьян смело отправились в Прииртышье поднимать сельское хозяйство, которое теперь кормит всю Сибирь. Чуть позже здесь держал последний рубеж великой империи Верховный правитель России адмирал КОЛЧАК. А потом тысячи омичей, таких, как генерал КАРБЫШЕВ, защищали Родину на полях Великой Отечественной, а те, кто остался в тылу, обеспечивали фронт вооружением и техникой. С тех пор Омск стал одним из главных промышленных центров страны. Сегодня мы перерабатываем нефть, производим шины и продукты нефтехимии, строим мосты и заводы, по всей России любят и ценят омские пиво и водку, мясные деликатесы. Мы играем и побеждаем в хоккей, самую мужественную и характерную игру. Мы проводим события межуднародного масштаба. Строим современную космическую технику. И свято чтим свои корни и традиции».
Концепция № 2
Омский регион. ТРАНСЕВРАЗИЯ
«В самом сердце Евразии, там, где пересекаются пути с востока на запад и с севера на юг, там где казак Ермак открыл для Руси просторы земель сибирских…на высоких берегах Иртыша, несущего свои воды из Китая через Казахстан и Россию в Северный Ледовитый океан, обрусевший немец Иван БУХГОЛЬЦ построил Омскую крепость, которая стала форпостом и воротами Империи в сибирскую тайгу и в степи Казахстана. С тех пор Омск защищал, торговал, обеспечивал и соединял, но никогда не стоял в стороне от процессов, происходящих между двумя головами российского орла – восточной и западной. Иртыш, Транссибирская магистраль, федеральная трасса М 51 и интенсивное воздушное сообщение связывают через Омск Европу и Азию, обслуживая транзит людей, грузов, знаний и капиталов».
Концепция № 3
Омский регион. Всегда в авангарде изменений
«На протяжении трех веков Омск был и остается плацдармом России при разворачивании новых амбициозных проектов. Сначала это было освоение Сибири и оборона от внешнего восточного врага. Затем Омск был центральным звеном Транссиба, военно-образовательным центром Сибири и точкой развития отношений с Казахстаном.. в годы Великой Отечественной войны здесь строили вооружение и технику, затем построили крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод. Что будет следующим проектом? Зависит от нас...»