30 августа в Омском областном союзе предпринимателей состоялась встреча представителей бизнеса и СМИ с доктором философских наук, профессором кафедры философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Мзией КУПАРАШВИЛИ. В ноябре текущего года ООСП планирует провести 3-й межрегиональный форум деловых бизнес-объединений азиатской части России «Бизнес. Гражданское общество. Власть». Цель его — привлечь внимание бизнес-сообщества к вопросам формирования гражданского общества, необходимости участия представителей малого и среднего бизнеса в общественной жизни и общественном контроле за властью на всех ее уровнях через эффективно действующие общественные объединения. Так вот в рамках подготовки к форуму ООСП проводит серию встреч с экспертами в различных областях: политологии, юриспруденции, экономике, духовенстве, философии. Уже состоялись две встречи — с экономистом Сергеем ЕВСЕЕНКО и юристом Александром КОСТЮКОВЫМ, а Мзия Джемаловна стал таким экспертом в области философии.
«Такого, чтобы государство пришло к вам и сказало: «На!», не будет»
Сегодня понятия «гражданское общество» и «гражданская позиция», по мнению КУПАРАШВИЛИ, похожи на привидения, потому что их никто не видел, никто о них ничего не знает, но все о них говорят.
— Про Россию говорят, что она кого-то вечно догоняет, но это не так. Россия никого не догоняет, она решает точно такие же задачи, связанные с гражданским обществом, как и все остальные цивилизованные страны. Речь идет о дублировании функций государства, о девальвации его полномочий, об ограничении его властных притязаний, об аннуляции центральной властной структуры.
КУПАРАШВИЛИ привела такое определение гражданского общества: «Это социальная система, в которой функции целого осуществляются через взаимодействие автономных индивидов — граждан с учетом их прав, обязанностей, возможностей, интересов. Оно формируется в ходе социальной эволюции по мере того, как стандарты человеческих отношений выявляют свою подконтрольность кооперированным общественным индивидам». По ее словам, с одной стороны, гражданское общество — социальная форма, обуславливающая существование всех систем, то есть государство в него входит как подсистема.
— Когда предприниматели возмущаются, что государство этого не делает, того не делает, они не понимают, что государство само это делать не будет. Государство может это сделать, конечно, только если вы заставите его пойти на диалог, а конфронтация как вам не нужна, так и власти. Такого, чтобы государство пришло к вам и сказало: «На!», не будет, — обратилась к предпринимателям доктор философских наук.
В другой интерпретации гражданское общество является само подсистемой, производной от развития экономики и индустрии, оно реализует отношения между людьми и регулирует отношение людей к государству. По мнению КУПАРАШВИЛИ, появление гражданского общества связано с нарушением отождествления общества с государством. Раньше эти понятия не разводили. Теперь общество и государство стали выполнять разные функции: основная у общества — социальное воспроизводство, а у государства — сохранение формы общества. Сегодня общество наконец-то стало претендовать на контроль над государством. Первичным элементом строительства гражданского общества являются заинтересованные группы, ассоциации, союзы, которые сегодня имеют вид социальной сети. Таким образом, по мнению КУПАРАШВИЛИ, от качества граждан в этой сети полностью зависит не только качество жизни, но и возможность полной реализации будущего проекта гражданского общества.
«Экономика России не может быть децентрализованной»
Эксперт-философ делает вывод — бизнес-производства должны быть национально ориентированы. Главная работа гражданских объединений и союзов состоит в актуализации фундаментальных национальных ценностей для решения постиндустриальных задач.
КУПАРАШВИЛИ. Все модели либерального общества, которые работают на Западе, в России никогда работать не будут. В России служение — это основная идея. Как только от служения уходили армия, дворянство, то они практически исчезали как слои общества, как сословия. История ведь должна кого-то учить. Не надо было в недавнем прошлом приватизировать нефть, газ, металлургию, энергетику, ЖД, потому что эти отрасли и так приносили сколько угодно дохода. Их приватизация стала возможной в условиях отсутствия гражданской позиции. Власть сегодня не связана никакими нормами — ни религиозными, чем была связана царская власть, ни идеологическими, чем была связана советская власть, потому ее действия нужно корректировать со стороны институтов гражданского общества. Нормы разные есть, юридические — как правило всегда подгоняются, в них всегда можно найти лазейку, а вот этические, морально-нравственные — это основа всего. Право вытекает из морали. Сегодня Россия оказалась без идеологии и без производства.
«Без православия гражданского общества не построить»
По мнению эксперта-философа, для формирования осознанного социального опыта необходима целенаправленная образовательная работа не только в школах и вузах, но и в профессиональных объединениях вроде ООСП. Люди в них должны приобретать не только сумму знаний, технику меркантильного обогащения, но и приобщаться к общечеловеческим нормам морали, к национальной культуре, метафизическим ценностям.
КУПАРАШВИЛИ. Православная культура, в основном русская, может дать новый виток развития не только для русских, но и для всего мира. Сегодня при выхолащивании этики духовности весь мир стоит на пороге просто жутких вещей. Основной категориальный аппарат православия: нестяжение, служение, примат духовного над материальным, примат коллективного над индивидуальным. Это ведь прекрасные, уникальные концепции русской философии — правда, истина, подлинная свобода от пут любой собственности, принципы разумного потребления, достойного существования. Экономическая жизнь — это всего лишь видимая часть нерешенных проблем, причина которых лежит в философско-мировоззренческой области. Ценности православия не потому ценные и прогрессивные сегодня, что они православные, а потому, что они еще не получили того физического износа, который получили уже католические и протестантские, они еще могут работать, они еще не выхолощены и не сведены к пошлым истинам. Без этого гражданского общества не построить.
КЛИМАНОВА. Я согласна, что нам нужна какая-то национальная идея, которая поможет нам создать гражданское общество. Чтобы мы могли быть в диалоге с государством. Для этого нам нужно прежде всего объединиться. Те ценности, которые есть в православии, они как раз и могут нас объединить, чтобы мы пошли общим единым строем разговаривать с тем же государством, отстаивать свои права.
«А православие-то тут при чем?»
Николай БЕЗДЕНЕЖНЫХ. Вы говорите, что православные ценности не износились, но кроме общечеловеческих ценностей в православии есть еще и специфичные. Какие основания у вас есть для того, чтобы делать такие утверждения?
КУПАРАШВИЛИ. Сегодня о глобальном мире много говорят. Глобализация мне видится в трех вариантах. Первый — американский. В этом случае у нас у всех не будет ни родины, ни национальности, то есть мы все будем никто и никем. Американской нации ведь нет — этому народу всего 260 лет.
КЛИМАНОВА. Правильно, у американцев даже национального блюда нет.
КУПАРАШВИЛИ. Америка — это сборная мира, причем не лучших людей. Второй вариант — китайская глобализация. Мы все будем китайцами. Я бы их больше опасалась, чем американцев. Третий вариант глобализации — русская, которая представляет собой симфонию культур. То есть здесь ни одна культура не уничтожается, а они являются цветущей сложностью. Это русская философия.
Николай БЕЗДЕНЕЖНЫХ. А православие-то тут при чем?
КУПАРАШВИЛИ. Так это и есть православие. Практически все русские философы были священниками.
Павел КРУЧИНСКИЙ. Так что нам нужно делать-то, на раз — два — три скажите?
КУПАРАШВИЛИ. Я уже сказала — актуализировать национальную культуру, категориальный аппарат русской философии, которая целиком православная. Нужны активные люди, у которых будет добрая воля. Поддерживайте толковых студентов — это и будет гражданский долг, очень православный, между прочим. Пусть ООСП откроет курсы, школы для заинтересованных людей, что также очень по-православному.