Градостроительный совет города Омска 16 декабря решил принять с учетом замечаний концепцию схемы теплоснабжения города Омска на период до 2025 года (период действия генерального плана). Причем заказчиками схемы выступили два главных энергоснабжающих предприятия города – Омский филиал ОАО «ТГК-11» и МП города Омска «Тепловая компания». Неудивительно, что члены градсовета в представленной схеме усмотрели явные преимущества для этих двух компаний.
Машину мэра засыпало пеплом
Директор Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктор ГААК напомнил, что предыдущая схема была утверждена горсоветом в 2000 году. Но кризис многое изменил в планах застройщиков, кроме того, вышел закон о теплоснабжении, который ввел новые требования. В 2009 году был заключен договор с СибЭНТЦ из Новосибирска на разработку новой схемы. На градсовет он представил свои первые наработки, а в конечном итоге схема должна быть разработана в первом полугодии следующего года.
По словам Виктора ГААКА, схема предполагает перераспределение мощностей от запертых котельных туда, где есть дефицит. Например, рассматривается вариант передачи тепла от ТЭЦ-4 на Левый берег в качестве альтернативы строительству ТЭЦ-6. Окончательное решение пока не принято, но те потребности, которые уже сегодня будут на Левобережье, покрываются источниками ТГК-11.
Виктор ШРЕЙДЕР, еще находящийся на момент заседания градсовета в должности мэра Омска, решил спросить Виктора ГААКА об экологии в связи с негативным влиянием и выбросами ТЭЦ-5.
— Предлагается ли все же переход на более экологически чистое топливо? — поинтересовался градоначальник.
— Нет, — сообщил г-н ГААК. — Во-первых, это затраты неокупаемые. Второе – рост цен на газ опережает рост цен на уголь. В связи с этим, если мы хотим большими темпами увеличивать тарифы....
— А с экологией как быть? — прервал его Виктор ШРЕЙДЕР. — Вам привести пример двухнедельной давности, когда из-за выбросов ТЭЦ город был завален золой?
— Это спорный вопрос, — пытался парировать Виктор ГААК.
— Как спорный? — продолжил Виктор ШРЕЙДЕР. — Мой служебный автомобиль в субботу весь был в течение часа засыпан пеплом. Уважаемые жители города Омска, поднимите руку, кто не обратил внимания на это. Ни одной руки нет. Я призываю всего лишь к одному – улучшить экологическую ситуацию в городе.
— Идеального фильтра еще не создали, — пояснил Виктор ГААК. — Сегодня жители Омска должны нам 680 млн рублей. Если они смогут позволить себе платить на 30% дороже за тепло и электроэнергию, этот вопрос собственник может рассмотреть.
Перспектива строительства ТЭЦ-6 пока не определена
Саму схему защищал главный специалист теплотехнического отдела Группы Е4 ЗАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» института «Новосибирсктеплоэлектропроект» Игнат БОРОДИХИН. По его словам, схема была разработана по трем этапам: с 2010-го по 2015 год, с 2015-го по 2020 год и с 2020-го по 2025 год. По имеющимся расчетам, суммарная площадь застраиваемой территории к 2025 году составит 3 300 гектаров. При этом на долю жилой застройки приходится 2 600 гектаров, на долю общественно-деловой застройки – 600-700 гектаров.
Перспективная тепловая нагрузка была определена на основе этой предполагаемой застройки города. В итоге прирост тепловых нагрузок суммарно по Омску с учетом жилого и общественно-делового строительства составил 1 900 Гкал в час. Наибольший прирост нагрузок ожидается в Кировском округе на уровне 720 Гкал в час и в Центральном округе — на уровне 475 Гкал в час.
На сегодня централизованное теплоснабжение Омска осуществляется от пяти крупнейших теплоисточников, входящих в состав омского филиала ТГК-11, и от 153 котельных, в том числе 24 квартальных котельных Тепловой компании и 129 ведомственных котельных.
По словам Игната БОРОДИХИНА, для покрытия нагрузок дефицитной левобережной части Омска необходима передача тепла с запертых мощностей ТЭЦ-4 или строительство нового источника. В частности, это задекларированная в генплане ТЭЦ-6 (но на самом деле ее перспективы весьма туманные) и новый теплоисточник в южной части Кировского округа. Кроме того, потребуется строительство новых мини-ТЭЦ и котельных в зонах дефицита для покрытия нагрузок перспективных объектов, расположенных на значительном удалении от существующих тепловых сетей.
В Ленинском округе покрытие перспективных нагрузок планируется осуществлять от существующих источников – котельной ТЭЦ-2, котельной Тепловой компании на улице Кирова, которая потребует реконструкции, и котельной на станции Московка. Кроме того, потребуется строительство нового источника для покрытия нагрузок птицефабрики.
Для потребителей Октябрьского округа предполагается использовать существующие источники – ТЭЦ-5 и ТЭЦ-2. А в Советском округе имеются существенные резервы тепловой энергии, которые пока невозможно использовать ввиду отсутствия тепловых сетей. Тем не менее основной прирост тепловых нагрузок здесь ляжет на существующие ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Кроме того, планируется задействовать котельные ОАО «Омский каучук» и Омского филиала компании «СГ-Транс». А для подпитки нагрузок планируемого завода поликристаллического кремния на севере Советского округа, по словам Игната БОРОДИХИНА, необходимо строительство нового источника ввиду удаленности этого предполагаемого завода от существующих тепловых сетей.
В Центральном округе основные площадки строительства находятся в зоне действия существующих источников – ТЭЦ-5, котельной ООО «Омсквинпром» и котельной ООО «Теплогенерирующий комплекс». Кроме того, крупная площадка жилищного строительства в поселке Амурский потребует строительства нового источника тепла.
Найдется ли место малой энергетике?
«В схеме теплоснабжения предусматривается строительство в южной части Омска мини-ТЭЦ малой мощности, — выступил на градсовете представитель Омсктехуглерода. — Сегодня здесь два наших теплоисточника. Вопрос: почему в схеме они не предусмотрены для покрытия перспективной нагрузки? У нас 200 Гкал свободных мощностей.
По словам разработчиков схемы, они смотрели площадки строительства, которые находятся как можно ближе к источникам, а сети Омсктехуглерода расположены далеко. Но в дальнейшем при более глубокой разработке их могут учесть.
Президент Союза строителей Николай ЛИЦКЕВИЧ высказал мнение, что новые микрорайоны могли бы обеспечиваться теплом за счет поквартирных или внутридомовых газовых котлов, а также котельных небольшой мощности на какую-то часть микрорайона. «Мы это не предусматриваем, — продолжил он. — В итоге живем мы в квартире или нет – нам по графику выдается тепло, которое мы не потребляем, но мы за это платим. Надо все-таки предусмотреть эту возможность для новых кварталов, привести туда газ».
Кроме того, Николай ЛИЦКЕВИЧ выдвинул фантастическую, по собственному признанию, идею реанимировать ТЭЦ-1 возле Омской крепости. «Если там поставить три хороших котла, то вся схема центра города становится легкой, без нагрузок, без копания земли, — предположил он. — Стоит же у Кремля уже столько лет ТЭЦ и работает, не испортила вид».
В итоге после обсуждения концепции главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ предложил заложить в ней возможности для развития конкуренции и экономии потребителей:
— Мы должны предусмотреть в концепции не просто комплекс технических мероприятий, а стратегическую задачу стандартов качества жизни в рыночных условиях. Это и прописано в генплане. Предлагаю, чтобы в концепции было записано – схема должна позволить наконец право выбора. Если нет выбора, нет рыночных условий – есть монополия. У потребителя должно появиться право выбора – откуда он возьмет это тепло. Если это окажется недостижимым к 2025 году, мы поправим документ, но стремиться к этому надо. Почему-то в Европе и большая, и малая энергетики везде вписываются, в том числе и ветряки со своей электроэнергией, а у нас это никак не уживается. Да потому что большая энергетика просто не хочет! Здесь должен быть выбор, как в магазине. Если мы такую задачу не поставим, такого никогда и не будет.
Виктор ШРЕЙДЕР озвучил решение градсовета: поддержать концепцию, но еще поработать с учетом этих задач, вопросов и обсуждений.
Комментарий
Виктор ГААК,
директор Омского филиала ОАО «ТГК-11»:
— То, что на перспективу должно быть конкурентное поле, это правильно. Где-то на концевых точках выгодно иметь тепловые насосы, где-то крышные котельные. Но строить новые котельные не всегда выгодно. Когда работает маленький теплоисточник – у него недостаточно оборотных средств, недостаточная надежность и нет возможности заимствования. Население не всегда платит образцово, и когда образуется дебиторская задолженность, он просто прекращает обеспечивать жителей льготами.
Представленная концепция пока только скелет. Теперь на следующем этапе он будет наполняться. По каждому микрорайону надо посмотреть сети, есть ли возможность подвода воды, электроэнергии, газа. Думаю, к концу первого полугодия 2012 года мы уже представим более подробную схему с ответами на все вопросы.