Министерством обороны было предложено и поддержано президентом и премьером — установить уровень рентабельности предприятий ВПК в 20% на собственные затраты и 1% на комплектующие, покупные изделия. Подход этот был до всех доведен в конце прошлого-начале этого года. Реализовать, к сожалению, раньше это предложение, пока не был утвержден гособоронзаказ, было невозможно. А задержка с его утверждением, вы это знаете, была связана с формированием одновременно государственной программы вооружений. Она была утверждена только 31 декабря. Поэтому заниматься реализацией госзаказа мы могли реально после 11 января — после новогодних выходных. Вот что сложилось реально по 2011 году.
Однако и в этих условиях, когда началась реализация этого подхода, со стороны ВПК была выявлена элементарная неготовность к его реализации. В чем причина? Мы все говорим, что 12-15 % — это уровень рентабельности, позволяющий нормально функционировать, осуществлять производство. Минобороны устанавливает 20% — устраивает всех? Устраивает! Начинаем обосновывать расчет начальной цены по статьям затрат — и у всех обнаруживается превышение. Я пример только один приведу, чтобы был понятен порядок цифр: по ракетному комплексу «Искандер» работу начали в октябре 2010 года. До настоящего времени цена в ФСТ не зарегистрирована, а на привнесенные затраты рентабельность оказалась 800%! Но у Минобороны нет своих средств. Минобороны — это государственный карман, государственные деньги. И мы по-государственному должны ими распоряжаться. Проблемы в том числе и с затяжкой, размещением ГОЗа связаны с тем, что до настоящего времени предприятия, в том числе и сибирских регионов, не могут обосновать начальную цену контракта или продукции.
Другой момент: вы знаете, что ряд задержек связан с введением впервые в 2011 году дополнительных условий, связанных с размещением госзаказа. В том числе изменились подходы Минобороны, которые были поддержаны головными исполнителями, по закупке комплексных образцов и систем. Это связано прежде всего с решениями правительства по снижению позиций госзаказа. Приведу простой пример: в 2007 году было 12 600 наименований в госзаказе. В текущем году — 2 400. Но предприятие опять же таки не могут ни в Минобороны, ни в ФСТ обосновать цену комплекта.
Еще один момент — долгосрочные контракты. Я вам назову две цифры. У нас из 2 400 позиций 1000 — это двух-,трехлетние и более контракты. В 2011 году впервые Минобороны вынуждено было прийти к такой схеме выполнения госзаказа, как кредитование под государственные гарантии. Доля средств, предусмотренных госпрограммой вооружения по пятилеткам, далеко не равная. На первую пятилетку по 2015 год — 31% общего объема, при этом именно в эти сроки должно произойти наиболее массовое переоснащение вооруженных сил. И 69% — на вторую пятилетку. Для того чтобы поддержать отечественное производство, Минобороны предложило (долго боролись с Минфином, но было поддержано) схему кредитования под госгарантии. Ни много ни мало это 168 миллиардов на четыре года. Но тем не менее — не верят: предприятия убеждаем, что эта схема жизнеспособна, от Минфина получаем заключение, что это действительно так, но к настоящему времени из 29 предприятий только с 11 заключены кредитные контракты, потому что предприятия опасаются рисков, даже имея разъяснения Минфина, что средства, выплаченные предприятием на оплату процентов по кредитам, не будут облагаться налогом. Не верят, поэтому не заключают контракт. Вот основные причины.
Вы говорите, что с третью предприятий не заключены контракты? Но у нас почти на 30 млрд рублей на руках у предприятий контракты, уже подписанные Минобороны, и мы их обратно не можем получить или получаем, но с разногласиями.
Мы уже сейчас по решению министра обороны завершаем работу бюджетной комиссии по рассмотрению ГОЗов 2012 года. И мы ее завершим до 15 июля с таким расчетом, чтобы к середине ноября Минобороны было готово проводить конкурсные процедуры. И эта работа будет выполнена с учетом ошибок, которые были допущены в 2011 году.
У нас 581 млрд — объем госзакакза 2011 года. Из них почти 300 млрд рублй на сегодняшний день были выплачены авансом. Это почти на 100 млрд больше, чем в прошлом году. При этом закон говорит, что авансировать ГОЗ можно до 80%, министр обороны в этом году принял верхний предел — 80%. Более того, по инициативе Минобороны разработан проект постановления и он согласован уже с Минэкономики и Минфином о 100% авансировании предприятий, которые гарантированно выполняют госзаказ.
Что касается военных приемок. Военная приемка не отвечает за качество продукции. Нет такого постановления правительства, которое определяет такие функции и задачи военной приемки. Я прошу руководителей заглянуть в законы и постановления, вспомнить и освежить в памяти. Вместе с тем решением министра обороны директива Генерального штаба отменена. Никаких сокращений военных приемок на сегодняшний день не будет. В ближайшее время под руководством министра экономики будет совещание с привлечением федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, на котором будет выработано и потом принято решение по этому поводу.
(из выступления на совместном заседании совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе и совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» на тему «О совершенствовании государственного управления и мерах поддержки развития оборонной и гражданской промышленности Сибири» в рамках военной выставки «ВТТВ-Омск-2001» 6 июля 2011 года).