В конце декабря 2011 года стало известно, что Омский государственный технический университет, единственный из омских вузов, стал победителем в конкурсе, объявленном Минобрнауки и в течение трех лет будет дополнительно получать из федерального бюджета по 100 млн рублей на реализацию своей программы стратегического развития. Как считает министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО, все 55 вузов, в число которых вошел и ОмГТУ, представили внятные стратегии, и если они свои планы выполнят, смогут претендовать и на более высокий статус – национальных исследовательских университетов. О финансировании высшего образования, проблемах подготовки будущих лидеров производства, итогах 2011 года и перспективах омских вузов с ректором ОмГТУ побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Виктор Владимирович, что это был за конкурс Минобрнауки, на котором ваш вуз победил, и для чего он проводился?
— Цель понятная, Минобрнауки ее и не скрывает — определить лучшие вузы из тех, которые по каким-либо причинам недотянули до статуса национального исследовательского университета. Структура государственного высшего образования выстраивается, напомню, по принципу пирамиды. Сверху — пять федеральных университетов. Под ними – порядка 40 национальных исследовательских университетов. Еще ниже – 55 вузов, которые победили на конкурсе программ развития, в котором участвовали 248 вузов, а потом — остальные. Фактически выделены 100 лучших вузов страны, которые и будут получать дополнительное финансирование в 2012-2014 годах. У Союза ректоров России все это вызывает, естественно, живую реакцию. Уже поступают предложения по созданию координационного органа при Союзе ректоров, который бы наблюдал за ходом исполнения вузами заявленных программ развития, ректоры отраслевых вузов высказывают претензии, что их обошли и не включили в эту программу.
— А вы как считаете?
— На мой взгляд, министерством принято верное решение. В России на сегодняшний день более тысячи высших учебных заведений. Поддерживать их все, распыляя ресурсы, было бы бессмысленно. Стратегия развития нашего вуза, по сути, такая же – максимальную поддержку оказывать лучшим. В 2007 году, когда я был избран ректором, бюджет Омского технического университета был всего 700 млн рублей. И эти деньги размазывались на 83 направления подготовки специалистов. Всем выделялось примерно поровну, и нигде никаких значительных результатов не было. Первое, что я предложил, сконцентрировать основные финансовые средства на нескольких направлениях, где мы имеем наиболее сильные позиции, создавать по этим направлениям ресурсные центры, закупать самое современное оборудование.
— Какой ресурсный центр был первым?
— Ресурсный центр в области систем управления, автоматизации и робототехники. Правда, этот первый опыт, я считаю, был не слишком удачным. Австрийский концерн FESTO предложил нам на условиях лизинга оборудование на 600 тысяч евро, мы согласились, купили, создали ресурсный центр, а потом выяснилось, что для учебного процесса это оборудование, конечно, пригодится, но научные исследования в области систем управления омской промышленностью сегодня почти не востребованы. И следующий шаг мы сделали уже более осмысленный – создали ресурсный центр металлообработки, в которой мы признанные лидеры. Третьим создали ресурсный центр микроэлектроники и приборостроения. А в этом году открыли еще три центра – нанотехнологий, информационных технологий и энергосбережения. Сегодня мы уже знаем, как резко увеличить объемы хоздоговоров на приобретаемом оборудовании. Нужно объединяться с предприятиями и предлагать не просто научно-исследовательские работы, а уже опытно-конструкторские решения. То есть продуктом исследований должна стать не бумага, а конкретный продукт, который предприятие сможет запустить в серийное производство. Мы генерируем идеи, у предприятий проблемы есть, а кооперация – она всегда экономит деньги. Четыре года назад у нас объем хоздоговоров был всего 25 млн рублей. Сегодня – 105 миллионов. И это значит, что мы выбрали верную стратегию. Мы и дальше планируем развиваться, базируясь на тех же принципах. Выделили 18 главных направлений подготовки технических специалистов, прежде всего в наукоемком машиностроении, в ракетно-космических технологиях, радиотехнике и приборостроении, в информационно-коммуникационных технологиях, и каждое обеспечим, как минимум, одним ресурсным центром.
— Какие-то стандартные требования Минобрнауки выдвигало к программам стратегического развития?
— Требование было только одно – софинансирование. Чтобы к тем деньгам, которые выделяет государство, вуз добавлял свои средства в таком же объеме. Мы готовы выделять и больше. На 2012 год нам государство дает 100 млн рублей, мы вкладываем 175 млн рублей. В 2013 году мы увеличим объем софинансирования до 202 млн рублей, а в 2014 году – до 230 млн рублей. И в последующие годы, когда государство нам уже ничего не обещает, мы все равно продолжим выделять средства на программу развития. Общий бюджет всей программы – 1,43 млрд рублей. Из них только 300 млн рублей – государственные. Остальные – это наши, заработанные деньги, из внебюджетных источников.
— На что именно вуз потратит почти полтора миллиарда рублей?
— По 100 млн рублей мы планируем ежегодно направлять на приобретение оборудования для ресурсных центров. И такую же сумму – на капитальное строительство. Нам необходимо завершить реконструкцию двух зданий на улице Химиков, достроить новый пятиэтажный учебный корпус площадью 12 тысяч кв. метров на проспекте Мира, к проектированию которого сейчас приступает Омскгражданпроект. Ну и по 56-57 млн рублей планируем ежегодно выделять на доплаты профессорско-преподавательскому составу. Не всем, естественно, поровну, а исходя из результата. Получил патент – получи доплату. Подготовил и издал монографию – получи доплату. Только так. На рейтинговой основе. У нас наработаны хорошие связи с Берлинским техническим университетом, Венским техническим университетом, Миланским техническим университетом, и по этой программе мы теперь сможем отправлять своих преподавателей на стажировку в эти вузы. Нельзя вариться в собственном соку. Необходимо, чтобы преподаватели, особенно молодые, своими глазами увидели, как организован учебный процесс и научная деятельность в ведущих европейских вузах. Квалификация и подготовка у наших преподавателей не хуже, чем в Миланском техническом университете. А знания, которые мы даем своим студентам, — они и глубже, и фундаментальней. Но пусть они сами в этом убедятся. И тогда почувствуют уверенность в своих силах.
— Хотелось бы все же понять, как именно ваш вуз зарабатывает деньги на науке. Какие у вас совместные проекты с омскими предприятиями, если не секрет?
— Ресурсный центр металлообработки, например, вместе с ОАО «Высокие технологии» занимается разработкой технологических процессов по обработке титана под SuperJet. Центр нанотехнологий в кооперации с Омсктехуглеродом и Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН, возглавляемым Владимиром ЛИХОЛОБОВЫМ, работает над новыми образцами технического углерода и их применением в резине. У нас сегодня есть такое оборудование, какого нет у предприятий, поэтому мы стали им интересны. Думаю, что увеличить объем хоздоговоров до 250 млн рублей – это вполне реальная задача. Самое главное, меняется менталитет у коллектива вуза. Если первые ресурсные центры создавались моими усилиями, я был их инициатором, то теперь люди сами приходят ко мне с предложениями. Уже очередь выстроилась из желающих, и передо мной сейчас стоит другая задача – сделать ревизию всех предложений и поддержать наиболее перспективные и востребованные направления.
— В конкурсе на статус национальных исследовательских университетов ОмГТУ участвовал?
— Непременно. Мы немного недотянули. У нас все же недостаточный объем хоздоговоров. У тех, кто победил, более весомые и бюджеты, и научные школы. Этот статус сегодня имеют в СФО только четыре вуза – Новосибирский госуниверситет, Томский политехнический и классический университеты, а еще Иркутский технический университет. У нас сейчас бюджет 1,25 млрд рублей. И хотя половину мы зарабатываем сами и объем научно-исследовательских работ в бюджете порядка 12%, но этого все равно не хватает, чтобы попасть в более высокую категорию вузов. Нам нужно иметь объем хоздоговоров не меньше, чем на 300 млн рублей. Вот если наш бюджет будет прирастать ежегодно на 10%, как мы планируем, а доля хоздоговоров в бюджете возрастет до 25%, тогда мы точно получим статус национального исследовательского университета.
— Есть еще один вариант – объединиться с другим вузом и стать крупнее. В Екатеринбурге объединили технический университет с классическим и получился Уральский федеральный университет имени первого президента России…
— Если мы соберем вместе сто серых мышей, то красивая серая лошадь все равно не получится. Объединив проблемы, мы только увеличим их количество. Если говорить конкретно об Омске, нужно сначала понять, какую мы задачу хотим решить, а только потом думать о создании федерального университета. Лично у меня нет ответа на такой вопрос. Я еще могу понять объединение педагогического и классического университетов, поскольку их образовательные программы во многом дублируют друг друга. Присоединение института сервиса тоже понимаю, но уже с натяжкой. Объединение – это всегда оптимизация. Приходит рачительный хозяин, убирает все лишнее. Естественно, лишними окажутся образовательные программы по техническим специальностям, поскольку подготовка одной такой программы обходится в 20 млн рублей и даже больше иногда. Зачем рачительному хозяину такие неочевидные затраты? Будет спрос на эту специальность, не будет – пока непонятно. У нас специальности, связанные с аэрокосмической техникой, не были востребованы много лет. Если бы технический университет закрыл эти специальности, никто бы и не заметил, я вас уверяю. А сегодня, когда начинается подъем космической промышленности, к нам поступает госзаказ на подготовку инженеров. Аналогичная ситуация и с криогенщиками, и с литейщиками. Да, сегодня никто о них не вспоминает, они никому не нужны. А что будет завтра? Что бы мы делали, если бы уничтожили школу космической техники, которая создавалась в Омске более сорока лет? Вот если рассматривать вопрос о слиянии технического университета и автодорожной академии – это совершенно другое дело. Думаю, никто бы не потерял от такого объединения – ни мы, ни они. А объединять гуманитарный вуз и технический ради того, чтобы отдать дань моде, – это неправильно. Мы и самостоятельно сможем нарастить свой потенциал. Продвинутым техническим вузом и исследовательским центром мирового уровня можно стать и не будучи большим вузом. В Массачусетском технологическом университете, например, студентов меньше, чем у нас сегодня. В Калифорнийском технологическом институте учится еще меньше – чуть более двух тысяч студентов и аспирантов. Зачем гигантомания? Нужно просто работать эффективно. Когда мы сможем платить преподавателю зарплату в 100 тысяч рублей, у нас будут работать только самые лучшие. Правильно?
— Думаю, да, вы правы. Но все же ОмГТУ позиционирует себя региональным вузом…
— Уже и не совсем региональным. У нас есть три филиала на Тюменском Севере – в Сургуте, Нефтеюганске и Нижневартовске, которые обеспечивают всю эту территорию инженерами-электриками, специалистами по нефтегазовому оборудованию и так далее. Если говорить в общем, только половина наших выпускников остается работать в Омске. Остальные разъезжаются по всей России.
— Сколько вы в 2011 году набрали на первый курс и каков средний балл ЕГЭ у поступивших?
— Набор на дневное бюджетное обучение не изменился – 1250 студентов. Еще у нас было 400 бюджетных мест в очную магистратуру, на которые мы брали в основном своих бакалавров. Плюс к этому мы набираем ежегодно 1100-1200 заочников и вечерников. Если говорить о среднем балле, он у нас был выше, чем среднероссийский. Средний балл ЕГЭ по всем вузам России чуть выше 55%, у нас – 60,7%. По этому показателю мы вошли в первую сотню вузов.
— В следующем году бюджетные места будут распределяться и на лучшие негосударственные вузы. На ваш взгляд, это изменит ситуацию на рынке образовательных услуг?
— Конечно. У многих государственных вузов, я думаю, возникнут проблемы. Нужно будет постоянно доказывать, что ты лучший, чтобы тебе выделили хотя бы такое же количество бюджетных мест. Нам несколько легче, поскольку подготовка инженеров – дело затратное и в негосударственных вузах инженеров не готовят. В России всего 150 вузов технического профиля. А экономистов готовят многие, если не все. И когда летом 2012 года в борьбу за абитуриентов-экономистов вступят еще и негосударственные вузы, то начнется демпинг. Проблема еще в том, что с 2012 года в государственных вузах стоимость обучения коммерческого студента не должна быть ниже стоимости бюджетного обучения.
— То есть?
— Вот у нас, например, бюджетное обучение обходится в 78 тысяч рублей в год, значит, эту же цену должны платить и наши коммерческие студенты. И получается непростая ситуация, которую я и сам до конца еще не совсем понял. У нас технический вуз, поэтому стоимость бюджетного обучения закономерно больше, чем в педагогическом и классическом университетах. Но если мы своим экономистам и гуманитариям объявим цену в 78 тысяч за год обучения, а ОмГУ поставит цену меньше, то результат мы получим понятный – на экономические специальности к нам вообще никто не придет.
— Сократится набор коммерческих студентов, пострадает ваш бюджет…
— С одной стороны, это так, конечно. С другой стороны, коммерческих студентов на дневной форме обучения у нас не очень много – порядка 400. Будем восполнять другими механизмами – профессиональной переподготовкой, заочной формой обучения. А по большому счету нам нужно, я считаю, уходить из чисто гуманитарного профиля, переориентировать гуманитарные кафедры. Вот, допустим, есть у нас кафедра дизайна и рекламы. Она может готовить специалистов в области промышленного дизайна и специалистов по информационным технологиям в рекламе и дизайне. Это сложный процесс, конечно, но другого пути нет.