Окончание. Начало см. в «КВ» № … 18 мая
Генеральный директор омского ОАО «Земля» Александр МИХАЙЛОВ, по его собственному признанию, почти десять лет мечтал махнуть в Гренландию и поучаствовать в самой северной в мире лыжной гонке Arctic Circle Race, которая ежегодно проводится в окрестностях удивительного заполярного города Сисимиут, где море не замерзает круглый год. И в начале апреля ему удалось претворить свою давнюю мечту в жизнь. О том, как Александр МИХАЙЛОВ проводил свой экстремальный отпуск, читайте во второй части путевых заметок омского предпринимателя.
Справка «КВ»
Гренландия – самый крупный в мире остров и второй на планете крупнейший покровный ледник после Антарктиды. Официально Гренландия является частью Королевства Дания. Протяженность острова с севера на юг – около 2 700 км, максимальная ширина – 1 300 км, общая площадь – около 2 000 тысяч кв. км. Пригодной территорией для проживания считается только прибрежная полоса южной и западной части острова (около 19% всей площади острова), которая омывается теплым Западно-Гренландским течением. Самая высокая поверхность ледника – 3230 м над уровнем моря. Средняя температура июля в Гренландии – чуть выше нуля. Население (по данным на 2010 год) – 57 600 человек. 90% местного населения – коренные жители острова, гренланские эскимосы (на местном языке – инуиты). Arctic Circle Race (ACR) – международный трехдневный лыжный марафон. В 2011 году он проводился уже в шестнадцатый раз. Девиз гонки: Intensity – Drama – Beauty (Напряжение – Переживание – Красота).
Александр МИХАЙЛОВ
Не тот сибиряк, кто мороза не боится…
Промежуточный лагерь для участников гонки был организован, в принципе, неплохо. Он состоял из финишно-стартовой поляны, судейского домика, большой палатки-столовой, четырех теплых туалетов, еще одной большой палатки, где участники могли хранить теплые вещи, переодеваться, оставлять одежду для просушки (там же работали массажистки из числа волонтеров) и маленьких палаток для ночлега участников гонки (не отапливаемых). Когда я увидел нашу палатку впервые, то даже несколько приободрился. Солнышко светило, внутри было относительно тепло и комфортно, и мне даже показалось, что провести здесь ночь в спальном мешке – это очень легко.
Сюрпризы начались, когда термометр стал показывать 24 градуса ниже нуля. Сначала мне было трудно поместить себя в спальный мешок вместе с головой. Без флисовой вставки мешок он был длинным, а с флисом и со мной стал вдруг каким-то очень коротким. Потом нам всем пришлось учиться разворачиваться в мешках так, чтобы голова не оказывалась сразу на морозе. Под утро стали замерзать ноги (опытные люди привозили с собой пуховые носки-бахилы), а еще приходилось натягивать на лицо флисовую повязку, чтобы не отморозить нос.
В такой обстановке даже сходить ночью в туалет – не самая простая задача. Не подвиг, конечно, но тем не менее. Это же нужно распаковаться, достичь цели, вернуться обратно, запаковаться в мешок еще раз, да так проворно, чтобы не замерзнуть окончательно. В общем, первая ночь прошла у нас в трудах и заботах (не способствовала сну и разница в шесть часовых поясов между Россией и Гренландией). Впрочем, остальные участники гонки тоже стали выползать из палаток ни свет ни заря. К шести утра все уже тянулись в сторону кухни. А проходя мимо градусника, который показывал 28 градусов ниже нуля, обязательно отмечали с гордостью: «Надо же, а я и не замерз (почти)».
Кушать подано!
Во время гонки участники должны были готовить себе пищу сами (горелки на жидком топливе выдавали организаторы). Нужно было иметь и свои продукты из расчета двух ночевок в лагере (завтрак и ужин, как минимум). Мы еще будучи в Сисимиуте свалили в одну кучу все, что привезли с собой (сало, каши, сухофрукты, орехи, сгущенку, витамины, изотоники, энергетики, коньяк в термосе для принятия гомеопатических доз перед сном), разработали меню на «лагерные» дни, составили список недостающих продуктов и прошлись по местным магазинам. Закупили макароны, замороженные креветки, сыр, соус, хлеб, печенье, сахар, джем, мед, чай и кофе (все продукты на прилавках исключительно европейские, хотя географически Гренландия гораздо ближе к Канаде, чем в Европе). Консервы, фрукты и прочее, содержащее воду, брать с собой не было смысла – вода замерзает в лед.
По утрам мы придерживались такого рациона: каша, мюсли, кофе и сыр. Вечером хорошо шли макароны и креветки. За день гонки у меня уходило по три стограммовых упаковки питательного спортивного геля и литр изотонического напитка. Все остальное я добирал на столах в пунктах питания. Питался, как правило, через каждые 40-50 минут, независимо ни от чего. Если не дотягивал до пункта питания, то подкреплялся гелем. Один из самых сложных вопросов – питье. Одноразовые стаканчики на пунктах питания не предусмотрены в принципе (местные власти Гренландии очень заботятся об экологии и стараются избегать всего, что может стать мусором), поэтому приходилось либо таскать с собой собственную кружку, либо как-то выходить из положения иным способом. А собственное питье удобнее было возить в металлическом термосе, а в поясном термобанане (его легче снимать). Правда, некоторые участники ехали с фляжками, которые крепили к лямке рюкзака, но в таких фляжках питье быстро остывало.
По долинам и по взгорьям
На стартовой поляне ярко светит солнце. Вокруг горы, ярко-голубое небо, искрящийся снег и веселые волонтеры, подбадривающие сосредоточенных марафонцев своими возгласами. Полное ощущение праздника. В первый день проводить участников гонки в дальний путь вышло практически все население Сисимиюта. Люди стояли вдоль стартового коридора на протяжении 500 метров и заполнили все близлежащие пригорки. Но вглядываться в лица участников – бесполезно. Лиц не видно. Только шлемы, маски, пластырь, крем, очки. Без мощной защиты от обморожения и солнца никак не обойтись.
Трасса ACR представляет собой череду многокилометровых тяжелейших подъемов и длинных горнолыжных спусков (из 160 километров только 10 километров проходили по горизонтальной поверхности замерзшего фиорда). На середине одного из самых крутых спусков я долго не мог собрать в одну кучу себя, лыжи палки. А когда собрал (разбил только губу, а это терпимо) и посмотрел вниз, решительно снял лыжи. Пока спускался по обочине трассы (около 600-700 метров), мимо успели пронестись 12 марафонцев. Поначалу мне было даже обидно. Зато когда я опять встал на лыжи, понял, что пеший спуск пошел мне только на пользу.
Остальные участники к существующей реальности приспособились еще быстрей. И вскоре я заметил, что с лыжами на плечах спускались и забирались на крутой подъем почти все, кроме самых сильных лыжников из головной группы. Кстати, подъем без лыж оказался не только безопасным, но и быстрым. Сняв лыжи, можно было легко обогнать понимающегося «елочкой» лыжника и даже уйти солидно вперед. К тому же появляется время на осмотр красот. Идешь вверх, тащишь лыжи и крутишь головой, любуясь суровыми арктическими пейзажами. А после преодоления каждого участка трассы получаешь такое удовольствие (драйв), что забываешь даже об усталости.
Кто мы?
Уже давно пытаюсь ответить сам себе на мучительный вопрос: кто же мы такие, участники марафонов? Мы не профессиональные спортсмены – это однозначно, поскольку не зарабатываем марафонами деньги, как профессионалы, с которыми представители той или иной команды заключают договор. Согласно договору, профессионал должен пробежать определенное количество гонок, получить вознаграждение за проделанную работу, а в случае победы – призовые по прейскуранту. Вот элита и ломится за вознаграждением и премиальными, рвет жилы.
А мы зарабатываем себе на жизнь и на марафоны в другом месте. Добровольно платим стартовые взносы за право поучаствовать в гонке. И зачем рвем жилы – совершенно не понятно. Вот взять, например, ВАСАЛОППЕТ. Эта гонка идет 12 часов. Элита, понятно, на работе, ей нужно быстрей пробежал дистанцию. А мы-то заплатили за 12 часов удовольствия, а пробежали только 6 часов. Как ни крути, удовольствия получили вдвое меньше. Так почему же мы куда-то постоянно ломимся вместо того, чтобы спокойно ехать и никуда не торопясь любоваться окрестностями? Но на этот вопрос я так не нашел ответа.
Победили все
И о том, что не самое главное – о результатах ACR-2011. Лично я считаю, что победителями стали все, кто участвовал в гонке и дошел до финиша. Просто кто-то раньше пришел к своей победе, а кто-то позже. Бронзовый призер чемпионата мира Илья ЧЕРНОУСОВ прошел эти 160 километров за 10 часов 11 минут 15 секунд. Я уступил Илье больше двух часов, тем не менее, финишировал первым в группе «50+» и даже вошел в десятку лучших в общем зачете. А замыкающий в итоговом протоколе (76-й), прошел трассу самой трудной в мире гонки за 26 часов 16 минут и 29 секунд. Ему было тяжелее всех. Но он все равно смог победить.
Александр МИХАЙЛОВ